Конспект внеурочного мероприятия для 5 класса.
Оценка 4.7

Конспект внеурочного мероприятия для 5 класса.

Оценка 4.7
Культурные мероприятия +1
docx
русская литература
4 кл—6 кл
01.02.2022
Конспект внеурочного мероприятия для 5 класса.
Внеурочное мероприятие сделано на основе литературной сказки
Кл.час_Евтушенко.docx

План-конспект проведения воспитательного мероприятия и его анализ.

Класс:

Тема: «Мудрость народная»

Дата: 18.10.2021

Время: 12:00-12:40

Учитель: Евтушенко В.И.
Форма проведения воспитательного мероприятия: Классный час.
Цель: Воспитывать в детях патриотизм, любовь к Родине, и уважение к русской культуре.
Задачи:

Воспитательные:

1.     Способствовать формированию уважения к русской культуре

2.     Содействовать воспитанию в детях патриотизма

3.     Способствовать воспитанию любви к Родине

Развивающие:

1.     Способствовать развитию правильно излагать свои мысли

2.     Способствовать развитию логического мышления.

Образовательные:

1.     Познакомить детей с русским народным творчеством.

2.     Сформировать у учащихся представление об особенностях русских народных пословиц, поговорок, былин и сказок.

3.     Показать их глубокий нравственный смысл.

Возраст обучающихся: 11-12 лет.

Материально-техническое обеспечение: Проектор, персональный компьютер и раздаточный материал.

Оформление доски: Тема, пословицы, поговорки, незнакомые слова:
- Сирых – сирот; сулить – обещать; несметный – огромный; витязь – воин.
- «Кто рано встает, тому Бог дает».
- «Кто отца и мать почитает, тот вовеки не погибает».
- «Медвежья услуга» - (т.е. помощь, обращенная во вред).

Этапы мероприятия:

·        Вступительное слово учителя

·        Разминка (пословицы)

·        Анализ пословиц

·        Анализ поговорок

·        Сказки

·        Былины

·        Просмотр мультфильма "Илья Муромец".

·        Викторина

·        Заключительное слово учителя.

Применяемые методы воспитания:

·        Методы формирования сознания: рассказ, беседа, пример.

·        Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: демонстрация, воспитывающая ситуация, приучение.

·        Методы стимулирования и мотивации: поощрение, игра, одобрение.

Избранная форма воспитательной работы: беседа

Ход воспитательного мероприятия.

Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встречи. Сегодня мы с вами проведем воспитательное мероприятие на очень необычную тему "Мудрость народная", а также посмотрим мультфильм, и в конце урока проведем небольшую викторину. Итак, каждому народу на планете Земля свойственны те или иные манеры поведения, особенности общения. Каждый народ имеет свой набор сказок, пословиц и поговорок. И именно они стали истинным воплощением народной мудрости. Тема выбрана в связи с тем, что сказки, пословицы и поговорки шагают с нами на протяжении всей нашей жизни. Помогают нам принять правильное решение, объяснить наши поступки, и иногда ответить на сложный вопрос.
Разминка:
Скажу вам одну пословицу, которую, вы все слышали: «век живи – век учись» ее мне постоянно твердила моя мама, а моей маме – ее родители. Наверное, и вам о ней не раз говорили ваши родители. Вы, наверное, слышали от своих дедушек и бабушек многие другие пословицы. Приведите мне пожалуйста ваши примеры.
Ответ: Отца с матерью почитать - горя не знать; Мал да удал; На ошибках учатся; Глаза страшатся, а руки делают и т.п.

Анализ пословиц:
Ребята, мы с вами уже немного поговорили о пословицах, вспомнили некоторые из них, а вот что такое пословица мы еще не выяснили. Итак, пословица – это одно, целое предложение, которое содержит нравоучение, мораль и наставление. Обратите, пожалуйста, свое внимание на доску. Первые две фразы это пословицы. Давайте сейчас вместе их проанализируем.
Вопрос: Как вы думаете, о чем говорится в первой пословице «Кто рано встает, тому Бог дает»?
Ответ: высказывают свои предположения (что Бог помогает, тем кто рано встает).
Да вы совершенно правы, в данной пословице сказано, что если рано встать, то Господь во всем поможет. Помогает он потому, что когда встаешь рано, есть время, не торопясь, помолиться на предстоящий день, есть время сделать все дела по дому, сделать уроки и представьте, остается время для того, чтобы сходить погулять с друзьями. Если же мы до обеда спим, то проснувшись, мы не замечаем, как быстро пролетает день….
Теперь давайте рассмотрим следующую пословицу «Чужбина – калина, родина – малина».
Вопрос: (наводящий) Ребята, кто из вас пробовал калину на вкус?
Ответ: горькая, невкусная.
Вопрос: Согласна с вами. Так о чем же нам говорит пословица?
Ответ: Высказывают свои предположения (дома хорошо, а на чужбине плохо).
Эта пословица рассказывает нам о нашей милой родине. Калина – это горькая ягода, а малина – сладкая и желанная. Чужбина здесь сравнивается с горечью, конечно когда нет рядом близких людей, когда место тебе не знакомо, то человеку грустно. А на родине все мило, душа человека всегда стремится в родные края, так же, как каждый человек летом, увидев куст малины, спешит к ее сладким ягодкам.
Молодцы и с этой пословицей мы разобрались, можем приступать к следующей пословице «Крови не одной, а души одной».
Вопрос: Скажите, как вы называете людей, которые вам не родственники, т.е. вы с ними не одной крови, но с которыми вам интересно общаться, ходить в школу и гулять?
Ответ: Высказывают свои предположения (друзья, подруги).
Да вы правы это ваши друзья.
Анализ поговорок:
Мы с вами ребята рассмотрели пословицы, поняли, о чем они нас учат. Теперь давайте рассмотрим, что же такое поговорки, а также выясним, чем отличается поговорка от пословицы. Поговорка – это фраза или словосочетание, которое легко можно заменить другими словами. Давайте снова обратимся к нашей доске:
Итак, «Кот наплакал» - вообще-то коты не проливают слез, поэтому употребляют эту поговорку, когда остается чего-то очень мало или совсем ничего не остается.
Вопрос:  Давайте еще одну поговорку разберем. «Делать из мухи слона» - т.е. преувеличивать значения события. Приведите мне примеры пожалуйста, когда можно применить эту поговорку.
Ответ: (когда много шума из-за пустяка и.т.п.)
Молодцы, а вот еще одна поговорка «Медвежья услуга» - ее стали употреблять после басни Крылова «Пустынник и медведь». В ней говорится о Медведе, который, отгоняя муху от своего друга, по неловкости убил вместе с мухой самого Пустынника, когда она села ему на лицо. (Слайд №1). Поэтому «Медвежья услуга» - это помощь, обращенная во вред, ведь Мишка хотел помочь, а получилось со всем наоборот.

Вопрос: Ребята, вы можете привести свой пример «медвежьи услуги»?
Ответ: (решила помочь маме кашу подогреть, а она подгорела; хотел чай налить товарищу и нечаянно его облил).
Анализ сказок:
Вопрос: Ребята, а вы в детстве читали сказки?
Ответ: Да читали и т.п.
Появились сказки, очень давно. "Сказка" – от слова "сказывать", "рассказывать". Так оно и было раньше – сказку обязательно рассказывали, а не читали по книге, как чаще всего делают сейчас. Авторы многих сказок нам не известны – затерялись их имена в глубине веков и через наших родных они передавались из поколения в поколение, такие сказки называются народными. Но есть сказки, авторы которых известны точно.
Вопрос: Кто сочинил "Сказку о рыбаке и рыбке" (А. С. Пушкин), «Дюймовочка» (Андерсен Ганс Христиан), "Конёк-горбунок" (Петр Павлович Ершов).
Ответ: ученики вспоминают авторов перечисленных сказок.
Такие сказки называются авторскими или литературными.
Вопрос: А вы знаете, чем сказки похожи между собой?
Ответ: Высказывают свои предположения (все сказки учат нас добру или все сказки хорошо кончаются и т.п.).
Совершенно верно. В любой сказке обязательно побеждает добро. В этом и заключается мудрость сказки.
Давайте рассмотрим с вами сказку о «Рыбаке и рыбке» (Слайд 2)
В сказке старуха выражает зло, ей характерна зависть, злоба, жадность, жажда власти и богатства. А мы с вами ребята помним, что во всех сказках, добро побеждает зло. Но в этой сказке добро не только побеждает зло, но еще его наказывает и поучает.

Былины:
От пословиц, поговорок, русских сказок можно набраться огромной мудрости, но силу русского духа, ее веру, стойкость и благочестие мы можем узнать из Былин.
В давние времена народ сложил удивительные песни-сказания о русских богатырях и витязях. Былина – это старина, это сам народ и жизнь Руси, и жизнь эта рисуется в песнях со всеми подробностями о домашней, военной и придворной обстановке. Былины учат нас любить родину и их народ, где сила, ум, доблесть и добрые качества открываются в созданных ими легендах. Главные герои былин – это русские богатыри, люди которые обладают невиданной силой, безграничной храбростью и разными талантами.

Любимый герой былин – Илья Муромец (Слайд №3).
Давайте мы с вами посмотрим о нем небольшой мультфильм, кто смотрел – вспомнит, кто не видел – узнает. Смотрите мультфильм внимательно, после мы с вами продолжим нашу увлекательную беседу.

(Просмотр мультфильма «Илья Муромец») – 10 минут.

Вопрос: Ребята, как вы думаете, почему Русский богатырь Илья лежал прикованным к кровати до 33 лет?
Ответ: В те времена молодые люди проверяли свою силушку. Бились стенку на стенку, порою проливая невинную кровь. Поэтому Господь, сохраняя жизнь Ильи Муромца до поры до времени лишил его ног. Когда же на Русь святую нашла туча темная – иго татарское, Господь исцелил Илью и дал ему великую силушку, для того, чтоб оберегал свою родину и веру христианскую.
Ребята сейчас я вам прочитаю отрывок из былины – благословение отца Ильи Муромца: «На добрые дела даю тебе свое благословение родительское; только на худые дела нет тебе моего благословения; не проливай напрасно крови христианской, не делай зла даже и татарину, за сирых заступайся».
Вопрос: Ребята, как вы понимаете слова отца?
Ответ: Предположения детей (из этого отрывка видно, что отец Ильи Муромца благословлял его только на добрые дела).
Вопрос: Как вы думаете, почему Иван Тимофеевич завещал своему сыну: не делать зла даже и татарину?
Ответ: Татарин – это тоже человек и мы не имеем права причинять ему зло, только потому, что мы этого хотим. Поэтому вы ребята должны понимать, что нельзя обижать друг друга, что лучше все разногласия решать мирным путем, а не так как мы любим это делать – кулаками.
Вопрос: Давайте вместе с вами мы сейчас попытаемся вспомнить одну былину – «три поездки Ильи Муромца» (Слайд №4).
Представьте…, едет по чистому полю, богатырь могучий, глубокую думушку думает и не заметил, как оказался пред белым камнем, а на нем надпись…

Вопрос: Ребята, а как вы считаете, Илья Муромец – это вымышленный герой, или он все же жил на Руси?
Ответ: Он жил на самом деле.
Илья Муромец жил на самом деле.(Слайд № 5)
Родился примерно в X веке в селе Карачарове под старым городом Муромом. В конце своей жизни он принял монашеский постриг. Погиб, как предполагают, при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем. Причиной смерти послужил удар острого орудия меча в грудь. После смерти тело Ильи Муромца поместили в Киево–Печерском монастыре, и 1643 году он был прославлен в лике святых, где и до сих пор покоятся его мощи (Слайд №6). Люди, помня о его подвигах, воздвигли ему памятник в городе Муроме. (Слайд №7).
В конце прошлого века ученые провели исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. Результаты оказались поразительными: на его костях ученые обнаружили множественные травмы: переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. Это подтверждало о том, что Илья Муромец был могучим воином, участником жестоких сражений.

Вопрос: Каких богатырей вы еще знаете?
Ответ: Дети вспоминают богатырей (Добрыня Никитич, Алеша попович и.д.) (Слайд №8 и 9).

Вспомните о Добрыне Никитиче, который храбро сражался со Змеем Горынычем. Об Алеше Поповиче, который сражался с Тугариным. О Святогоре, который хотел судьбу свою перехитрить, да спас красавицу, которая стала его женою. О Вольге Святославиче, который мог обернутся, в сокола ясного, в волка серого и гнедого турка. О Дунай Ивановиче, который князю Владимиру невесту привез.
Вопрос: Ребята, что их связывает?
Ответ: Приводят свои предположения (они учат все добру, дружбе и т.п.)
Правильно, они нас учат добру, любви, надежде, вере, доблести и дружбе. Они являются мудростью народной.

Викторина:
А теперь давайте проведем с вами небольшую викторину, за каждый правильный ответ, вы будете зарабатывать по одной закладке. В конце игры, каждый посчитает свои закладки, и у кого их будет больше всего, получит приз. Буду спрашивать только тех, кто первый поднял руку.

·        Что такое поговорка? (Это фраза слов, которую можно заменить другим словом)

·        Что означают слова «Медвежья услуга» (помощь, обращенная во вред)

·        Чем отличается пословица от поговорки (поговорку можно заменить другим словом)

·        Какие сказки называются народными? (сказки, авторы которых нам не известны)

·        Кто главные герои былин? (Богатыри)

·        Чему нас учит былина? (любить родину и ее народ, помогать друг другу)

Заключительное слово учителя:
Народ – единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, композиторы, поэты черпали вдохновение в народе. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». А вы ребята, являетесь носителями народной мудрости, помните об этом. Мне очень понравился наш классный час, но он, к сожалению, подошел к концу, всем огромное спасибо за участие, до скорых встреч.

 

Выводы о результатах проведения воспитательного мероприятия.

·        В ходе всего воспитательного мероприятия отмечался высокий уровень заинтересованности школьников.

·        Были сформированы ценностные отношения и положительные качества обучающихся за счет реализации поставленной цели и задач.

·        К концу воспитательного мероприятия сплоченность класса стала крепче и дружнее.

Все вышеописанное свидетельствует о том, что воспитательное мероприятие прошло успешно.


 

План-конспект проведения воспитательного мероприятия и его анализ

План-конспект проведения воспитательного мероприятия и его анализ

Кто отца и мать почитает, тот вовеки не погибает»

Кто отца и мать почитает, тот вовеки не погибает»

Помогают нам принять правильное решение, объяснить наши поступки, и иногда ответить на сложный вопрос

Помогают нам принять правильное решение, объяснить наши поступки, и иногда ответить на сложный вопрос

Теперь давайте рассмотрим следующую пословицу «Чужбина – калина, родина – малина»

Теперь давайте рассмотрим следующую пословицу «Чужбина – калина, родина – малина»

Вопрос: Давайте еще одну поговорку разберем

Вопрос: Давайте еще одну поговорку разберем

Вопрос: А вы знаете, чем сказки похожи между собой?

Вопрос: А вы знаете, чем сказки похожи между собой?

Вопрос: Ребята, как вы думаете, почему

Вопрос: Ребята, как вы думаете, почему

Илья Муромец жил на самом деле

Илья Муромец жил на самом деле

Викторина: А теперь давайте проведем с вами небольшую викторину, за каждый правильный ответ, вы будете зарабатывать по одной закладке

Викторина: А теперь давайте проведем с вами небольшую викторину, за каждый правильный ответ, вы будете зарабатывать по одной закладке

Были сформированы ценностные отношения и положительные качества обучающихся за счет реализации поставленной цели и задач

Были сформированы ценностные отношения и положительные качества обучающихся за счет реализации поставленной цели и задач
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2022