Конспект воспитательного события
Форма события: урок
Тема события: «Любовь и уважение к Отечеству».
Цель события: создание условий для формирования у детей чувства любви и уважения к Отечеству, к Родине, базовых национальных ценностей.
Задачи события:
1) воспитывать духовно-нравственную личность, пробуждать в сердце и душе ребенка любовь, доброту, сострадание, милосердие, формировать базовые национальные ценности, чувство любви и уважения к своей Родине, народу,
2) формировать понятия Родина, Отечество, патриотизм; страна, город, малая Родина, семья, добрые дела.
3) развивать познавательный интерес к истории нашей Родины; развивать устную речь учеников.
Участники события: учащиеся, педагоги, родители, ветераны.
Техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, видеоролик, музыкальное сопровождение, тексты, письма.
Ход реализации:
I. Стадия вызова.
1.Организационный момент.
Учитель: Приветствие “Здравствуйте!”
- Сегодня у нас необычный урок, надеясь, что он будет полезным для вас и интересным. Наш урок будет наполнен одним очень красивым состоянием человеческой души. А каким, вы скоро определите сами. Давайте улыбнёмся друг другу, и пусть все будет хорошо!
Мы начинаем! Внимание на экран! (Презентация)
2. Мотивация к учебной деятельности и актуализация имеющихся знаний по теме.
Учитель предлагает прочитать эпиграфы к уроку, подумать, какие слова пропущены.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, ………. посвятим
Души прекрасные порывы! А.С. Пушкин
Если крикнет рать
святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте ……….. мою». С.А. Есенин
(Дети: Отчизне, Родину)
Учитель: Молодцы!
- Какие чувства выразили поэты?
(Дети сказали: любовь к Родине, к Отчизне, к своей семье )
Учитель: Вы, наверное, догадались, о чём мы будем говорить на этом уроке. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
(Учащиеся свободно вывели тему урока)
II. Стадия осмысления.
1. Сообщение темы и цели урока.
Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству».
Найдите ключевые слова в теме урока:
( Учащиеся высказали: любовь, уважение, Отечество).
2.Основная часть урока:
РОДИНА – ОТЕЧЕСТВО (таблички слов)
Учитель: А что для вас означает слово Отечество? Родина? (рассуждают)
Дети: (Во время рассуждения учащиеся отвечали: Отечество – как отец, Родина – как род, родословная, продолжение рода).
Дети подвели итог:
Моя Родина – это земля моего народа.
Моя Родина – это душа моего народа, его вера, его чаяния и молитвы.
Моя Родина – это традиции и культура моих предков.
Учитель: Отечество - родная страна. Понятие Отечество обозначает страну предков (отцов) человека.
Учитель: Значит, слова Родина и Отечество имеют одно значение?
Дети: да.
Учитель: Как называются такие слова?
Дети: синонимы.
Учитель: в этих словах, есть оттенки отличия. Какие? (Повторяют)
Учитель: К.Д. Ушинский писал: "Наше Отечество, наша родина-матушка Россия, Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, напоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и бережёт нас. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина"
Учитель: Как называется наша Родина?
Дети: Российская Федерация, Россия.
Учитель: Значит мы с вами кто?
Дети: Россияне
3. Физминутка
4. а) Вопрос, открывающий обсуждение по теме урока:
Учитель: В течение этого курса вы познакомились с великим духовным наследием, которое многие века передавалось из поколения в поколения. Вы узнали о духовных идеалах, о том, во что верили и как жили наши предки, как любили свою Родину.
б) работа с материалом учебника (стр.95):
Учитель: Мы произнесли очень важное слово любовь. А что такое любовь?
Дети: Любовь - это такое состояние души человека, чувство, когда все трепещет, это уважение, поддержка, понимание, забота.
Учитель: Откройте свои учебники на странице 95 и прочитайте второй абзац.
Учитель: Итак, ребята, к кому или чему может быть наша любовь?
Дети: к родителям, близким, семье, друзьям, Родине.
Учитель: Молодцы, ребята! А в чём ценность любви? Какой должна быть наша любовь?
Дети: искренней, настоящей, бескорыстной.
Учитель: Правильно, ребята, а что значит бескорыстная любовь?
Дети: Это означает то, что человек делает что-то хорошее и не ждёт выгоды для себя.
ЛЮБОВЬ - ЭТО СЛУЖЕНИЕ!
Учитель: А как может проявляться любовь к Отечеству?
Дети: помогать ближним, беречь окружающую природу, защищать Отечество, заботится о своих родных и близких.
в) творческая работа ( на доске)
Учитель: Давайте же все-таки уточним, что значит любить Родину, любить своё Отечество ( к доске прикрепляется круг со словом Отечество).
Дети: защищать, уважать, ценить, беречь, заботиться, украшать, гордиться, любить свою семью, ближнего своего, друзей, одноклассников. ( каждый лучик прикрепляется и вырисовывается солнце на доске)
Учитель: А что значит уважать Отечество?
Дети: Помнить о прошлом.
Помогать фронтовикам и пенсионерам.
Почитать традиции родителей.
Быть гостеприимным.
Изучать историю своей Родины.
Учитель: Так что же сохранит наше Отечество?
Дети: Любовь
Память
Свобода
Милосердие
Долг
Справедливость
Уважение
Забота и т.д.
Учитель: А в какие моменты человек тоскует по Родине?
Дети: когда человек вынужден уехать.
Учитель: Это чувство называется – НАСТАЛЬГИЯ (новое слово)
Запишите это слово в тетрадь.
В истории нашей страны много людей, которые покинули свою Родину, но душой и сердцем оставались нашими соотечественниками, русскими!
г) Работа в группах
Учитель: Вы молодцы, ребята! Мы сейчас с вами поработаем в группах, и вы узнаете, когда еще связь с Родиной бывает самой жгучей.
- Я сейчас раздам вам письма, ваша задача прочитать их и обсудить в группах.
Работа с текстами – письмами. Обсуждение каждого письма в группах.
Тексты писем для групп:
1. Записка матроса – пулеметчика А. В. Калюжного
«Родина моя! Земля русская! Я, сын ленинского комсомола, его воспитанник, дрался так, как подсказывало мне сердце, уничтожал гадов, пока в груди моей билось сердце. Я умираю, но знаю, что мы победим. Врагу не бывать в Севастополе! Моряки- черноморцы! Уничтожайте фашистских бешеных собак. Клятву воина я сдержал».
Калюжный. 20 декабря 1941г.
2. Записка и письмо партизанки В. Поршневой матери
«Завтра я умру, мама.
Ты прожила 50 лет, а я лишь 24. Мне хочется жить. Ведь я так мало сделала! Хочется жить, чтобы громить ненавистных фашистов. Они издевались надо мной, но я ничего не сказала. Я знаю: за мою смерть отомстят мои друзья – партизаны. Они уничтожат захватчиков.
Не
плачь, мама. Я умираю, зная, что всё отдавала победе. За народ умереть не
страшно, за Родину умирать не страшно. Передай девушкам: пусть идут
партизанить, смело громят оккупантов.
Наша победа недалека!
29 ноября 1941 г.
3. Из
письма брату - В. Кузнецову
…В ближайшие дни отправлюсь на фронт. Лечу на самолете.
Витя, ты,- мой любимый брат и боевой товарищ, поэтому я хочу быть с тобой
откровенным перед отправкой на выполнение боевого задания.
Война за освобождение нашей Родины от фашистской нечисти требует жертв.
Неизбежно приходится пролить много крови, чтобы наша любимая Отчизна цвела и
развивалась и чтоб наги, народ жил свободно.
Для победы над врагом наш народ не жалеет самого дорогого-своей жизни .Жертвы
неизбежны. И я хочу откровенно сказать тебе, что очень мало шансов на то, чтобы
я вернулся живым. И я совершенно спокойно и сознательно иду на это, так глубоко
осознаю, что отдаю жизнь за святое, правое дело ,за настоящее и цветущее
будущее нашей Родины.
Мы уничтожим фашизм, спасем Отечество. Нас вечно будет помнить Россия, счастливые
дети будут петь о нас песни, и матери с благодарностью и благоговением будут
рассказывать детям о том, как в 1942 году мы отдали жизнь за счастье нашей
горячо любимой Отчизны. Нас будут чтить и освобожденные народы Европы.
Разве может остановить меня, русского человека, большевика, страх перед
смертью? Нет, никогда наша земля не будет под рабской кабалой фашистов. Не
перевелись на Руси патриоты, на смерть пойдем, но уничтожим дракона! Чтоб в
веках их потомки заказывали своим внукам не совать своей подлой морды в Россию.
Здесь их ждёт только смерть…
Будь здоров, братец. Целую крепко. Твой брат Николай.
25 июня 1942 г.
4. «Милая
Тонечка!
Я не знаю, прочитаешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это
последнее мое письмо.
Сейчас идет бой жаркий, смертельный, Наш танк подбит. Кругом нас фашисты.
Весь день отбиваем атаку. Улица Островского усеяна трупами в зелёных мундирах, они
похожи на больших недвижимых ящериц. Сегодня шестой день войны. Мы остались
вдвоем-Павел Абрамов и я. Ты его знаешь, я тебе писал о нем. Мы е думаем о
спасении своей жизни. Мы воины и не боимся умереть за Родину. Мы думаем, как бы
подороже немцы заплатили за нас, за нашу жизнь…
Я сижу в изрешеченном и изуродованном танке. Жара невыносимая, хочется пить.
Воды нет ни капельки. Твой портрет лежит у меня на коленях .Я смотрю на него, на
твои голубые глаза, и мне становится легче-ты со мной.
Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия ,косил
пулеметным огнем, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы
скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись…Танк содрогается от
вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе. Павел бьет
по врагу прицельным огнем, а я «Отдыхаю» ,с тобой разговариваю. Знаю, что это в
последний раз.
Хорошо умирать, когда знаешь, там, далеко, есть близкий тебе человек, он
помнит обо мне, умает, любит. Сейчас я вижу свою родную улицу, свой дом,
зеленые деревья ,цветы в саду яркие-яркие, родных и близких, и конечно же тебя…
У вас, оставшихся в живых, после войны жизни будет яркая, красочная, как наши
у дома цветы, и счастливая… За нее умереть не страшно… Ты не плачь. На могилу
мою, ты, наверное, не придешь ,да и будет ли он –могила-то?»
28 июня 1941 г.
Учитель: Что мы сейчас прочитали?
Дети: письма с фронта.
Учитель: Как вы думаете, кто написал эти письма?
Дети: воевавшие люди, которые стоят на пороге смерти.
Учитель: Посмотрите на дату. Что это за дата?
Дети: возможно последний день жизни человека.
Учитель: О чем эти письма?
Дети: О любви к семье, Родине, любимой девушке, к брату.
Учитель: А что есть Родина для каждого из них?
Дети: родной дом, семья, близкие, друзья, место, где человек живет (Обсуждение по текстам)
Учитель: Как вы думаете, в какие моменты своей жизни мы особо остро ощущаем свою связь с Отечеством, с Родиной?
Дети: Когда человек стоит перед порогом смерти во имя Родины.
Учитель: Эти письма – послание из прошлого для каждого из нас! Мы с вами часть нашей Родины, за которую эти люди отдали самое дорогое – жизнь!
Учитель: Ребята! Этих людей уже давно нет, но они надеялись, что мы – будущее поколение также будем любить, защищать и беречь свое Отечество, как они!
- Я оставляю вам эти письма на память!
III. Подведение итога. Творческая работа.
Учитель: А мы с вами сегодня напишем новые письма! Для кого, спросите вы?
В Калининградской области вот уже 10 лет существует патриотическая акция «Поезд памяти», цель которой знакомство детей и молодежи Калининградской области с местами боевой славы, городами-героями Российской Федерации, с ветеранами Великой Отечественной войны, их подвигами и героизмом во имя своей Родины (просмотр видеоролика).
Также за время акции составляется «Книга Памяти» (показать «Книгу Памяти»). В этой книге ребята рассказывают о ветеранах, которые приняли участие в акции, об их боевом пути, их подвиге, выпускаются «Боевые листки», которые так же вошли в «Книгу Памяти». В поездку совместно с детьми отправляются ветераны Великой Отечественной войны, ветераны становления Калининградской области, ветераны вооруженных сил России и локальных воин. За время реализации проекта ветераны Великой Отечественной войны и калининградские школьники посетили места боевой славы – города - герои Минск, Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Смоленск, Брест, Тулу, Курск, Новороссийск.
Я являюсь постоянным участником данной патриотической акции. В этом году «Поезд памяти» отправится в город – герой Волгоград.
Учитель: И наши письма для участников и ветеранов Великой Отечественной войны, которые отправятся в «Поезд памяти - 2018»!
Я обязательно передам их ветеранам!
Дети: пишут письма ветеранам (прилагаются). Звучит песня: «От героев былых времен».
Тексты некоторых писем:
1. «Здравствуйте, уважаемый ветеран я хочу сказать Вам огромное спасибо! За то, что в то время вы защитили нас от фашистских захватчиков, за то, что вы не побоялись пойти на фронт. Ваша победа для нас очень важна, ведь мы живем благодаря вам. Мы вас уважаем и любим!»
2. «Дорогой ветеран! Я хочу сказать вам огромное спасибо т всей души от всего сердца. Спасибо вам за смелость, отвагу, непоколебимость духа. Спасибо за ваш Великий подвиг! Превозмогая холод, голод, боль от потери товарищей, вы шли вперед, сражаясь храбро и до последнего. Вы не сдавались, вы шли на встречу Великой Победы! Только благодаря вашему подвигу мы живем и есть чистое мирное небо над головой. Спасибо за Победу!»
3. « Уважаемый ветеран я благодарю Вас за великую Победу. Вы не содрогнулись перед лицом смерти и пошли, покинув дом, в бой за Родину. Преодолев боль и потери, Вы дошли до конца. Спасибо за победу!»
4. « Здравствуй, Уважаемый ветеран! Низкий Вам поклон. Только благодаря Вам, Вашему героизму и Вашему мужеству, мы живем! Здоровья Вам и еще раз низкий Вам поклон!»
5. « Я хочу сказать слова благодарности, за чистое небо у нас над головой, за то что вы в то время не побоялись защитить нашу страну от захватчиков. Подвиг который вы совершили вечен! Примеров подобного героизма нет в нашем мире. Ваш подвиг – это яркое подтверждение стойкости и героизма русского солдата. Пока на земле будут такие герои, не страшен ни один враг, ни одна беда. Спасибо Вам! Я всегда буду помнить о том, что вы сделали для нас!»
6. «Здравствуйте, уважаемый ветеран Великой Отечественной войны! Сколько бы не прошло времени мы всегда будем помнить, Вашу Великую Победу! Не жалея себя Вы шли на войну ради нас, ради того, чтобы мы жили в мире и спокойствии! Я не представляю тот страх и ужас, что пришлось Вам, чтобы победить! Мой прадедушка Александр ушел на войну, когда ему было 22 года. Это было очень страшное время! Когда я был маленьким, мама мне рассказывала, как страдали люди, но не переставали верить в нашу Великую Победу! Я желаю вам крепкого здоровья, долгих лет жизни, радости в каждом дне!!!»
(Тексты писем напечатаны с оригиналов детских работ, которые прилагаются, орфография и пунктуация сохранены).
IV. Рефлексия: (ресурсный круг)
Учитель: Что же сегодня на уроке было главным?
Дети: Любовь и уважение к нашей Родине. Нас всех объединяют духовные традиции и любовь к Отечеству. Мы должны любить, уважат свою Родину, заботиться о своём Отечестве! Мы все хотим, чтобы в нашей стране всегда был мир!
Учитель: Спасибо в ребята за такие замечательные слова. Я хочу закончить наш урок стихами известного поэта Г. Гладкова:
МОЯ РОССИЯ
О Господи!
Спаси и сохрани
Мою Россию, Родину, Отчизну!
Я с нею связан всей моею жизнью -
О Господи! Спаси и сохрани!
Я без неё не
проживу и дня.
Она моя печаль, моя отрада.
Мне без России ничего не надо -
Я без неё не проживу и дня!
Раскину руки,
будто два крыла.
Она моя – от края и до края.
Страна моя, земля моя родная…
Раскину руки, будто два крыла.
О Господи!
Какая красота:
Прожилки рек, и синие озёра,
Надежда, вера и любовь во взоре -
О Господи! Какая красота!
Спаси и сохрани её, Господь,
Мою Россию, Родину, Отчизну!
V. Предполагаемый результат
Формирование способности к саморазвитию, умение использовать межпредметные понятия в учебной, познавательной и социальной практике, так как он имеет межпредметную связь с историей, литературой, русским языком, музыкой, информатикой. Предметными результатами работы с данными материалами являются освоенные в ходе изучения темы умения по получению новых знаний, а также развитие способностей их применения в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях. Работа с данными материалами способствует формированию и совершенствованию коммуникативной компетенции, расширению кругозора и лексического запаса учащихся, овладению общей речевой культурой, историческими сведениями, связью поколений.
Создание проекта «Книга памяти», « Мы помним, мы гордимся!»
Приложение – письма ветеранам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.