Конспект воспитательного занятия
Направление внеурочной деятельности: общекультурное
Вид внеурочной деятельности: познавательная деятельность
Возраст: 9 - 10 лет
Тема: Как стать другом?
Цель – создание условий для формирования у детей нравственно – этических норм, воспитания желания быть дружными.
Задачи:
1. Познакомить с понятием «друг», «дружба», познакомить с важными качествами настоящего друга, правилами дружбы. Расширять знания о дружбе.
2. Развивать внимательность, воображение, мелкую моторику рук; формировать нравственных качеств: умение дружить, общаться в коллективе, беречь дружбу.
3. Содействовать воспитанию этических качеств личности: доброты, дружелюбия.
Форма проведения: этическая беседа
Вид планируемых УУД |
Формируемые УУД |
Планируемый уровень достижения воспитательных результатов |
Личностные УУД |
- формирование этических качеств личности: доброта, дружелюбие; - проявление дисциплинированности, точности и внимательности при работе. |
1 уровень – приобретение знаний о дружбе, понимание значения дружбы. |
Регулятивные УУД |
- уметь планировать собственную деятельность, определять цель внеурочного занятия; - уметь отбирать необходимые материалы для работы; - уметь планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления; - уметь работать по плану; - уметь осуществлять самоконтроль собственной деятельности; - уметь адекватно оценивать свою деятельность. |
|
Познавательные УУД |
- уметь отвечать на вопросы; - уметь делать выводы в результате совместной работы с учителем и одноклассниками; - уметь открывать новые знания и умения; - уметь сравнивать и анализировать информацию; - уметь самостоятельно создавать алгоритм действий; - уметь обобщать полученные знания; |
|
Коммуникативные УУД |
- уметь выражать свои мысли по данной теме; - уметь работать в группах, парах; – уметь слушать, вступать в диалог; – уметь ясно, точно и грамотно излагать свои мысли. |
|
Предметные УУД |
- уметь решать кроссворд; - уметь отгадывать загадки; - уметь работать с пословицами; - уметь различать понятия «друг», «товарищ», «приятель», «знакомый»; - уметь делать вывод по теме занятия. |
Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, проектор, доска, цветные карандаши, ручки, магнитики
Наглядный материал: мультимедийная презентация
Раздаточный материал: голубые конверты с кроссвордами (Приложение 1), карточки с зашифрованной темой занятия (Приложение 2), карточки с понятием слова «друг» (Приложение 3), карточки с пословицами (Приложение 4), карточки с качествами настоящего друга (Приложение 5), изображение человека для рефлексии (Приложение 6).
Ход занятия
Этап |
Время |
Содержание занятия |
Методические указания |
I |
00 |
Организационный
момент - Меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня я проведу у вас занятие. - Наше занятие будет во многом зависеть от вас. Вы готовы дружно работать? - Будете мне во всём помогать? - Очень замечательно! Тогда приступаем. - Начнём наше занятие с мимической гимнастики. - Пожмите друг другу руку, улыбнитесь и скажите: «Я желаю тебе замечательного настроения!» - Я желаю вам, ребята, счастья, успехов, радости и благополучия. |
|
II
|
01 |
Вводный этап - Ребята, что такое чувства и эмоции? (Эмоция - непосредственное переживание человеком каких-либо событий и ситуаций, они могут быстро сменять друг друга и протекать довольно интенсивно. Чувство – одна из основных форм переживания своего отношения к чему-либо.) - Отлично, сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд, в котором зашифрованы чувства и эмоции человека. - На ваших столах лежат голубые конверты. - Разгадывайте в парах. Время на выполнение задания 1 минута. Разгадывают кроссворд в парах. - Время вышло. Какое слово у вас получилось? (Дружба) - Верно. - Как вы думаете, что такое дружба? (Отношения между людьми, основанные на доверии, любви, искренности и взаимопонимании.) - Правильно. Кто такой друг? (Друг – это тот, с кем интересно играть, с кем интересно общаться, проводить время. Друг никогда не обидит и не предаст.) - Да, вы правильно рассуждаете. - Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия я предлагаю вам расшифровать тайное послание. - Найдите карточки на ваших столах. - Ваша задача зачеркнуть все нерусские буквы и числа, оставляя только русские. У вас должно получиться выражение. - Работайте в парах. Время на выполнение не больше 1 минуты. - Что у вас получилось? (Как стать другом?) - Правильно. - Значит, какая будет тема нашего занятия? (Как стать другом?) - Да, тема нашего занятия: «Как стать другом?». - Сегодня мы с вами поговорим о дружбе, о том, кто же является настоящим другом, какими качествами должен обладать друг, и что же необходимо сделать для того, чтобы стать другом. - Так какую тогда цель мы поставим на занятии? (Узнать, как стать настоящим другом) - Хорошо, всё правильно! - Составим план нашего занятия. ( 1.Узнаем, кого можно назвать другом. 2. Поработаем с пословицами о дружбе. 3. Узнаем, какие бывают правила дружбы. 1. 4. Узнаем, какими качествами должен обладать настоящий друг. 2. 5. Узнаем, что необходимо делать, чтобы стать другом.) 3. – Молодцы, всё верно. |
Приложение 1
Приложение 2
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
|
III 1)
|
05 |
Основная часть - Начнём работать с первым пунктом плана. - Что мы узнаем? (Узнаем, кого можно назвать другом) - Некоторые не точно понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить. - Обратите внимание на слайд. - Прочитайте, пожалуйста, слова. (Товарищ, знакомый, приятель) - Ребята, кто такой товарищ, как вы думаете? (Товарищ – человек, близкий по своим взглядам, деятельности, по условиям жизни.) - Какого человека можно назвать приятелем? (Приятель – человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения.) - Верно, а кто такой знакомый? (Знакомый — это человек, с которым вы общаетесь, которого вы знаете.) - Совершенно верно. - А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употребить. - Предлагаю вам поиграть в игру. - Я буду читать начало предложения, а вы будете угадывать последнее слово и громко его произносить. - Готовы? - О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать, что он для вас… (знакомый) - О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете, что он для вас… (приятель) - Об однокласснике, с которым вы сидите за одной партой, скажете, что он для вас... (товарищ) - О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете, что он для вас… (друг) - Все верно, молодцы! - Вот мы с вами и узнали, кого действительно можно назвать другом. - Предлагаю вам еще раз вспомнить, кто такой друг. - Для этого вам необходимо составить слова в правильной последовательности. - Работа в группах по четыре человека. - Открывайте конверты зелёного цвета. - Начните соединять стрелками со слова человек. - Работайте дружно, советуйтесь, громко не разговаривайте, остальным не мешайте. - Прочитайте, что у вас получилось, пожалуйста. (Человек, связанный с кем-то близкими хорошими отношениями, взаимной симпатией, основанной на взаимопонимании.) - Молодцы, верно запомнили. |
Слайд 4
Приложение 3
|
2) |
10 |
- Хорошо, приступим к выполнению второго пункта нашего плана. - Что будем делать? (Поработаем с пословицами о дружбе) - Работать будете в этих же группах. - Ваша задача закончить данные пословицы, выбрав нужное продолжение. А после этого выбрать ту пословицу, которая относится к нашей теме. - Сейчас я раздам каждой группе карточку. - Закончили, обратите внимание на слайд. - Первая группа, какая пословица получилась у вас? (Нет друга – ищи, а найдешь – береги.) - Как вы понимаете эту пословицу? (Пословица о том, что без хорошего, верного друга очень трудно, поэтому друзей нужно искать и заводить. Однако, найти действительно настоящего друга очень трудно, поэтому если человек нашёл такого друга, то должен беречь его и стараться пронести дружбу через года.) - Молодцы, вы верно поняли смысл пословицы. - Вторая группа, прочитайте, пожалуйста, свою пословицу. (Друг познаётся в беде.) - Объясните ее значение. (Это пословица о том, что настоящая дружба проявляется в испытаниях. В несчастье лишь преданные друзья помогают человеку, в то время как большинство людей стараются оградить себя от чужих проблем.) - Правильно, послушаем третью группу. Прочитайте пословицу, пожалуйста. (Дерево живёт корнями, а человек – друзьями.) - Как вы думаете, что значит данная пословица? (Данная пословица означает: как корни питают дерево, дают ему жизненные соки, так и друзья дарят человеку силы, помогают ему в беде и разделяют его радость.) - Хорошо, все верно. - Четвёртая группа, прочитайте, какая пословица получилась у вас. (Старый друг лучше новых двух.) - Объясните ее значение. (Старый, проверенный, давно знакомый, предсказуемый, надежнее даже двух новых, малознакомых, не проверенных житейскими ситуациями. Старый друг проверен временем, жизнью испытан.) - Послушаем пятую группу. - Прочитайте, пожалуйста, вашу пословицу. (Дружба не стекло: разобьёшь – не сложишь.) - Как вы понимаете эту пословицу? (Данная пословица предупреждает, что дружба - вещь очень хрупкая, поэтому сравнивается со стеклом, и если разбить ее, предать друга однажды, то назад былое доверие не вернешь, не склеишь.) - Молодцы! Слово последней группе. Прочитайте вашу пословицу. (Скажи мне кто твой друг, а я скажу кто ты.) - Объясните, пожалуйста, как вы понимаете смысл этой пословицы. (По друзьям и окружению человека, можно многое сказать и о нем. Человек дружит с теми людьми, которые похожи на него, с людьми, у которых такие же интересы, ценности, взгляды на жизнь, поэтому человека можно охарактеризовать, посмотрев на его друзей.) - Молодцы. - С пословицами мы поработали. - Что вы поняли? О чём нам говорят данные пословицы? (Данные пословицы указывают на то, что дружба дороже всего на свете, дороже материальных богатств, что любому человеку в жизни нужен настоящий, верный друг, который всегда будет готов помочь, успокоить, поддержать в трудную минуту. Дружбу нужно беречь, ценить.) - Да, вы правы, ребята. Дружба – клад. |
Слайд 5
Приложение 4 Слайд 6
|
3) |
17 |
- Какой пункт плана мы выполним теперь? (Узнаем, какие бывают правила дружбы) - Верно,
сейчас нам нужно познакомиться с правилами дружбы. (Да) - Отлично, сейчас вы всё узнаете. - Поиграем в одну замечательную игру. - Я буду читать правила, если они верные хлопайте в ладоши, если не верные – топайте ногами. - Вот сейчас и проверим, насколько хорошо вы знаете правила настоящей дружбы. - Помогать друг другу. - Высмеивать внешность друга, его привычки. - Говорить грубые слова. - Не помнить долго обиду. - Делиться друг с другом. - Безответственно относиться к просьбам друга. - Не мелочиться. - Быть верным. - Обижаться по пустякам. - Доверять друг другу. - Защищать друга. - Врать другу. - Разбалтывать секреты друга. - Быть терпимым. - Быть доброжелательным. - Долго обижаться. - Дарить подарки. - Завидовать успехам друга. - Уметь прощать. - Быть сдержанным. - Переживать вместе с другом его неудачи. - Не завидовать. - Быть вежливым. - Быть грубым. - Быть заботливым. - Быть честным. - Не признавать свои ошибки. - Быть мстительным. - Быть внимательным. - Быть преданным. - Говорить комплименты. - Отлично! С правилами мы познакомились. - Я заметила, что вы хорошо знаете правила дружбы. - Теперь я предлагаю вам подарить друг другу небольшой сюрприз. - Сейчас вам нужно подумать и записать на стикеры, которые находятся у вас на столах, один комплимент для вашего соседа. - Приступайте, как только напишите, поменяйтесь стикерами и прочитайте комплимент, который вам дарит ваш сосед. - Замечательно, я вижу улыбки, минутка радости удалась. - Надеюсь, что вы будете всегда помнить правила дружбы, и не только помнить, но и применять в жизни. |
Слайд 5
|
|
20 |
Физкультминутка Добрый день, мой милый друг (рукопожатие). |
|
4) |
21 |
- Теперь приступим к следующему пункту нашего плана. - Как он звучал? Вспоминаем. (Узнаем, какими качествами должен обладать настоящий друг) - Чтобы в вашей жизни были друзья, нужно иметь качества настоящего друга. Согласны? (Да) - Назовите самые важные качества друга на ваш взгляд. (Терпимость, отзывчивость, честность, верность…) - Где проявляются эти качества? (В поступках) - Верно. Сейчас поработаете самостоятельно. - Работать будете на карточках. Ваша задача обвести зелёным карандашом положительные качества, красным – отрицательные. - Передаю карточки. Две оставляем у себя на парте, остальные передаем дальше. - Время на выполнение задания 2 минуты. - Закончили. Обратите внимание на слайд. - Прочитаем положительные качества. - Все верно выбрали. - Все ли данные качества важны? - Прочитаем отрицательные качества. - Молодцы, вы справились с заданием. - Ребята, а все ли положительные качества, которые мы перечислили, у вас сформированы? - Что нужно делать, чтобы развить их? Как вы думаете? - Можно ли избавиться от отрицательных качеств, как вы считаете? - Отлично. Так вот, ребята, друг должен быть добрым, понимающим, верным, отзывчивым, весёлым, преданным, честным и бескорыстным. - Дружба – это прежде всего труд, а значит, дружить нужно учиться, нужно менять, в первую очередь себя. Помните об этом. |
Слайд 5
Приложение 5
Слайд 7
Слайд 8
|
5) |
27 |
- Будем работать с последним пунктом нашего плана. - Что будем делать? (Узнаем, что необходимо делать, чтобы стать другом.) - Верно. Сейчас я предлагаю вам внимательно посмотреть мультфильм. https://yandex.ru/video/preview/?filmId=13921127804065935272&url=http%3A%2F%2Fvk.com%2Fvideo54968323_153842361&text=%D0%9B%D1%83%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BA.%20%20%D0%9A%D0%B0%D0%BA%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%20%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BC.&path=sharelink - Ребята, вот закончился мультфильм. - Скажите, пожалуйста, как он назывался? (Как стать другом?) - Верно, сначала мы видим гусениц, помните? - Кто к ним пришёл? (Лунтик) - Что стало интересно Лунтику? (Лунтику стало любопытно, как же можно стать другом) - Что гусеницы ответили Лунтику? (Сказали, что дружба – серьёзно и дружбу надо заслужить.) - Что они просили сделать, для того чтобы он стал их другом? (Просили раскачать цветок, на котором были бабочки.) - Да, совершенно верно. Что после этого услышал Лунтик? (Красивую песню) - Что предложили гусеницы сделать для того, чтобы песня стала еще красивее? (Раскачать цветок) - Лунтик раскачал цветок, бабочка улетела. - Почему Лунтик не захотел дружить с гусеницами? (Он не хотел никого обижать) - Как вы думаете, если бы Лунтик стал дружить с гусеницами, он стал бы таким же? Почему? (Да, потому что, с кем поведёшься, от того и наберёшься. Он бы привык к их проделкам, стал бы также проказничать и хулиганить.) - Правильно. Как обманули гусеницы Лунтика дальше? (Они сказали ему наполнить яму водой и тогда они могут больше не дружить.) - Кто жил в этой яме? (Корней Корнеевич) - Лунтик залил водой его домик по совету гусениц, но Корней Корнеевич оказался хитрее и смог проучить гусениц. - Что он придумал? (Он сказал гусеницам, которые хотели стать бабочками, что для того чтобы стать бабочкой нужно проползти через нору червя, и тогда гусеницы, поверив, быстро расчистили его домик.) - С кем Лунтик встретился потом? (С кузнечиком Кузей), - Что такое сказал Лунтику Кузя, что так удивило Лунтика? (Кузя сказал: «Спасибо, друг». Лунтик удивился, что Кузя просто так назвал его другом, ведь он до сих пор думал, что дружбу необходимо заслужить.) - Ребята, что же нужно сделать для дружбы? Что нужно сделать, чтобы стать другом? (Для дружбы нужно захотеть дружить) - Совершенно верно, ребята. - Для того, чтобы стать другом, не нужно ничего делать, не нужно угождать другу. Нужно только хотеть дружить, и делать всё, для того чтобы вашему другу с вами было комфортно, чтобы и он хотел дружить с вами. |
Слайд 5
|
IV |
36 |
Заключительный этап - Ну вот, ребята, с темой нашего занятия мы познакомились. - Давайте вспомним, какая была тема занятия? (Как стать другом?) - Хорошо! Теперь давайте расскажем друг другу всё то, что мы с вами узнали. - Кто такой друг? Что это за человек? (Человеке, которому можно доверить свои тайны, с которым мы делим свои радости и печали. Тот, на кого всегда можно положиться, тот, что никогда не предаст и всегда придёт на помощь в трудную минуту. С этим человеком интересно проводить время, у нас общие интересы, ценности, взгляды на мир.) - Назовите самые важные качества, которыми должен обладать ваш друг. (Справедливость, отзывчивость, преданность…) - Замечательно! - Вспомним и правила дружбы. - Какие правила необходимо соблюдать, чтобы ваша дружба была настоящей, крепкой? (Нужно помогать друг другу, быть терпимым, быть вежливым, быть верным, быть внимательным, нужно доверять друг другу, нужно переживать с другом его беды и радости, нужно ответственно относиться к просьбам друга…) - Молодцы! Назовите мне, пожалуйста, самое главное, что нужно делать, чтобы стать другом? (Нужно лишь хотеть дружить) - Молодцы, ребята! - А как вы считаете, достигли ли мы цель, которую поставили на это занятие? - Ребята, скажите, пожалуйста, вам понравилось наше занятие? - Что именно вам понравилось? - Хорошо! - А сейчас, я попрошу каждого из вас взять в руку человека, которые находятся на ваших столах и прикрепить его, если вам понравилось наше занятие, вам было интересно и вы узнали много нового на правую сторону доски, а если вам было скучно, неинтересно и ничего нового вы не узнали, на левую сторону. (Дети прикрепляют людей с помощью магнитиков на доску) - Спасибо, вернитесь, пожалуйста, на места! |
Слайд 1
Слайд 2
Приложение 6 |
V |
40 |
Итог
занятия Нам нынче весело с утра. Позанимались мы отлично Теперь нам отдыхать пора! - Дорогие ребята, мне очень понравилось с вами сегодня работать! - Вы очень добрые, весёлые, дружные ребятки и чтобы так было всегда, я надеюсь, что такими вы будете всегда! - Закончить наше занятие я хочу такими словами: дружить – здорово, нужно только правильно выбирать детей. - Спасибо за занятие! |
|
Приложение
Слайд 1 |
Слайд 2 |
Слайд 3 |
Слайд 4 |
Слайд 5 |
Слайд 6 |
Слайд 7 |
Слайд 8 |
|
Приложение 1
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|||
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|||
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|||
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
1. Нет у нашей Машеньки старания,
У ее родителей сплошное … (негодование)
2. Это антоним слова печаль.
Что загадал я? Скорей отвечай! (радость)
3. В лесу вырос груздь,
А у Антошки сегодня … (грусть)
4. В светлый
праздник День Рождение
Не бывает … (сожаление)
5. Приходит к людям вновь и вновь
Большое чувство под названием... (любовь)
6. Это удивительное слово.
В нём есть солнца свет,
Ребенка смех,
Над Отчизной небо голубое,
Мамина улыбка и успех. (счастье)
|
Приложение 3
|
Приложение 4
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
|
|
Приложение 6
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.