Конспект «Зачем людям разные имена?». Занятие по семейному воспитанию.
Оценка 4.7

Конспект «Зачем людям разные имена?». Занятие по семейному воспитанию.

Оценка 4.7
docx
06.02.2020
Конспект «Зачем людям разные имена?».  Занятие по семейному воспитанию.
зачем людям разные имена.docx

«Зачем людям разные имена?».

Занятие по семейному воспитанию.

Воспитатель

Н.Н. Гапоненко

Цель:

Расширение знаний об именах людей, их значении и употреблении.

Задачи:

Образовательные:

1. Совершенствование лексического строя речи. Обогащение, активизация и расширение словаря по теме «Имя» – знакомство с происхождением имен; уточнение значения слов «Отчество», «Тезка».

2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи: образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;   образование полных имен, отчества.

Развивающие:

3. Развитие связной речи. Активизация диалогической речи (беседа об именах); стимулирование собственных высказываний детей – вопросы, ответы.

Воспитательные:

5. Воспитание доброго отношения к себе и окружающим, к своему имени.

Коррекционные:

4. Совершенствование общей и мелкой моторики: координация речи с движением.

     Задачи:

  • Закреплять знания о том, что у каждого человека есть своё имя, которое отличает его от других людей.
  • Развивать интерес к своему имени, закреплять знания о происхождении имён, их смысловой значимости для человека.
  • Развивать любознательность, умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы.
  • Формировать уверенность в себе, осознание своей индивидуальности.
  • Способствовать проявлению форм дружеского обращения друг к другу.

Оборудование: крупные цветы из бумаги по количеству детей, солнышко из картона, лучики с именами детей, большой лист бумаги (полянка).

Индивидуальная работа: 

Марину, Алёшу, Михаила  – учить называть детей по имени.

 

Ход занятия:

1. Организационный момент «Назови ласково».  Эмоциональный настрой.

Воспитатель.   Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы любите играть, размышлять и трудиться. Хотите поиграть со мной? Тогда встаньте в круг и давайте поприветствуем друг друга:

Что за чудо – чудеса:

развести руки в сторону

Раз рука и два рука!

показать руки впереди себя

Вот ладошка правая,

подать соседу правую руку

Вот ладошка левая.

подать соседу левую руку

И скажу вам, не тая,                      

Руки всем нужны, друзья.

несильно покачиваем руками вперед-назад

Сильные руки не бросятся в драку.

показать мускулатуру

Добрые руки погладят собаку.

одной рукой погладить другую

Умные руки умеют лепить.

имитация лепки

Чуткие руки умеют дружить.

руки в «замочек»

Воспитатель.   Возьмите за руку того, кто стоит с вами рядом, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

Воспитатель.   Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!

Воспитатель.   

Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне здесь подружиться?

Я..., а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Ксюшенька,..)

Воспитатель.   Какие вы молодцы, а теперь садитесь.

II. Подготовка к восприятию нового материала. 

Дидактическая игра «Лишнее слово»

Цель: Развивать фонематический слух, слуховое внимание и логическое мышление.

·         Петя, Маша, Таня, Ира;

·         Света, Иванова, Миша, Коля;

·         Лена, Леночка, Ленка, Ленулечка.

Воспитатель.   На Земле живет много людей – миллиарды. Все люди похожи, но каждый человек неповторим.

- Ребята, посмотрите внимательно друг на друга. Вы похожи?
- Чем вы похожи?
- Что у вас общего?

Ответы детей.
Воспитатель.   Правильно, у всех есть руки, ноги, туловище, голова, уши, рот, глаза, нос. Этим мы все похожи. Но мы и отличаемся друг от друга.
Воспитатель.   Назовите, чем мы отличаемся друг от друга?

Ответы детей. Ростом, возрастом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа, рта, походкой.
Воспитатель.   Правильно, мы отличаемся друг от друга внешностью. Например, ростом, цветом волос и глаз, формой носа и ушей и т.д. Характеры тоже у всех разные: одни из нас шумные, подвижные другие - спокойные, задумчивые. Это здорово, что мы такие разные! Поэтому нам весело и интересно вместе.
Воспитатель.   Ребята, посмотрите, пожалуйста, и скажите, отличаются ли эти малыши?

(показать картинку с новорожденными малышами)

http://golosarmenii.am/media/photos/album47/46885_original.jpgДети: Они одинаковые.

Воспитатель.   Новорождённые дети почти всё время спят, их трудно отличить друг от друга. Чтобы мамы их не перепутали, врачи прицепляют малышам на ручку бирочки с номером (цифрой). Ребята, а вам приятно бы было, если вас называли цифрой?

Дети: Нет.

Воспитатель.   У каждого человека есть что-то такое чего нельзя увидеть, но это отличает его от других.  Ребята, отгадайте загадку:

·         «Нечто, данное человеку сразу после его рождения и остающееся с ним на всю жизнь? » (Имя.)

·         Нас не было, а оно было

Нас не будет – оно будет.

Никто ни у кого его не видит

А у каждого оно есть. (Имя)

Воспитатель.   А у вас есть имя? (Ответы детей.)

Воспитатель.   Да, у каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни.

Воспитатель.   Ребята, а что вы знаете об имени и зачем нам оно? (Чтобы отличать одного человека от других).

Воспитатель.   Может имя совсем не нужно?

Воспитатель.   А теперь я попрошу Ваню и Алешу отойти в сторону и повернуться к нам спиной.

Представим, что у них нет имени. Марина, попроси кого-то из мальчиков повернуться, но имени не называй.

Дети: / попытки детей позвать ребят, стоящих спиной /

Воспитатель.   Ваня и Алеша, возвращайтесь к нам.

Воспитатель.   Дети, что такое имя?

Воспитатель.   Это особенное слово - собственное название каждого человека.

Воспитатель.   Кто дал вам имя? (Родители)

Воспитатель.   Ребенку имя выбирают всей семьей. Помогают и бабушки, и дедушки.

Воспитатель.   А когда дают ребенку имя? (Когда ребёнок рождается.)

Воспитатель.   Давайте послушаем, как звучат ваши имена. А для этого мы с вами сыграем в игру:

Игра «Назови своё имя»

Встаньте, ребята, пожалуйста, в круг. По кругу вы должны передавать  «волшебный» мяч и называть своё имя. Следующий игрок передает мяч, называя своё имя и имя предыдущего товарища. Так в конце игры мы назовём все ваши имена. 

III.  Содержание организованной образовательной деятельности.

а)  Введение в тему занятия. Беседа «Твоё имя»

- Тебе нравится твоё имя?

- Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому?  Как?  Почему?

Воспитатель.   Все имена что-то означают, например,

·         Александр – защитник людей (Саня, Санька, Саша, Сашка, Сашуня, Шура, Шурка, Шурик, Алекся, Алексюша.)

·         Иван – данный Богом (милость Божья) ( Ваня, Ванюха, Ванюша, Ванюшка, Иванко, Ванюра, Ванюся, Ванюта, Ванютка, Ванята, Ванятка, Иваня...)

·         Ксения – гостья, гостеприимная  (Ксеня, Ксюша, Ксена, Ксенюша, Ксюня, Сюня, Ксюра, Ксюта, Сеня, Сенюра, Ксеша.)

·         Марина – морская (Мариша, Мара, Марися, Маря, Муся, Ина.)

·         Мансур –  победитель (арабское), празднующий победу  (Мансик, Мансурчик, Ансик, Мансурка, Мансурик, Мансурий, Ман, Мася, Масик, Сур, Сурик.)

·         Сергей – высокочтимый, ясный (Серега, Сережа, Серенька, Серый, Сергейка, Сергуля, Сергуня, Сергунька.)

·         Алексей – защитник, помощник (Алексейка, Алёха, Лёха, Алёша, Лёша, Али, Лёля, Аля, Алюня, Люня, Лексейка, Лекса, Лекся, Лёкса...)

·         Михаил – божественный (Миша, Мишенька, Мишута, Мишаня, Мишуля, Мишуня, Мишука, Миха, Михай, Миханя, Михася, Миня, Минька.)

·         Андрей –  мужественный, храбрый (Андрюша, Андрюшка, Андрюшенька, Андрюня, Андрейка, Андреюшка.)

·         Юрий – земледелец (Юра, Юрочка, Юронька, Юраня, Юраша, Юрик, Юрчик, Юрок, Юрася.)

 

Воспитатель.   Ребята, имена растут вместе с нами. Сегодня ты маленький, и имя у тебя маленькое: Сашенька, Ванечка, Ксюшенька,…а когда пойдешь в школу, твое имя станет полным: Александр, Иван, Ксения,… А когда ты станешь взрослым, тебя будут называть по имени и отчеству: Александр  Сергеевич, Иван Алексеевич, Ксения  Александровна, … .

б) Давайте поиграем в игру «Как звать-величать».

Цель: создание положительного эмоционального настроения.

Дети образуют круг, по считалке выходит водящий в круг, дети идут по кругу и поют:

Вот пошёл он (она) гулять

и хотим мы узнать,

как же звать его (её),

величать?

Водящий идёт в кругу навстречу детям, возле кого он (она) остановился, тот называет имя водящего и каждый раз по-разному надо назвать. Например: Ваня, Иван, Ванюша, Иванушка. Саша, Шурик, Сашенька; и т. д.)

IV.  Работа по теме занятия.

Воспитатель.   Может ли человек жить без имени? (Нет.)

Воспитатель.   Почему? (Ответы детей.)

Воспитатель.   Человек живет среди людей и ему необходимо общаться с ними, а при общении люди называют друг друга по имени. Первое, что спрашивают, когда вы знакомитесь с кем-то или приходите первый раз куда-то, - это имя. Ваше имя записывают в детском саду, больнице, школе, кружках, секциях и других местах.

Воспитатель.   Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.

Воспитатель.   А как вы думаете, зачем люди придумали имена?

Рассуждения детей. Чтобы знать, мальчик это или девочка, мужчина или женщина, отличить одного человека от другого.

Воспитатель.   У вас у всех есть имя. А для чего оно вам?

Ответы детей.

Воспитатель.   Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли?

Рассуждения детей.

Воспитатель.   А как бы вы обращались друг к другу, если бы не было имен?

Рассуждения детей. «Эй, ты!» или «Эй», или ещё как-нибудь.

Воспитатель.   Представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли?  Вы только подумайте, как удобно без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: Иди к доске… – и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы можете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.

Рассуждения детей. Ничего из этого не выйдет, и всё равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Учительница скажет: «Эй, ты! » или «Эй», или ещё как-нибудь.

Воспитатель.   Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Родители назвали вас разными именами. Когда вы пойдёте в школу, ваше имя станет полным. Ваши имена звучат по- разному и имеют свой смысл. Например: Оля – Ольга.

Воспитатель.   Давайте поиграем в игру, я называю сокращённую форму вашего имени, а вы назовите ваше полное имя

Игра «Назови себя по-взрослому»

Цель: создание положительного эмоционального настроения.

(воспитатель бросает ребенку мяч, называя сокращенное имя, ребенок возвращает мяч, называя полную форму имени).


·         Саша – Александр

·         Ваня – Иван

·         Мариша – Марина

·         Ксюша – Ксения

·         Мансурчик – Мансур

·         Юра – Юрий

·         Алёша – Алексей

·         Андрюша – Андрей

·         Серёжа – Сергей

·         Миша - Михаил


Воспитатель.   На свете очень много разных имен, но встречаются люди, у которых имена одинаковые. Ребята, а вы знаете, что означает слово «тёзки»? (Ответы ребят.)

Воспитатель.   Правильно! Тёзки – это люди с одинаковыми именами.

 Физминутка.

Раз, 2,3,4,5,

Отправляемся гулять. 

Дети ходят врассыпную.

По извилистым дорожкам                         

Мы пройдем совсем немножко.

Идут змейкой за ведущим.

 

Вправо, влево посмотрели 

Повороты головы вправо, влево.

И на корточки присели.

Присесть на корточки.

Встали дружно, потянулись  

Стоя на носочках, потянуться, руки   вверх.

И, как кошечки, прогнулись

Выпрямить спину.

А теперь прыжки на месте 

Прыжки на месте.

И похлопаем все вместе.

Хлопки в ладоши.

Игра «Дуэль имён»

Для игры понадобится простыня или покрывало.

Ведущий находит себе помощника для проведения игры. Группа делится на 2 подгруппы. Они располагаются напротив друг друга. Ведущий с помощником держат покрывало между группами таким образом, чтобы подгруппы не видели друг друга. В тишине каждая подгруппа выбирает по одному игроку. Они должны подкрасться к покрывалу и сесть на корточки к нему лицом. По сигналу ведущие быстро опускают простыню. Каждый участник должен как можно быстрее назвать имя игрока, находящегося напротив. Первый назвавший имя соперника имеет право забрать с собой игрока в свою команду.

Воспитатель.   Имя человека может быть прославлено. Например: знаменитый человек умер, а имя его помнят люди. Таковы имена выдающихся людей искусства, писателей, поэтов, полководцев, композиторов. А каких выдающихся людей вы знаете?

Ответы детей: Корней Чуковский, Александр Пушкин, Юрий Гагарин, Валентина Терешкова и другие.

Воспитатель.   Вы станете учеными, артистами, спортсменами и можете прославить свое имя. Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Очень хочется, чтобы на нашей планете было больше добра, улыбок и счастья. И, может быть, чьё -то ваше имя прославится за добрые дела и поступки.

Воспитатель.   Ребята! Ваши имена – это солнечные лучики. Вы сейчас найдете лучик со своим именем, вспомните, что означает ваше имя, и прикрепите лучик к солнышку.

Воспитатель.   Посмотрите, как засверкали ваши имена в лучиках солнышка! Солнышко согреет теплом нашу группу и все станут добрее и терпимее друг к другу.

Встаньте ребята, давайте представим, что мы солнечные лучики, протянем наши лучики вперед и соединим их в центре круга. Попытаемся почувствовать себя теплым солнечным лучиком. Я надеюсь, что доброе имя, которое вы сегодня носите, поможет вам стать сильным, храбрым, красивым, умным, таким, каким вы хотите быть.

Чтение наизусть стихотворения Р. Сефа:

Имя у тебя одно,

Навсегда оно дано.

Жизнь длинна, - и оттого

Ты побереги его!

Воспитатель.   Ребята, у нас есть цветочная поляна. Но чего на ней не хватает?

Воспитатель.   Правильно, цветов. Предлагаю вам сейчас наклеить ромашки с вашими именами.

Пальчиковая гимнастика «Наш класс».

В нашем классе все друзья. 

Дети сжимают пальцы в кулачки.

Самый младший - это я.

Разжимают кулачки, начиная с мизинца.

Это Женя, это Саша.                   

Это Лиза, это Даша. 

Действуют одновременно обеими руками.

Коллективная работа  «Поляна имен».

Цель: создание положительного эмоционального настроения.

Для каждого ребенка заготовлен бумажный цветок с несколькими лепестками. Он выбирает тот, который ему нравится. В центре (сердцевине цветка) ребенок приклеивает свою фотографию.

На лепестках записываются ласковые  имена ребенка. Затем все цветы наклеивают на один большой лист – «полянку».

Воспитатель.   Посмотрите, расцвела наша земля от ваших ласковых имен, от радости встреч с вами. Как много красивых цветов! Я соберу их в букет (обнимает всех). А давайте сплетём веночек! (обнимает детей, стоящих рядом, за талию, дети делают тоже самое). Вот какой веночек получился. Нравится вам?

Воспитатель.   А вам я желаю вырасти умными, добрыми, отзывчивыми.

VИтог.  

Воспитатель.   А чтобы наши мечты сбылись еще быстрее, давайте возьмемся за руки и все вместе улыбнемся. Все дети поочереди передают друг другу фразу «Не сердись, улыбнись».

Воспитатель.   Если мы будем каждый день улыбаться друг другу и говорить только теплые, нежные и ласковые слова, то и жизнь наша будет радостной и веселой и все наши мечты и желания обязательно сбудутся.

VIЗаключительная часть.  Рефлексия.

Воспитатель.   Все вы работали очень хорошо.

Воспитатель.   Чем мы сегодня с вами занимались?

-  Какое задание вам больше понравилось?

-  Какое задание вам показалось сложным?

-  Что нового вы узнали?

Воспитатель.   Спасибо, можете отдыхать.


 

Скачано с www.znanio.ru

Зачем людям разные имена?».

Зачем людям разные имена?».

II. Подготовка к восприятию нового материала

II. Подготовка к восприятию нового материала

Введение в тему занятия. Беседа «Твоё имя» -

Введение в тему занятия. Беседа «Твоё имя» -

Рассуждения детей. «Эй, ты!» или «Эй», или ещё как-нибудь

Рассуждения детей. «Эй, ты!» или «Эй», или ещё как-нибудь

Солнышко согреет теплом нашу группу и все станут добрее и терпимее друг к другу

Солнышко согреет теплом нашу группу и все станут добрее и терпимее друг к другу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2020