Автор составитель: Тарасова Г.Г.- педагог доп. образования
Описание материала: Предлагаемое занятие в интерактивной форме знакомит обучающихся 10-12 лет с понятием толерантного общения и помогает смоделировать стиль толерантного поведения с окружающими людьми.
Цель:
1. Знакомство подростков с понятием «толерантность».
2. Показать значимость толерантного общения для решения различных проблем в социуме.
3. Воспитывать желание слушать и слышать собеседников.
Материал: 3 шарфа для завязывания глаз, яблоко, разделенное на части, разноцветные стикеры, фломастеры, доска, мел, контур дерева без листьев.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.
Прежде чем мы начнем обсуждение, давайте проведем маленькие эксперименты. Эксперимент №1: Приглашаю трех участников, я завяжу вам глаза и дам поочередно дотронуться до одного и того же предмета, очень хорошо знакомого вам. А затем вы решите вместе, что это за предмет! Остальные ребята, пожалуйста, оставайтесь молчаливыми участниками данного эксперимента. Надеюсь, что по окончанию эксперимента мы вместе сможем сделать интересный вывод. Завязываются глаза детям, которые участвуют в эксперименте и ведущий дает им возможность дотронуться до одного предмета - яблока, но 1-му только до кожуры яблока одним пальцем, 2-му только до мякоти яблока одним пальцем, а 3-му только до стопочки яблока одним пальцем. Дети трогают предмет, водят по нему пальцем в течение 30-ти секунд, затем предмет убирается в коробку и им развязывают глаза.
Ваша задача – предположить, что это за предмет, а затем, в процессе общения вы должны прийти к единому решению (учащиеся доказывают друг другу свою точку зрения и приходят к общему ответу на поставленный вопрос – Что это?- и озвучивают его)
Педагог показывает целое яблоко и анализирует ответ учащихся вместе со всеми детьми:
- Какие шаги приближали вас к принятию общего решения? (умение прислушиваться друг к другу, умение идти на компромисс, сотрудничество, взаимоуважение, доверие друг к другу, доброжелательность …)
- Какие шаги отдаляли вас друг от друга и от общего решения? (неумение слушать внимательно других, торопливость, эгоизм, недоверие, сомнения, самоуверенность …)
Посмотрите, каждый из вас анализировал данную проблему по-своему, но вы смогли найти общее решение, хотя предмет был неоднозначный.
- Все вы смогли проявить очень хорошее качество личности – толерантность в общении.
Эксперимент №2: Тест: ЛИЧНОСТЬ
Выберите дерево и я расскажу, что скрывает ваша личность, это ключ к разгадке человека. Даже, несмотря на то, что иногда мы поступаем бессознательно! Перед вами картинка, на которой изображены 6 деревьев. Выберите одно из них.
А вот и толкования.
1. Ответственность и спокойствие Вы – человек, который беспрекословно выполняет свои обязанности. Вам известно, что такое скромность, но и предприимчивость – тоже. Вы обладаете хорошим чувством юмора, но постоянно волнуетесь, чтобы обстановка вокруг вас не разладилась в худшую сторону. В общении вам свойственна позиция посредника. Тем не менее, вы как огня боитесь конфронтаций. И поэтому заранее ищете безопасную компанию. Перед вами нелегкая задача: научиться принимать жизнь такой, какая она есть. Помните, что все события имеют причины и цель. Научитесь их находить – вам это точно пригодится.
2. Сотрудничество и анализ Вы из тех людей, которые в желании что-либо получить трудятся не покладая рук. Анализ, честность, верность – одни из ваших сильнейших качеств. Но иногда вы берете на себя слишком много, что отражается на вашей способности управлять ситуацией. Если хотите добиться успеха, наведите порядок в своей жизни. Не взваливайте на себя гору проектов и разнотипных задач. Научитесь расставлять приоритеты и планировать.
3. Благородство и интеллект Вы – искренний, сдержанный и эрудированный человек, у которого на первом месте знания и идеи. Вы знаете, что последние способны изменить мир. Поэтому нередко изобретаете и выдумываете что-нибудь новое. Но для вас “смертельное оружие” – безразличие окружающих. Оно вас расстраивает, и вы не знаете, как ему противостоять. Возьмите на заметку следующие три фундаментальных правила, которые обеспечат вам внутренний покой: живите, дайте жить другим, не судите.
4. Чувства и творчество Вы – приятная и артистичная личность, которая смотрит на мир с любопытством. Вы чувствуете красоту, знаете, что такое личное пространство, и умеете сопереживать. Очень часто вам свойственно выбирать автономию и отказываться от прямого участия в чем бы то ни было. Еще можете преувеличивать и капризничать. Перед вами такая задача: научиться быть толерантным и принимать разногласия. Совершенствуйте себя в заданном направлении и остановитесь, когда почувствуете спокойствие и счастье.
5. Тяжелая работа и эффективность Вы – активный, решительный, трудолюбивый и целеустремленный человек. В желании чего-либо достичь вы упрямо идете к поставленной цели, уверенно переступая через преграды. Как ни парадоксально, но это может причинить вам вред. Так, вы слишком много работаете, не отдыхаете, накапливаете физическую и умственную усталость. Развитие и достижения – это важно, но здоровье и родные люди – важнее. Это повысит качество вашей жизни
6. Фантазия и точность Вы наполняете себя целями и мечтами. Вы постоянно представляете, как воплощаете задуманное в реальность, и действительно безукоризненно придерживаетесь плана. Это правда, что вы достигли больших успехов. Добавив лишь немного свободы и непосредственности, вы гораздо улучшите свою жизнь. Помните, что даже самые серьезные задачи можно решать с искренней улыбкой!
Вывод: Нельзя делить мир только на черное или белое, хорошее или плохое, в мире много оттенков, поэтому каждый человек имеет положительные и отрицательные черты характера. Но если мы проявляем друг к другу терпимость, чуткость, доброжелательность, нам легко найти общий язык даже с теми, кто не похож на нас.
Давайте, сегодня вместе вырастим свое дерево толерантности, которое будет напоминать, какие качества помогают людям позитивно общаться. У вас есть стикеры – листочки дерева, на которых вы можете написать те качества, которые вам помогают общаться с людьми, а вот контур дерева толерантности (дети пишут и приклеивают листочки, а затем зачитывают их - умение владеть собой, чуткость, доброжелательность, доверие, великодушие, бескорыстие и т.д.)
Рефлексия:
-К какому же выводу мы можем подойти в нашей совместной работе?
- Что вам понравилось в занятии?
- Что вы можете взять для себя из нашего общения на занятии?
- Это дерево останется с нами и пусть на нем будут появляться новые плоды и побеги ваших успехов в толерантном общении с людьми!
Список используемой литературы:
1. М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева «Рабочая книга школьного психолога».
2. Г. В. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова «Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.