Тема: «Зимушка – зима».
Цель: обогащение словарного запаса; повышение качества речевого развития у детей.
Задачи:- обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения. - совершенствовать грамматический строй речи: развивать внимание, память. - воспитывать самостоятельность, активность, формировать навыки сотрудничества, доброжелательности; . Предварительная подготовка: наблюдения, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, заучивание стихов о зиме, дидактические игры. Методы и приемы работы с детьми: наглядный, словесный, практический, дидактическая игра, игровой, вопросы к детям. Ход занятия. - На улице морозно. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это солнце. Поэтому мы с вами будем чаще улыбаться друг другу и дарить свою радость окружающим. - Ребята, отгадайте загадку: «Знакомы нам ее угрозы. Она всем нам грозит морозом. Хоть в снег закуталась сама. Кто гостья грозная?» Дети: зима. -Верно, сколько зимних месяцев, назовите их, какой месяц зимы сейчас идет? (ответы детей) Зимой очень часто бывают: снегопад, вьюга, пурга, метель. А что, это такое? (ответы детей). Послушайте стихотворение А.С.Пушкина «Зима». Идет волшебница – зима. Пришла, рассыпалась; Клоками повисла на ветвях дубов. Легла волнистыми коврами. Среди полей, вокруг холмов. Берега с недвижною рекою. Сравняла пухлой пеленою Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы. - ребята, посмотрите, что у меня в руках? Верно это снежинка. Кто же нам прислал снежинку? Какие они – зимние снежинки? Что будет если снежинку положить на ладошку? - Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный укусит и защиплет за щечки, то снегопад. Я буду называть природные явления, а вам нужно подобрать характерный рисунок к названому явлению (ребенок подходит к доске, выбирает соответствующий рисунок-символ, называет, прикрепляет).
Метель (что делает?) – вьется, бушует, воет, метет… Дети (что делают?) – гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются… Ветер (что делает?) – дует, воет, сносит… Снег (что делает?) – падает, идет, летит, кружится… - Да, ребята, зимой все покрыто белым снегом, а мы сейчас поиграем с этим словом. Я буду читать стихотворение, а вы должны закончить строчки словами похожими на слово «снег» Тихо, тихо, как во сне, падает на землю (снег) С неба все скользят пушинки серебристые (снежинки) На деревья, на лужок тихо падает (снежок) Вот веселье для ребят – все сильнее (снегопад) На снегу – то посмотри с красной грудкой (снегири) Словно в сказке как во сне, падает на землю (снег) - Из снега можно слепить снежок, давайте, с вами слепим снежок. Пальчиковая гимнастика «Снежок». Раз, два, три, четыре (Загибают пальчики) Мы с тобой, снежок слепили. (Лепят, меняя положение рук) Круглый, крепкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе) Очень гладкий (Гладят одной ладонью другую) И совсем-совсем не сладкий (Грозят пальчиком) Раз – подбросим (Подбрасывают) Два – поймаем (Ловят) Три – уроним (Роняют) И …сломаем (Качают головой) Какой мы с вами снежок слепили. Давайте представим, что мы этот снежок взяли в руки. Какой этот снежок ощупь? (гладкий, холодный, белый, твердый, хрустящий). - Я предлагаю поиграть в игру «Зима какая?». Я начну слово, а вы заканчивайте. - Холод, значит зима, какая? Зима – холодная. - Мороз – морозная, стужа – студеная, вьюга – вьюжная, лед – ледяная, снег – снежная, ветер -ветряная . - Сейчас я буду раздавать снежинки каждому, но не просто так, а нужно будет поиграть. Я буду называть слово, а вы будете говорить это слово ласково. Снег-снежок, сосулька- сосулечка, мороз-морозец, ветер-ветерок, горка-горочка, холод-холодок, санки-саночки, зима-зимушка, лед-ледок, метель-метелица. Педагог раздает каждому ребенку по снежинке на ниточке. - давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Физ.минутка. - Зима удивительное время года, но как бы мы не любили зиму, она пройдет и наступит какое время года? (ответы детей). Да уже февраль и весна не за горами. Сейчас расскажу вам сказку о том, как Сугроб в лесу весну встречал: «Зимой много в лесу снега. Даже деревья укрыты богатыми снежными шубами. На зеленой Елочке тоже белая шубка очутилась. А Елочке так хотелось свой зеленый наряд показать! Тряхнула она ветками, и упала вся шуба в низ. Высокий сугроб получился. - Почему все деревья белые, а ты Елочка зеленая? – спросил у Елки Сугроб. - А мне такой наряд больше нравится. Вот если бы, ты видел, как красиво в лесу весной, когда все деревья в зеленые одежки наряжаются! – ответила Елка. - А как же я увижу, если весной я таю и убегаю вместе с ручейками в речку? – грустно сказал Сугроб. Когда пришла весна, Елка накрыла своими ветками-лапами Сугроб и спрятала его от солнышка. Распустили все деревья зеленые листочки, земля покрылась нежной травкой, а на полянках расцвели первые подснежники. - Как прекрасен наш лес! – воскликнул Сугроб. Ему пришлось вылезти из-под веток, чтобы увидеть всю красоту. Сугроб превратился в ручеек и весело побежал к речке». Воспитатель задает вопросы: когда в лесу много снега; чем укрыты зимой все деревья; почему Елочка сбросила снежную шубку вниз; как в лесу появился Сугроб; что спросил Сугроб у Елочки; почему Сугроб никогда не видел весеннего леса; что придумала Елочка для того, чтобы Сугроб увидел весну в лесу; что увидел Сугроб в весеннем лесу; что воскликнул Сугроб; почему Сугробу пришлось вылезти из-под еловых веток; что случилось с сугробом? - Представьте картинку к этой сказке и расскажите, что на ней можно изобразить. (ответы детей). Воспитатель предлагает еще раз послушать сказку и пересказать ее. (ответы 2-3 детей). - ребята давайте придумаем историю о том, что случилось с Сугробом, когда он превратился в ручеек. (ответы детей). - Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием. Чем мы занимались сегодня? Что, было интересней всего?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.