Конспект занятия "Что изучает краеведение "

  • docx
  • 08.04.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект занятия Что изучает краеведение.docx

Конспект занятия

«Мой край – малая Родина. Что изучает краеведение?»

 

Тип занятия: усвоение нового материала

Класс: 1класс

Цель занятия: познакомить учащихся с краеведческой деятельностью.

Задачи:

Образовательные: сформировать у обучающихся общее представление о понятиях: «Мой край – малая Родина», «краеведение», «краеведы».

Развивающие: развитие понавательных интересов; умения рассуждать, устанавливать взаимосвязь между предметами.

Воспитательные: воспитание интереса к  изучению исторического наследия родного края.

Планируемый результат:

осознание своей роли в краеведческой деятельности и понимание, что даже в маленьком возрасте дети могут вносить вклад в изучение и  сохранение исторической памяти родного края.

Оборудование к уроку: ноутбук, мультимедийный проектор.

Подготовительная работа:

 

Ход занятия

I. Организационный момент:

–Добрый день, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! А вы готовы?

1)Мотивация и целеполагание деятельности обучающихся

–Кто из вас любит путешествовать? (Ответы детей).

–Предлагаю начать занятия с  небольшого виртуального путешествия, которое поможет вам узнать тему нашего занятия.

Просмотр видеоролика «Липецкая земля»(2мин.)

ссылка https://rutube.ru/video/0d41ba292540ad016c1e64b595f90885/

–Какие мысли и чувства вызвал у вас этот видеоролик? Почему в ролике слова– «я был на Липецкой земле» – произносится с особой гордостью? (Ответы детей).

Учитель:

–Люди путешествуют и восхищаются нашим краем. Нам повезло больше, потому что мы родились на уникальной земле.

2) Сообщение темы занятия.

–Как вы думаете, о чём мы будем говорить на нашем занятии? (Ответы детей).

–Хорош ли вы знаете свой край? Как много интересного вы  можете рассказать о родном крае? (Ответы детей).

II. Основная часть

Слайд 1.

–Рассмотрите фотографии на слайде. Какие эмоции вызывает у вас эти снимки? Почему Липецкую землю называют сокровищницей богатств? (Ответы детей).

2)Создание проблемной ситуации

–Рассмотрите фотографию №1, на ней изображены Воргольские скалы.

 –Назовите, какой высоты достигают эти скалы? (Ответы детей)

–Как вы думаете, почему на один вопрос много разных ответов вы предложили? Как узнать, какой же из них правильный? (Ответы детей)

Учитель:

– Хотите узнать, какой предмет нам даст точный ответ?

–Давайте поиграем в игру

Игра: «Угадай объект по описанию». Ребята должны угадать объект на фотографии, основываясь на предоставленном описании и исторической справке, не указывая на название объектов

1.   Воргольские скалы — невероятное, потрясающее своей красотой и очарованием живописное природное место, которое находится в 10 километрах от Ельца в Липецкой области. С Воргольских скал открывается удивительный вид на окрестности, а внизу в ущелье течет речка Воргол — красивая, но очень холодная. Скалы достигают высоты до 30 метров. Даже не верится, что такие горы есть в равнинном Черноземье. В тёплое время на Ворголе организованы занятия скалолазанием.

2.       Задонский монастырь. Одна из главных достопримечательностей Задонска и Липецкой области — Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, основанный здесь в 1610 году. С того самого времени в монастыре хранится его святыня — икона Божией Матери, единственная уцелевшая после пожара 1692 года. Вторая святыня — мощи Святителя Тихона Задонского — были обретены здесь позднее, в середине 19 века.

3.       Парк «Олений» — памятник дикой природы, крупнейший объект научного интереса, исследований и наблюдений, один из лучших в Липецкой области и Европейской России. Здесь обитает 150 видов птиц, 373 вида грибов, половина видов растений Липецкой области, популяция благородного и пятнистого оленя, косули, муфлона, аборигенных вятских лошадей и других животных.

4.       Липецкие гончары. Гончарный промысел на территории Липецкого края имеет давнюю историю. Археологические находки фрагментов глиняной посуды, изготовленной на гончарном круге, относятся к XII веку. Крупным центром производства гончарной посуды в середине XVIII века в наших краях было село Романово (ныне село Ленино Липецкого района).

5.       Памятник неизвестному солдату. Грязи, Липецкая область. Открыт 7 мая 1985 года. Это дань памяти грязинцев землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, и 263 воинов, кто умер от ран в госпиталях и был похоронен в братской могиле на Красной площади города Грязи. Один из захороненных здесь воинов – старший лейтенант инженерных войск Лев Прокопович, который умер от ран в госпитале города Грязи в 1942 году. В военные годы его родителям сообщили, что их сын пропал без вести, и они много лет разыскивали его. В 1964 году Прокоповичи узнали, что их сын похоронен в городе Грязи. Отец старшего лейтенанта – В. И. Прокопович, бывший главный архитектор украинского города Кривой Рог, разработал проект памятника Неизвестному солдату, который сейчас занимает центральное место в композиции мемориала на Красной площади.

6.       Усадьба Рязанка.  Усадебный дом в Рязанке на окраине Липецкой области знаменит тем, что в 1827 году здесь родился и провел всё свое детство выдающийся путешественник и ученый Семенов-Тян-Шанский. До наших дней отлично сохранилось одноэтажное деревянное здание с мезонином, возведенное на прочном каменном фундаменте. А также два флигеля, некоторые хозяйственные сооружения и парк с довольно редкими экзотическими деревьями и кустарниками. В усадьбе открыт музей прославленного ученого.

 

Учитель:

-Что вам помогло узнать эти объекты?

Для того чтобы собрать описательный материал на помощь нам приходит целый комплекс научных знаний Краеведение.

Как вы понимаете слово краеведение?(варианты ответов).

Правильно, ведаю - значит знаю край, в котором живу, его природу, историю, культуру, людей

2)Практическая работа в рабочих листах

Как вы понимаете слово Краеведение?(варианты ответов).

Правильно, ведаю - значит знаю край, в котором живу, его природу, историю, культуру, людей.

2) Практическая часть.

Выполнение заданий в рабочем листе

1) Раскрасьте фигуры, в которых указаны названия источников краеведческих знаний. Отметьте ü. Объясните свой выбор.

2) Подумайте, какие рисунки иллюстрируют занятие ребят краеведением? Объясните свой выбор.

 

3. Разгадайте слово по первым буквам.

……………………………………………………………………………

Краеведение–– комплекс научных дисциплин, изучающих природу, историю и культуру конкретной территории (края). В то же время краеведение – это совокупность знаний о конкретном крае (природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо территории или объекта – от крупного региона до отдельного города, села, предприятия, усадьбы, улицы, дома).

……………………………………………………………………………

Краевед – это человек, исследующий и изучающий историю, культуру и географию своего края или региона.

……………………………………………………………………………

4. Разгадайте слово по первым буквам.

5. Как называется наша Родина, страна в которой мы с вами живём? Выбери слова,  с помощью которых можно описать нашу Родину. Подчеркни их. Объясни свой выбор.

 

любимая     круглая     величавая    родная    низкая    сильная    скучная 

         

6. Послушайте стихотворение.  Какие слова поэт связывает  с понятием «Родина».

Что мы Родиной зовем?

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки, вдоль которых

Взявшись, за руки идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды,

Звезды мира над Кремлем!

                                      В. Степанов.

……………………………………………………………………………

Родной край– это место, где человек родился и вырос. Это место, которое связано с его детством, семьей, с традициями, историей и культурой Родной край может быть географическим регионом, городом, деревней.

……………………………………………………………………………

7. Вставь пропущенные слова

Моя Родина _____________. Мой родной край—это земля _____________.

Я живу в городе____________.

Слова –подсказки: Грязи, Липецкая, Россия.

 

8. Разгадав ребус, вы узнаете, что ждёт вас на следующем занятии.

……………………………………………………………………………

Экску́рсияпосещение достопримечательных мест, музеев и прочих мест с учебными или культурно-просветительскими целями; часто сочетается с туризмом.

…………………………………………………………………………

Рекомендации для самостоятельной работы.

О происхождении названия населённого пункта Грязи имеется несколько преданий с разными деталями и подробностями.

 На картине  художника-земляка Андрея Куликова  изображено одно из преданий?

  Узнайте, кто по легенде, дал городу такое название и почему?

III. Подведение итогов занятия

Опиши своими словами, что для тебя означает слово «краеведение»?

Попробуй убедить одноклассников, что изучение родного края важно для каждого.

Интересна ли тебе история города? О чем или ком ты бы хотел узнать более подробно?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru