Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию
«Чудо в паутине»
Цель. Формировать представление о том, что в природе нет неинтересных, ненужных животных. Рассказать о пауках. Закрепить правила поведения в природе.
Материал. Дидактическая игра «Кто где живет», альбом «Правила поведения в природе», фотографии и картинки с изображением разных пауков, листы бумаги с большими кляксами в центре, лист ватмана, фломастеры, паук, сделанный из ниток, значок, обозначающий паука, карточки с изображением среды обитания различных животных.
Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята, сегодня, когда я шла в детский сад, мне повстречалось интересное животное. Хотите узнать, кто это был? (да). Тогда послушайте загадку:
Восемь ног и восемь рук вышивает шелком круг,
Мастер в шелке знает толк покупайте мухи шелк.
- Кто же этот мастер? (паук, показывает его). И он мне пожаловался: «Нас называют мерзкими тварями, говорят, мы отвратительны, безобразны. Пойдут люди в лес за ягодами, грибами, окажется паутина у них на лице – мы виноваты. А ведь мы на самом деле пользу приносим: мух, комаров ловим. Самое главное – на огромной площади в лесу мы в течение года истребляем много-много насекомых вредителей. Вам ничего не стоит порвать паутину, а нам начинай плести заново. Для вас это забава, а для нас беда».
Паука люди часто считают ненужным. Но оказывается, что это очень интересное и полезное животное. Я расскажу вам о нем (дети вместе с воспитателем рассматривают картинки и фотографии с изображением пауков).
- На опушке леса от ветки к ветке протянул свои сети паук. Паук- это не насекомое, ведь у насекомых 6ног, а у паука -8. В отличие от насекомых у него нет усиков – антенн. Голова и грудь слились вместе. У паука 8 глаз, все они расположены на голове парно. Благодаря этому паук, не поворачивая головы, может видеть все, что происходит вокруг.
- Как вы думаете, откуда паук берет нить для плетения паутины? (предположения детей). На брюшке у пауков есть паутинные бугорки (железы) с несколькими отверстиями. Из них выделяется жидкость, которая на воздухе твердеет и превращается в нить.
-Для чего нужна пауку нить? Некоторые виды пауков ткут из нее «пеленки» для откладываемых яичек. А когда паучата выводятся, паутина становится гнездом. Иногда нить становиться лестницей для спуска и подъема. Или самолетиком – ветер подхватит паутину с паучком и перенесет ее в другое место.
Пальчиковая игра:
Пау-пау-паучок, паутиновый бочок (массажные движения пальцев рук)
Паучок все вверх ползет паутинку он плетет
Паутинка так тонка крепко держит мотылька (приложить ладошки)
-Есть виды пауков, которые устраивают себе жилище под водой. Из паутины они сооружают настоящий водолазный колокол, а потом заполняют его воздухом. Для этого паучок выставляет покрытое волосками брюшко на поверхность, а затем вновь ныряет; при этом между волосками образуются воздушные пузырьки. Он работает «не покладая лапок», пока не заполнит воздухом весь колокол.
Но главное – из нити паук плетет сеть-ловушку для насекомых. Паутина может показаться брошенной. Паука в ней нет, но на самом деле он притаился поблизости и ждет, когда в сеть попадет добыча. О том, что в сеть кто-то попал, паук узнает по дрожанию сигнальной нити, которая тянется от середины паутины к месту засады. Выбраться из сети не удается никому, так как нити смазаны клейким веществом.
Воспитатель читает стихотворение:
Диво дивное-паук восемь ног и восемь рук.
Если надо на утек-выручают восемь ног.
Сеть сплести за кругом круг-выручают восемь рук.
Если злится на кого-то, словно все кругом враги,
Спину горбит, смотрит люто, значит, встал не с той ноги.
Физкультминутка: «Паучок»
Чок-чок каблучок (выставляют ногу на пятку)
В танце кружит паучок (кружатся)
Под веселый гопачок лихо пляшет паучок (поочередно выставляют ноги)
Лихо пляшет паучок (хлопают в ладоши).
Все! Устали наши ножки.
А теперь подойдите к столу. Сколько здесь клякс! Видимо работал неаккуратный художник. Посмотрите на кляксы и выберите ту, которая больше похожа на паука (дети выбирают кляксу, объясняют, почему подходит именно она. Дети на своих выбранных кляксах рисуют фломастером восемь ножек).
- Молодцы. Теперь у вас получились настоящие паучки. У каждого животного есть в природе место, где ему удобнее жить.
Дидактическая игра «Определи среду обитания» (перед детьми лежат три карточки, на которых изображена среда обитания каких-либо животных. Дети кладут значок, обозначающий паука, туда, где, по их мнению, ему легче жить, объясняют свой выбор).
- А теперь представим, что вы маленькие паучки и вам нужно сплести паутину (дети рисуют паутину на листе ватмана).
-У вас получилась такая красивая паутина, что в ней решил поселиться вот этот паучок (воспитатель прикрепляет паука из ниток к нарисованной паутине). Он благодарит вас и просит подарить вам стихотворение:
Рано утром я встаю, делом занимаюсь.
За день быстро устаю, сеть плету, стараюсь.
Раз кружок, два кружок в сеть попалась мушка.
Для зевак и растреп хороша ловушка.
Все притихло на дворе и в лесу стемнело.
Завтра утром на заре я возьмусь за дело.
- Вот такой он работящий –паучок. Что же вы сегодня узнали интересного о пауке? (ответы детей)
- В наш альбом «Правила поведения в природе» занесем еще одно правило: «Не обрывайте в лесу паутину, не убивайте пауков». И когда вы пойдете в лес, выполняйте это правило.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.