«День конституции»
Воспитатель
С.О. Печура
Цели урока: познакомить детей с понятием "закон"; дать представление о Конституции как основном документе, в котором отражены права и обязанности граждан страны; дать общее представление о правах граждан России, записанных в Конституции; воспитывать уважение к закону как к правилу жизни граждан.
Задачи урока:
· Познакомить детей с понятием – Закон.
· Дать представления о Конституции, как основном документе, в котором отражены права и обязанности граждан страны.
· Дать общее представление о правах граждан России, записанных в Конституции.
· Воспитывать уважение к закону, как к правилу жизни граждан.
Коррекционные задачи урока:
· воспитывать у детей положительные качества характера;
· способствовать сплочению коллектива;
Ход урока.
Воспитатель: Давным-давно, много лет назад на Земле появились люди. Все они тогда были добрыми и хорошими, им замечательно жилось, было много еды, все росло на деревьях, только руку подними. Люди жили дружно и никогда не ссорились. Но вот однажды произошло небывалое событие, два друга, Алекс и Стас, впервые поссорились и, как вы думаете, почему? Оказывается, Алекс сорвал яблоко и Стас вдруг закричал: «Я тоже хочу именно это яблоко, оно большое» – так произошла первая на земле ссора
И началось, люди стали скорее срывать с деревьев плоды и складывать их возле себя, но яблок было так много, а люди съесть их не могли, но каждому хотелось, чтобы его куча была больше. Так появилась жадность. Они хватали яблоки и впервые подрались – так появилась жестокость.
И неизвестно, что было бы дальше, но один мудрый старик, который прожил уже много лет, много знал и много видел в своей жизни, сказал:
– Люди, вы же люди, опомнитесь! Вы не должны так поступать, вы обязаны думать не только о себе, но и о своих близких, ведь мы же все Люди.
Так появились слова должен и обязан, хорошо и плохо.
Вы все имеете Право на эти плоды, но вы должны делить их по справедливости. Так люди услышали слова справедливость и право.
И они вдруг опомнились, прислушались к старику и стали спрашивать его
– какие у нас есть еще права? что мы еще обязаны делать, а чего не должны?
Старик долго говорил с людьми, а они слушали и понимали. И все что они услышали от старика, записали в книгу и назвали ее «Наши законы». Так люди учились жить по правилам, по Закону.
Дорогие ребята! У нашего народа много праздников и памятных дат. Одной такой датой является 12 декабря 1993 году, когда была принята Конституция нашей страны.
А что же такое Конституция?
Конституция РФ - это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя граждане нашей страны. Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, не должны противоречить главным правилам, записанным в Конституции.
- Сначала Конституцию придумали и записали учёные. Потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие - добавили, третьи - переписали по-другому.
Что сказано в нашей Конституции?
- В нашей Конституции, во-первых, сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. В Конституции сказано: человек, его права и свободы являются самым главным. Это значит, что государство должно делать все, чтобы жизнь наших людей, нас с вами становилась с каждым днем все лучше и лучше.
- Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин РФ.
- В-третьих, в Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину РФ, а что – нельзя.
Вы хорошо знаете, что такое хорошо, а что такое плохо. Сейчас мы будем называть поступки людей. А вы выскажете свое к ним отношение. Если это хороший поступок, то хлопайте, а плохой, – топайте.
Дидактическая игра «Хорошие – плохие поступки»
Дети перечисляют вначале положительные поступки, плохие поступки.
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы люди совершали только хорошие поступки? (ответы, рассуждения детей)
-Скажите, почему одни поступки мы считаем хорошими, а другие плохими? (поступки, которые приносят другим людям пользу, называем хорошими, они несут добро. Поступки, которые несут вред, зло – плохие).
- Мы люди, у нас свои законы, по которым мы живем, у зверей свои законы.
Дети рассказывают (животные могут убивать, чтобы выжить, могут бросить больного, раненого, чтобы самим остаться в живых.)
«КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО НА ИМЯ, ЧТО ОЗНАЧАЮТ НАШИ ИМЕНА».
Задачи:
· Ознакомить детей с положением: каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «свидетельство о рождении».
· Учить умению называть полным именем своих родителей, друзей, познакомить с понятием «Отчество».
· Воспитывать уважение друг к другу и окружающим людям.
Материал: Копии свидетельств о рождении нескольких детей.
- Зачем человеку имя? (ответы детей)
- По имени человека определяют кто он мужчина или женщина, молодой или старый. Ведь обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем отчество, тем самым, проявляя к нему уважение. Обращаясь к товарищам, подругам называем их по имени: Лена-Леночка-Ленуся-Ленок.
Дидактическая игра «Назови ласково по имени». Нужно назвать своего друга ласково по имени.
- Вам будет интересно, как раньше на Руси называли малышей. Наши предки к выбору имени подходили очень ответственно. Их мечтой было желание видеть своих детей рослыми, сильными, крепкими, добрыми. Отсюда и такие имена как: Добрыня – делающий добро, Людмила – милая людям, Любомир – любящий мир, людей.
-А почему вам дали такие имена? Кто дал? Кто из вас знает смысл своего имени?
· Андрей имя означает — от греческого мужественный, храбрый.
· Имя Александра имеет древнегреческое происхождение и если мужское имя Александр означает «победитель», то женское Александра, переводится как «защитница». …
· Анастасия — оно изначально пришло к нам из Греции, в переводе означает «воскресшая» или «возвращение к жизни». (греч.) Настенька — имя из русских сказок. …
· Евгений в переводе с греческого языка означает «благородный»
· Николай - победитель народов (греч.)
· Константин - постоянный (лат.}
· Владимир - владеющий миром (слав.)
· Татьяна - устроительница (греч.)
· Юрий - земледелец (греч.)
· Имя «Альбина» имеет латинские корни. В буквальном переводе оно означает «светлая, белая, чистая».
· В переводе с латыни Марина означает «морская».
Дидактическая игра «Имена» Дети садятся в кружок, хлопают три раза в ладоши и, поворачиваясь к соседу, передают воздушный шар, называя свое полное ФИО.
Итог: каждый человек имеет право на имя, пожалуйста, еще раз назовите свои имена в уменьшительно-ласкательной форме.
- «ГРАЖДАНЕ НАШЕЙ СТРАНЫ ИМЕЮТ ПРАВО НА ОТДЫХ»
Часто мы едем отдыхать и путешествовать в другие города нашей страны или за границу. Кому куда хочется. У нас есть право на свободу передвижения.
- Давайте сейчас представим, что мы едем или летим, кто на чем хочет разными видами транспорта, но не толкаясь, чтобы не нарушить прав других. Когда я скажу «приехали», вы сядете на коврик.
Игра «Едем на отдых» (под песню «Мы едем, едем, едем») Воспитатель предлагает отдохнуть. Звучит тихая музыка, дети принимают удобную позу и под текст, который произносит воспитатель, отдыхают.
Релаксационное упражнение «У моря»
Закройте глаза.
Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя такое место в душе, где тихо и спокойно.
Вы находитесь на берегу моря. Шум моря сначала слышится где-то далеко. Волны мягко накатываются на берег. Постепенно шум волн становится все громче и громче... Затем волна откатывается обратно... Потом снова бросается на берег и снова отступает...
Ритм прибоя звучит ровно и успокаивающе. Пусть волны смоют и унесут ваши заботы и все, что вас напрягает. И подобно тому, как волны разглаживают песок на берегу, они могут сделать вас спокойными и ясными. Теперь откройте глаза. Вы расслабились и отдохнули.
Садитесь за парты. Продолжим наш рассказ.
Есть в Конституции Закон
Известен должен быть вам он
Всех детей учить должны
Детям знания нужны.
-«КАЖДЫЙ ГРАЖДАНИН СТРАНЫ ИМЕЕТ ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ».
Он может учиться в школе, в техникуме, лицее, училище, институте, академии.
- Каждый ребенок имеет право учиться, ходить в школу. Вы у нас – первоклассники. Давайте посмотрим, знаете ли вы, что надо собрать в школу.
Игра «Кто быстрее соберет портфель» ( под песню «Чему учат в школе?»)
( Двое ребят выходят к столам, где лежат школьные принадлежности и игрушки. Воспитатель завязывает глаза детям, и по команде они выбирают только те предметы, которые надо принести в школу. Выигрывает тот, кто первый соберет все школьные предметы.)
- Урок для школьников - труд. А что же тогда в школе отдых? (ответы детей) Конечно перемена – перерыв для отдыха между уроками.
Объявляется веселая переменка!
Чтоб на уроках не зевать
Ребенку нужно отдыхать.
А чтоб активно отдыхать
Ребенку надо танцевать!
Танец – импровизация (Под любую музыку)
Да, в Конституции есть не только наши права, то есть что мы можем делать, но и наши обязанности, что мы делать должны.
Давайте перечислим главные из них. ( Дети по очереди перечисляют.)
1. Соблюдать Конституцию и другие Законы страны.
2. Уважать права и свободу других граждан.
3.Сохранять природу и окружающий мир.
4. Беречь памятники истории и культуры.
5. Платить налоги и сборы
6.Защищать свою страну, свое Отечество.
Главная обязанность наших мужчин – служба в армии. Об этом мечтают многие мальчишки. Наша Родина сможет процветать только тогда, когда у нас будет мир, дружба между народами, желание трудиться и защищать Родину.
Звучит Гимн России. Дети встают и подпевают.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.