Конспект занятия для детей 6–7 лет на тему «Деревья средней полосы»

  • docx
  • 30.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспет деревья средней полосы.docx

Конспект занятия для детей 6–7 лет на тему «Деревья средней полосы»

 

Цель:

- Познакомить детей с наиболее распространёнными деревьями средней полосы, их признаками (листья/хвоинки, кора, семена), ролью в природе и пользой для людей.

 

- Развивать наблюдательность, умение сравнивать и описывать, формировать бережное отношение к деревьям.

 

Возраст: 6–7 лет

 

Длительность: 40–50 минут

 

Место: группа/класс + при возможности короткая прогулка на улицу

 

Материалы:

- Картинки/плакаты с деревьями: берёза, дуб, клён, липа, сосна, ель, осина, ольха.

- Натуральные образцы, если есть: лист, шишка, жёлудь, крылатка (семя клёна), кусок коры.

- Листы бумаги, карандаши, цветные карандаши/фломастеры, наклейки, клей, ножницы (детские).

- Бумажные карточки «характеристики» (форма листа, хвоя/лист, шишка, кора белая/тёмная).

- Наклейки/печати для поощрения.

- По желанию: маленькие пластиковые стаканчики с землёй и несколько желудей/семян для посадки.

 

Ход занятия

1. Вступление (5 мин)

- Приветствие, короткая «включалка»: «Кто видел дерево у дома? Как оно выглядит?»

- Объявление темы: «Сегодня мы познакомимся с деревьями средней полосы — теми, что растут в наших парках и лесах».

2. Короткий рассказ с показом (7–8 мин)

- Покажите плакаты/картинки и простыми предложениями расскажите о каждом дереве (2–3 предложения):

  - Берёза — тонкая белая кора, треугольные листья; любит поляны и дворы.

 

  - Дуб — крепкие ветви, крупные зубчатые листья, даёт жёлуди.

  - Клён — ладьевидные листья, у него крылатые «крылатки» (самары).

  - Липа — сердцевидные мягкие листья, летом цветёт и пахнет.

  - Сосна и ель — хвойные: сосна имеет длинные иглы по 2–3 в пучке, шишки; ель — короткая игла по одной, шишки висят.

  - Осина, ольха — коротко назвать отличия (осина дрожит листьями, ольха любит сырые места).

- Во время показа попросить детей повторять простые признаки («Белая кора — это… берёза!»).

3. Игра «Детектив по листику» (8–10 мин)

- Раздать карточки или настоящие листья/шишки. Дети по очереди подходят к плакатам и прикрепляют предмет к соответствующему дереву (лист к дереву, шишку — к хвойному и т.д.).

- Обсуждение ошибок и правильных ответов — хвалить за наблюдательность.

4. Практическая часть: «Отпечатки листьев / рисунок дерева» (10–12 мин)

- Вариант 1: отпечатки (тереть простым карандашом лист, подложив лист под бумагу) — получается аккуратный рисунок жилок.

- Вариант 2: нарисовать любимое дерево и наклеить соответствующий лист/шишку.

- Попросить детей подписать, какое это дерево и одну полезную вещь от него (тень, кислород, дом для птиц, шишки для белок).

5. Небольшой опыт/демонстрация (опция, 5–7 мин)

- Показать, как растёт жёлудь: посадите жёлудь в прозрачный стакан с влажной ватой/землёй и объясните этапы (корешок, росток). Обсудить, что для роста деревцу нужно солнце, вода, место.

- Обратите внимание: не давать детям пробовать жёлуди/шишки — некоторые семена не съедобны.

 

6. Игра «Кто я?» (5–7 мин)

- Воспитатель говорит короткие подсказки: «У меня белая кора, листья треугольные, кто я?» — дети отгадывают (берёза). Можно делать в виде пантомимы или вопросов.

7. Итог и домашнее задание (3–5 мин)

 

- Повторить 3–4 основных признака, чем полезны деревья (кислород, тень, пища для животных, древесина).

 

- Домашнее задание: с родителями найти рядом дерево, сфотографировать или принести лист/шишку в школу, узнать его название; либо посадить жёлудь/семечко в маленький горшок и наблюдать рост.

 

Безопасность и рекомендации:

- Не лезть на деревья, не рвать ветки высоко.

- Не пробовать на вкус незнакомые семена и ягоды.

- Все работы с ножницами и посадкой — под присмотром взрослого.

- Учитывать аллергии детей (пыльца, сок).

 

Адаптация и дифференциация:

- Для детей, которым нужна помощь: дать карточки с изображениями и подсказками.

- Для продвинутых: дополнить информацией о сроках жизни деревьев, роли корней, показать карту местных лесов или рассказать о рубке и сохранении лесов.

 

Оценивание:

- Наблюдать за участием в играх, умением распознать 2–3 дерева.

- Короткие устные вопросы в конце: «Назови дерево с белой корой», «Какое дерево даёт шишки?»


 

Посмотрите также