САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
по программе повышения квалификации
«Культурное наследие Санкт-Петербурга в реализации программ воспитания и социализации школьников»
Тема: конспект занятия «Домашние и бродячие животные в городе»
Выполнила
Птюшкина Г.Н.
педагог дополнительного образования
ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»
Санкт-Петербург
2016
Конспект занятия «Домашние и бродячие животные»»
к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе
«Город – наша среда обитания»
Адресат: учащиеся начальной школы (1-2 класс).
Цель: формирование начальных представлений о моральных нормах отношения к домашним животным, ответственности за их содержание и понимания того, что они – «братья наши меньшие», а не объект развлечения.
Задачи:
Оборудование: Мультимедийное оснащение, презентация: фотографии домашних и бродячих животных (Приложение 1), мяч, лист с домашним заданием (Приложение 2).
Структура занятия:
1 – организационный этап: приветствие, «мозговой штурм»: рассматривание фотографий домашних и бродячих животных, сообщение темы занятия.
2 – основной этап: новый материал; актуализация знаний в игровой форме; обобщение знаний в процессе чтения литературных отрывков по теме.
3 – заключительный этап: рефлексия упражнение «Градусник».
Ход занятия:
Организационный этап. Приветствие. Организация «мозгового штурма» по предложенным фотографиям на тему «Домашние и бродячие животные».
Вопросы детям:
• Что вы видите на фотографиях?
• Что еще вы видите? Кто видит что-то такое, о чем еще никто не говорил?
• Что ты здесь видишь такого, что позволяет тебе так говорить?
• Как бы вы назвали эти фотографии?
• Как вы думаете, чьи эти животные?
• Что еще мы можем сказать об этих людях?
• Что мы можем сказать о том месте, где это происходит?
• Как вы думаете, что заинтересовало фотографов в этом сюжете?
• Как вы думаете, что осталось «за кадром» этих фотографий?
• Что мы видим на фотографиях, а о чем можем только догадываться?
• Как вы думаете, на что хотели обратить наше внимание авторы?
• Как вы думаете, какое настроение (ощущение) хотели выразить (передать) авторы? Сообщение темы занятия: «Домашние и бродячие животные».
Основной этап. Вступление: «Ребята, домашние животные обычно – ваши любимцы. С ними устанавливается особый дух общения, они становятся друзьями, дарят радость, массу положительных эмоций. Ухаживая за своими животными, вы учитель ответственному отношению к живому».
Актуализация знаний учащихся – беседа на тему «Чем нужно кормить домашних животных».
Игра: «Я знаю, чем нужно кормить домашнее животное». Ребенок ритмично, без остановок отбивает мяч рукой от пола, произнося: «Я знаю, чем кормить собак: мясо – раз, молоко – два, тыква – три, каша – четыре, творог – пять». Совместно с детьми педагог оценивает правильность выбора корма для определенного животного.
Обобщение педагога: «Многие из вас правильно назвали, чем кормить животных, значит, вы умеете заботиться о них. Кошки, собаки, как правило – это ваши верные друзья. Родители, как правило, берут щенят и котят – маленьких, пушистеньких, хорошеньких – для вас, ребята! По вашим просьбам».
Скажите, как вы думаете, почему, особенно осенью, мы видим так много бездомных животных? (Ответы детей.)
Откуда берутся бездомные животные? Их создали мы, люди. Каждое выброшенное на улицу животное – это чьё-то предательство. Надо помнить об этом и не давать в обиду тех, кто не может защититься сам.
Давайте жить в гармонии с теми, кто нас окружает, а не выбрасывать их на улицу.
Каждый год с наступлением осени в пригородных дачных поселках появляются бездомные собаки и кошки. Брошенные. Многие из них до весны не доживают: одни гибнут от голода, другие – от холода, третьи под колесами машин и поездов. Живут в основном милостыней. Заслышав шум электрички, тянутся к платформе: встречать садоводов, которые держат на участках кур или кроликов и приезжают их покормить. Идет это грустное шествие по заснеженной дороге: впереди – человек, следом, поджимая окоченевшие лапы, кошки и собаки. Эту зиму в районе садовых участков значительно сократилось число птиц, они гибнут в кошачьих лапах.
Нередко бывает так, что взятые котята и щенки специально для вас, ребята, надоедают и их бросают, как бросили этого на пустой даче:
Он был один в саду пустом.
Он на террасе лег.
Он целый день лежал пластом.
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог … (А. Барто)
Чтение литературных отрывков и обсуждение с детьми.
Нередко бывает так:
Петина семья держит маленькую собачку – болонку.
Петю спросили:
– Кто кормит собаку в вашей семье?
– Мама.
– А гуляет с ней кто?
– Папа.
– Ну, а ты что делаешь?
– А я ее люблю.
Как, по-вашему, любит ли Петя свою собаку? Почему вы так считаете? В чем должна проявляться любовь к животному?
В процессе обсуждения прийти к выводу: первая забота о будущем коте или собаке должна проявляться в ответ на вопрос: «взять или не взять?» Страшно и больно смотреть на брошенных животных! Ни в коем случае нельзя брать животное, если нет уверенности в том, что ему будет у вас хорошо. Не надо спешить, если в семье нет возможности создать нужные условия для вашего питомца! А какие это условия?
Педагог совместно с детьми (наводящими вопросами) называют, какие условия нужны для собаки: показать его ветеринару, выяснить, где определить лежанку; не забыть положить для щенка игрушки; правильное питание и посуда, выгул. Для кошки: показать ветеринару, правильный рацион питания, наполнители для лотка...
Заключительный этап. В заключение занятия чтение стихотворения Николая Дружкова «Котенок».
С котенком кошка-мать жила
В заброшенной сторожке.
Однажды кошка не пришла,
Пропала где-то кошка.
Притих котенок, не шалил:
Среди старья и хлама
Он опечаленный бродил,
Искал повсюду маму.
Он так мяукал, так скучал –
Без мамы плохо детям!
А над сторожкой по ночам
Гудел тревожно ветер.
Малыш боялся темноты,
Собак, дождя и грома,
Он спать ложился без еды –
Как плохо быть бездомным!
А время шло. Вот из полей
Уж птицы улетели,
Гуляли ветры по земле,
Завьюжили мелели.
А наш котенок так и рос.
Бродил как неприкаянный.
И скоро бы совсем замерз,
Пропал в беде случайной.
Из школы девочка одна
Шла снежною порошею.
Котенка встретили она:
– Смотри, какой хорошенький!
Ты чей, пушистенький такой?
Иди ко мне, мой маленький!
Котенок выгнул хвост дугой,
Мурлыча, ткнулся в валенки.
– Пойдем, мой славненький, пойдем!
Так у котенка стал свой дом.
Оценить поступок девочки, не забывая полученные на занятии знания: О чем ей нужно знать, беря котенка домой? Всегда ли можно без разрешения родителей приносить животное в дом и почему?
Для того чтобы закончить урок на положительной ноте провести один из вариантов упражнении «Дело в шляпе». Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка или считалка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее.
Домашнее задание (Приложение 1).
Список литературы:
Приложение 1. Лист рабочей тетради
Определи самостоятельно тему занятия.
Тема занятия:
_______________________________________________________________
Представь, что ты ученый. Сделай научное исследование о домашнем животном. Заполни отчет о своих наблюдениях.
Что это за животное? _______________________________________________ .
Какого оно размера? _______________________________________________ .
Как зовут твое животное? ___________________________________________ .
Что животное ест? __________________________________________________
_________________________________________________________________ .
Как оно выглядит? (нарисуй)
Домашнее задание (выполни вместе с родителями).
Сделай вывод: ___________________ – друзья человека!
Дополни предложение:
Мы в ответе за тех, кого приручили, потому что…
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Приложение 2. Фотографии для проведения «Мозгового штурма»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.