Образовательная деятельность
Тема: «Обитатели морских глубин»
(интегрирующие области: «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно – эстетическое»)
Тема: « Обитатели морских глубин»
Возрастная группа: старшая группа, дети 5-6 лет.
Интеграция образовательных областей: « Познавательное развитие», « Речевое развитие », « Художественно-эстетическое»,
Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Место НОД в изучаемой теме: углубленно - познавательная НОД.
Задачи:
Образовательные
· формировать представления детей о морских жителях, знакомить с особенностями их строения и поведения;
· учить использовать в изобразительной деятельности нетрадиционные приемы рисования;
Развивающие
· развивать познавательный интерес, творческие способности;
· развивать внимание, память, связную речь (рассказы о морских обитателях по картинкам)
Воспитательные
· воспитывать умение выслушивать сверстников, работать самостоятельно.
Методы и приемы:
Наглядные.
· Просмотр презентации « Подводный мир»;
· Рассматривание иллюстраций с изображениями морских обитателей.
Словесные.
· Беседа по теме
· Рассказы детей об опасных морских животных.
· Вопросы.
Практические.
· Разрешение проблемной ситуации.
· Создание макета «Подводный мир»
· Изобразительная деятельность – рисование.
Музыкальное сопровождение при погружении и проведении изобразительной деятельности.
Предварительная работа проводилась в ходе совместной деятельности в режимных моментах через разные виды детской деятельности:
Игровая: дидактическая игра «Четвертый лишний», сюжетно-ролевая игра «Моряки», », пальчиковая игра « Медуза», игра
« Ассоциации».
Познавательно-исследовательская: рассматривание альбома
«Морские обитатели», просмотр презентации «Морские обитатели», « Почему наша планета голубая».
Коммуникативная: беседы о морских обитателях, безобидных и опасных морских животных.
Восприятие художественной литературы: чтение познавательной литературы «Энциклопедия для дошкольников».
Изобразительная: лепка из пластилина морских обитателей, рисование морских камушек с помощью штампов из картофелин.
Двигательная: подвижная игра « Моряки и акула».
Взаимодействие с родителями: подготовка информации о морских животных, составление рассказов об опасных обитателях морей.
Оборудование:
Песок, поднос, игрушки мелкие, конструкция из обручей, музыка « Шум моря», « Испанская», презентация « Подводный мир», картинки с изображениями морских животных, краски, кисти, вода, картофель, шкатулка, конфеты «Морские камушки», проектор, ноутбук, стакан, тарелка, зеленые и красные конфеты - леденцы.
Технологическая карта НОД
Этап НОД |
Содержание и деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
Ожидаемые результаты |
I.Организационный момент. Создание проблемной ситуации |
Как нам поиграть в игру «Ассоциации», если у нас нет картинок, а есть песок? |
Подходят к столу, где расположен лоток с речным песком Внимательно слушают, отвечают |
Вовлечение детей в деятельность готовы выполнять задания |
II.Мотивирование к деятельности
Целевая установка
|
Рисует медузу и морскую звезду на песке Приглашает детей присесть на ковер, спрашивает на чем мы можем спуститься на морское дно, ставим конструкцию из обручей (подводная лодка), включает музыку «Шум моря»
|
Угадывают изображения, отвечают, что у них общего, рисуют море на песке, заполняют макет животными имеющими отношение к морю |
У детей появился интерес к дальнейшей деятельности, дети готовы на подводной лодке опуститься на морское дно |
Дети ставят перед собой цель: отправиться в путешествие на морское дно на подводной лодке и узнать о жизни морских обитателей. |
|||
III. Выполнение действий. Работа в парах. Изодеятельность (Планирование действий)
|
Включает презентацию « Подводный мир», читает надписи к слайдам
Предлагает объединиться в пары, рассмотреть изображения на картинках и рассказать о каждом животном. Наблюдает за деятельностью детей. Направляет, выслушивает детей, Благодарит. Предлагает вспомнить ход работы по рисованию |
Слушают воспитателя, рассматривают изображения на слайдах, угадывают морских животных. Подвижная игра «Моряки и акула» Объединяются в пары, каждая пара берет картинку с изображением опасного морского животного, и рассказывают о них сверстникам. Вспоминают ход работы по рисованию. Рисуют морских обитателей и водорослей с помощью красок и кисточек, морские камушки с помощью штампов из картофелины. |
Дети знакомятся с обитателями морей, их внешним видом и образом жизни. Формируются представления о морских обитателях. Развивается познавательный интерес. Расширение представлений детей об опасных морских обитателях. Формулируют свои выводы. Свободно общаются в процессе деятельности. Воспитывается умение выслушивать своих сверстников. Рисунки морских обитателей. |
IV. Анализ результатов деятельности
|
Спрашивает у детей: - Что нового сегодня вы узнали? Что запомнилось больше всего? |
Ответы детей. |
Дети рассказали что узнали нового на занятии и что им запомнилось. |
V. Подведение итогов
|
Воспитатель: - У меня на подносе лежат камушки: красные и зеленые. Если вам на занятии было интересно и легко, у вас все удавалось, возьмите зеленый камушек и положите его в стакан, а если вам было трудно, возьмите красный камушек и положите его в тарелку.
Угощение морскими камушками. |
Дети берут камушки и раскладывают.
|
Оценка и самооценка деятельности детей
Сюрпризный момент. |
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент. Создание проблемной ситуации.
- Ребята, я знаю, что вы любите играть!
-Нам знакома игра « Ассоциации»!
- Объясните, как можно нам поиграть в эту игру, если картинок у меня нет, а есть песок?
-Я нарисую на песке 2 картинки (рисую дельфина и медузу)
- Что вы видите?
- Что общего между этими животными? (живут в море)
- Нарисуем вместе море на песке.
- У нас с вами получился прекрасный морской пейзаж.
-Кто этим летом ездил на море?
-Ребята, какое отношение к морю имеет песок? (на морском дне есть песок).
- Песок у нас есть, давайте его заполним морскими обитателями. (воспитатель подводит ребят к столу, где расположены игрушки разных животных, предлагает принести в поднос с песком только те предметы, которые имеют отношение к подводному миру и назвать их)
- У нас получился хороший макет обитателей подводного мира морей.
2. Мотивационный момент, целевая установка
- А сейчас я приглашаю вас присесть со мной на ковер.
- Подводный мир всегда привлекал людей.
- Как же нам посмотреть глазами то, что происходит под водой в море? (нырнуть под воду, спуститься на подводной лодке, нырнуть с аквалангом).
- Я тоже сейчас предлагаю опуститься в подводный мир, отправиться в подводное путешествие.
- На чем же мы с вами отправимся в путешествие (ответы детей, предлагаю остановиться на чем-то одном, обращаем внимание на конструкцию из обручей, выставляем с детьми конструкцию и садимся в подводную лодку.
- Начинается погружение (включаю музыку «шум моря»).
3. Выполнение действий.
Просмотр презентации « Подводный мир».
- А теперь я предлагаю всем выплыть к моему острову и поиграть.
Подвижная игра « Моряки и акула»
- Кого вы увидели во время погружения?
- Поделитесь своими впечатлениями.
-Что запомнилось из увиденного?
- А все ли обитатели подводного мира добрые и безобидные?
-Есть среди них очень опасные животные. Назовите их.
- Я предлагаю вам разделиться по парам и рассмотреть картинки.
- Расскажите нам про этих животных.
Скат — это плоские рыбы живут на дне. Двигаются с помощью плавников, движения похожи на взмахи крыльев птиц. Самый огромный из них скат – манта абсолютно безобиден. А вот есть среди них скат -хвостокол имеет ядовитую иглу на хвосте, об которую очень легко пораниться. Электрический скат может угостить вас довольно сильным электрическим разрядом.
Морской еж - тело морского ежа покрыто панцирем, из которого торчат острые иглы с ядом. С помощью игл ежи защищаются от врагов и передвигаются по дну.
Акула-это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у акул расположены в 6 рядов, они очень острые как пила. Кожа у акул покрыта чешуей и острыми шипами. Они хищники и могут напасть на человека.
Медуза - бывает разных форм: в виде колокола, тарелки, шляпки, они украшены щупальцами в виде лент , нитей. Тело в основном состоит из воды, и в нем нет костей. Медуз нельзя трогать руками, они могут обжечь, т.к. в щупальцах находится яд.
Крылатка - это красивая рыба очень опасна. Шипы, которыми оканчиваются лучи ее плавников, ядовиты.
- Что объединяет этих животных (опасные для человека).
- А мы продолжаем наше погружение, присаживайтесь в подводную лодку (музыка).
Изодеятельность
- Выплываем к острову.
- Вы уже догадались, чем мы здесь займемся? (рисовать)
- Да, чтобы нам морское путешествие запомнилось, мы нарисуем красивые рисунки про морских обитателей.
- Но, сначала вспомним ход нашей работы:
· выбрать рисунок;
· берем краски и кисти и зарисовываем наших животных;
· пока краска подсыхает, создаем морское дно, с помощью штампа из картофелины;
· рисуем водоросли зеленой краской.
-У нас получились настоящие морские обитатели.
- Мы дадим возможность высохнуть нашим рисункам, а потом создадим выставку наших работ.
- А сейчас снова садимся в подводную лодку и нам пора возвращаться в детский сад.
4. Итог
- Вот мы и прибыли в детский сад.
-Что нового сегодня вы узнали?
-Что запомнилось больше всего?
(ответы детей)
5. Рефлексия
- У меня на подносе лежат камушки: красные и зеленые.
-Если вам было на занятии интересно и легко, у вас все удавалось, возьмите зеленый камушек и положите его в стакан, а если вам было трудно, возьмите красный камушек и бросьте его в тарелочку.
-Мне очень было здорово с вами, и я очень рада бала побывать вместе с вами в таком увлекательном путешествии вы отлично нарисовали и рассказывали про морских обитателей.
Сюрпризный момент.
-Перед тем как высадиться на берег, я на дне обнаружила вот такой ларец с морскими камушками. Угощайтесь!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.