КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: «Игры с национальным компонентом»
(по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Театр игры «Парус»)
Составитель:
педагог дополнительного
образования отдела СПФ
Абрарова С. Д.
Оренбург, 2022
Дата занятия 21.09.2022г.
Цель занятия: приобщить учащихся к многонациональной игровой культуре народов России.
Задачи:
Образовательные:
- актуализировать знания учащихся о понятии «игра», функциях и видах игр;
-познакомить с играми с национальным компонентом;
-научить самостоятельно разрабатывать игры с национальным компонентом.
Развивающие:
-развивать внимание, память, фантазию;
Воспитательные:
-воспитать интерес к народным играм;
-воспитать культуру игрового взаимодействия.
Материалы к занятию: жетоны 3 цветов -15 штук, яркий платок, мяч, шапки, пояса, платки для игры «Капустка».
Ход занятия:
1.Организационная часть
Приветствие педагога: Приветствую вас ребята на сегодняшнем занятии.
Собирайтесь дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(В кругу педагог раздает учащимся жетоны 3 цветов, их количество должно быть одинаковым для дальнейшего деления детей на подгруппы.)
Педагог: Отлично! Присаживайтесь на места. Кто у нас отсутствует? (Отметка отсутствующих).
Остальные готовы к работе? Тогда начинаем! Полученные жетоны, пожалуйста, сохраняйте до конца занятия.
2. Основная часть
Сегодня мы вновь отправимся в мир игры и познакомимся еще с одним видом игр. Но перед этим давайте-ка вспомним, что такое игра?
(Ответы учащихся)
Педагог: Итак, игра это – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на усвоение общественного опыта, фиксированного в предметах науки и культуры.
Ребята, а какие функции выполняют игры, то есть для чего они нужны?
(Ответы учащихся)
Педагог: Верно, ребята! Игра выполняет следующие функции:
- Развлекательную – игра создает благоприятную атмосферу для поднятия настроения;
-Обучающую – игра помогает в развитии общих учебных умений и навыков;
-Коммуникативную – в игре дети и взрослые объединяются друг с другом, что позволяет и сформировать навыки общения;
-Релаксационную – игра снимает эмоциональное и физическое напряжение, вызванное нагрузками учебной или трудовой деятельности;
А так же позволяет в игровом процессе реализовать творческие способности.
А теперь назовите, какие виды игр вам уже знакомы!
(Ответы учащихся)
Педагог: Отлично! А сейчас мы познакомимся еще с одним видом игр –играми с национальным компонентом или же еще их называют – народными играми. Это уходящие корнями в древность забавы, в основе которых лежат традиции того или иного народа. Вы, конечно же, достаточно хорошо знакомы с русскими народными играми. Назовите, те, которые знаете!
(Ответы учащихся)
Педагог: Верно! Но, поскольку Россия страна многонациональная, на ее территории проживает более 180 разных народов, то и игр с национальным компонентом помимо русских у нас великое множество. Условно все эти игры можно разделить на подвижные игры, трудовые игры, игры с водящими, природные игры, обрядовые игры.
Предлагаю познакомиться с играми из каждой из этих групп. Согласны? Тогда начинаем!
Педагог: И первая группа игр с национальным компонентом – подвижные игры. Подвижные игры разных национальностей зависят от природно-климатических условий и отражают основные занятия людей, проживающих в этих условиях. В северных районах это оленеводство, рыболовство, в южных степных районах коневодство, растениеводство в тайге занимаются охотой и т.д. Основные содержательные компоненты таких игр включают в себя различные перетягивания, сталкивания, удержания, выталкивания, догонялки, хватание предметов. По содержанию такие игры лаконичны и доступны для понимания детей. И с одной из них предлагаю познакомиться поближе.
Это дагестанская игра «Платок» («Борхе»). Всех вас, я прошу встать в круг. В центр круга я кладу платок. Сейчас зазвучит музыка («лезгинка») и вам необходимо танцевать под нее, двигаясь по кругу. Как только музыка смолкнет ваша задача схватить платок. Тот, кто это сделает – победитель. Главное правило: нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем смолкнет музыка. Условия понятны? Тогда начинаем.
(Игра «Платок» повторяется 3-4 раза)
Педагог: Понравилась игра? Отлично! Присаживайтесь! А мы переходим к трудовым или бытовым играм. Они знакомят нас с историческим наследием народов, с повседневным трудом наших предков. Предлагаю вашему вниманию мордовскую игру «Удёв» («Невод»). Сейчас с помощью считалки мы выберем двух игроков, которые будут неводом. Остальные будут рыбками. Рыбки, под музыку бегают по всему залу, а игроки-невод берутся за руки и пытаются окружить одну из рыбок. Если им это удаётся, пойманная рыбка также присоединяется к цепочке невода, и теперь они бегают, взявшись за руки втроём, пытаясь окружить ещё одну рыбку. Каждая пойманная рыбка присоединяется к «неводу». Последняя не пойманная рыбка становится победителем. Правила понятны? Тогда выбираем игроков-невод.
Под горою у реки
Проживали
рыбаки.
У них невод висит,
И в звоночки звонит:
Диги-диги-диги-дон,
Выходи скорее вон!
Невод выбран! Приготовились, начали!
( Игра «Удёв»)
Педагог: Замечательно! Присаживайтесь на места. Мы продолжаем! Следующая подгруппа игр с национальным компонентом - игры с водящим. Это игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру. Я хочу познакомить вас с такой игрой, она башкирская и называется «ВОда». Выбирается водящий. Я думаю, что начну игру водящим – я. Как только зазвучит музыка, вы разбегаетесь, а я догоняю и стараюсь поймать одного из вас или коснуться. От меня можно "спастись», сев на стул, или завалившись на спину - главное, чтобы в этот момент ноги не касались земли. Водящий не может задерживаться возле того, кто спасся, а должен бежать за другими. Тот, кто не успел спастись, и кого коснулись, становится водящим и ловит остальных. Правила понятны? Тогда, раз, два. три, игру начни!
(Игра «ВОда»)
Педагог: Молодцы! Вы очень быстрые и ловкие. А я представляю вашему вниманию природные игры! В этих играх, как правило, знакомятся с окружающей природой. И я предлагаю вам поиграть в народную татарскую игру. «Земля, вода, огонь, воздух». Прошу всех встать и образовать круг. Я буду находиться в середине круга, и бросать кому-нибудь мяч, произнося одно из четырех слов (земля, вода, огонь, воздух). Если я говорю «земля», то тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо животное; если «вода» — назвать рыбу; «воздух» — птицу; «огонь» — помахать руками и повернуться кругом. Кто ошибся — выбывает из игры. Правила понятны? Тогда, начинаем.
(Игра «Земля, вода, огонь, воздух»)
Педагог: Вы не только быстрые и ловкие, а и еще и очень внимательные. Присаживайтесь на места, пришло время познакомить вас с таким видом игр с национальным компонентом, как обрядовые игры. Это календарные народные игры. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. В конце сентября наши предки праздновали праздник урожая, одной из его игр была белорусская игра «Капустка». Поиграем?
(Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее). Вот этот круг у нас огород, а все, что внутри него – капуста. Все вы стоите за кругом, а я – хозяйка огорода буду охранять свою капустку в кругу. Охранять да приговаривать: я на камушке сижу, огород свой сторожу. Чтоб капустку не украли. В огород не забежали. Вы в это время пытаетесь забежать в мой огород, схватить «капустку» и убежать. Кого я поймаю, тот выбывает из игры. Игрок, который больше всех унесет «капусты», будет победителем. Итак, встаем в круг моего огорода. Приготовились?
Я на камушке сижу, огород свой сторожу.
Чтоб капустку не украли. В огород не забежали.
(игра «Капустка»)
Педагог: Отлично поиграли! Я надеюсь не устали? Присаживайтесь на свои места. Вот мы и познакомились с видами игр с национальным компонентом. Пожалуйста, перечислите их!
(Ответы учащихся: подвижные игры, трудовые игры, игры с водящими, природные игры, обрядовые игры)
Педагог: Верно! И все они расширяют наши культурные границы, активизируют мыслительную деятельность, развивают воображение, воспитывают бережное отношение к игровой культуре нашей страны.
И теперь, когда вы познакомились с такими играми, я предлагаю создать вам свои игры с национальным компонентом.
В качестве национального компонента вы можете использовать особенности того или иного языка (например, татарского), условия проживания какого-либо народа (суровый холод русского Севера или жаркое солнце юга страны), его характерные трудовые функции (ткачество, вязание, охота и др.), календарные народные праздники (Покров День, Курбан Байрам, Сабантуй и др.).
Для работы над играми давайте разделимся на 3 подгруппы по цвету жетонов, которые вы получили в начале занятия. Подгруппы разделились? Отлично, каждая подгруппа занимает свое место за столом. Итак, выбирайте любой вид игры с национальным компонентом (подвижная, трудовая, природная, обрядовая или игра с водящим) и за работу. Не забывайте, что правила игры должны быть четкими и понятными, чтобы мы все смогли потом поиграть в вашу игру.
(Подгруппы работают над созданием игр -10мин)
Педагог: Время, отведенное на эту работу, подошло к концу. И я прошу наши творческие группы представить свои игры.
(Презентация созданных учащимися игр)
Педагог: Вы поиграли с нами в свои игры, а теперь по шуму аплодисментов давайте определим, какая же игра показалась нам самой интересной и в ней присутствовал национальный компонент. Аплодисменты игре №1_______Игре № 2_____Игре №3____ Итак, больше всех аплодисментов получила игра №_____
3.Заключительная часть
Педагог: Я согласна с вами, хотя, на мой взгляд все игры получились. А высогласны со мной? Наше занятие подошло к концу. Что мы сегодня узнали? Чему научились? Что было для вас самым трудным? (Ответы учащихся) Я благодарю вас за работу. До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.