Конспект занятия "Игры с национальным компонентом"
Оценка 4.6

Конспект занятия "Игры с национальным компонентом"

Оценка 4.6
docx
04.11.2022
Конспект занятия "Игры с национальным компонентом"
Игры с национальным компонентом.docx

 

 

 

 

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: «Игры с национальным компонентом»

(по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе  «Театр игры «Парус»)

 

                                                   Составитель:

                                                    педагог дополнительного 

                                                                         образования отдела СПФ                         

                                                                          Абрарова С. Д.

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург, 2022

 

Дата занятия 21.09.2022г.

Цель занятия:  приобщить учащихся к многонациональной игровой культуре народов России.

 

Задачи:

 Образовательные:

-  актуализировать знания учащихся о понятии «игра», функциях и видах игр;

-познакомить с играми с национальным компонентом;

-научить самостоятельно разрабатывать игры с национальным компонентом.

Развивающие:

-развивать внимание, память,  фантазию;

Воспитательные:

-воспитать интерес к народным играм;

-воспитать  культуру  игрового взаимодействия.

Материалы к занятию:   жетоны 3 цветов -15 штук, яркий платок, мяч, шапки, пояса, платки для игры «Капустка».

 

Ход занятия:

1.Организационная часть

Приветствие педагога: Приветствую вас ребята на сегодняшнем занятии.  

Собирайтесь  дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(В кругу педагог раздает учащимся жетоны 3 цветов, их количество должно быть одинаковым для дальнейшего деления детей на подгруппы.)

Педагог: Отлично! Присаживайтесь на места.  Кто у нас отсутствует? (Отметка отсутствующих).

 Остальные готовы к работе? Тогда начинаем! Полученные жетоны, пожалуйста, сохраняйте до конца занятия.

2. Основная часть

Сегодня мы вновь отправимся в мир  игры и познакомимся еще с одним видом игр. Но перед этим давайте-ка вспомним, что такое игра?

(Ответы учащихся)

Педагог: Итак,  игра это –  форма деятельности в условных ситуациях, направленная на усвоение общественного опыта, фиксированного в предметах науки и культуры. 

Ребята, а какие функции выполняют игры, то есть для чего  они нужны?

 (Ответы учащихся)

Педагог: Верно, ребята! Игра выполняет следующие функции:

- Развлекательную – игра создает благоприятную атмосферу  для поднятия настроения;

-Обучающую – игра помогает в развитии общих учебных умений и навыков;

-Коммуникативную – в игре дети и взрослые объединяются друг с другом, что позволяет и сформировать навыки общения;

-Релаксационную – игра снимает эмоциональное и физическое напряжение, вызванное нагрузками учебной или трудовой деятельности;

А так же позволяет в игровом процессе реализовать творческие способности.

 А теперь назовите, какие виды игр вам уже знакомы!

(Ответы учащихся)

Педагог: Отлично! А сейчас мы познакомимся еще с одним видом игр –играми с национальным компонентом или же еще их называют – народными играми.  Это уходящие корнями в древность забавы, в основе которых лежат традиции того или иного народа. Вы, конечно же, достаточно хорошо знакомы с русскими народными играми. Назовите, те, которые знаете!

(Ответы учащихся)

Педагог: Верно! Но, поскольку Россия страна многонациональная, на ее территории проживает  более 180 разных народов, то и игр с национальным компонентом помимо русских у нас великое множество. Условно все эти игры можно разделить на подвижные игры, трудовые игры, игры с водящими, природные игры, обрядовые игры.

 Предлагаю познакомиться с играми из каждой из этих групп. Согласны? Тогда начинаем!

Педагог: И первая группа игр с национальным компонентом – подвижные игры. Подвижные игры разных национальностей зависят от природно-климатических условий и отражают основные занятия людей, проживающих в этих условиях. В северных районах это оленеводство, рыболовство, в южных степных районах коневодство,  растениеводство в тайге занимаются охотой и т.д. Основные содер­жательные компоненты таких игр включают в себя различные перетягивания, сталкивания, удержания, выталкивания, догонялки,  хватание предметов. По содержанию такие игры лаконичны и доступны для понимания  детей. И с одной из  них  предлагаю познакомиться  поближе.

Это дагестанская игра «Платок» («Борхе»). Всех вас, я прошу встать в круг. В центр круга я кладу платок. Сейчас зазвучит музыка («лезгинка») и вам необходимо танцевать под нее, двигаясь по кругу. Как только музыка смолкнет ваша задача схватить платок. Тот, кто это сделает – победитель. Главное правило: нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем смолкнет музыка. Условия понятны? Тогда  начинаем.

(Игра «Платок» повторяется 3-4 раза)

Педагог: Понравилась игра? Отлично! Присаживайтесь! А мы переходим к  трудовым или бытовым  играм. Они знакомят нас  с историческим наследием народов, с повседневным трудом наших предков.  Предлагаю вашему вниманию мордовскую игру «Удёв» («Невод»). Сейчас с помощью считалки мы выберем двух  игроков, которые будут неводом. Остальные будут рыбками. Рыбки, под музыку бегают по всему залу, а  игроки-невод берутся за руки и пытаются окружить одну из рыбок. Если им это удаётся, пойманная рыбка также присоединяется к цепочке  невода, и теперь они бегают, взявшись за руки втроём, пытаясь окружить ещё одну рыбку. Каждая пойманная  рыбка присоединяется к «неводу». Последняя не пойманная рыбка становится победителем. Правила понятны? Тогда выбираем игроков-невод.

Под горою у реки

Проживали рыбаки.
У них невод висит,
И в звоночки звонит:
Диги-диги-диги-дон,
Выходи скорее вон!

Невод выбран! Приготовились, начали!

( Игра «Удёв»)

Педагог:  Замечательно! Присаживайтесь на места.  Мы продолжаем!  Следующая подгруппа игр с национальным компонентом - игры с водящим. Это игры, где игрок выполняет какое-то действие или ведёт игру. Я хочу познакомить вас с такой игрой, она  башкирская и называется «ВОда». Выбирается водящий. Я думаю, что начну игру водящим – я. Как только зазвучит музыка, вы разбегаетесь, а я догоняю и стараюсь поймать одного из вас или коснуться. От  меня  можно "спастись», сев   на  стул, или завалившись на спину - главное, чтобы в этот момент ноги не касались земли. Водящий не может задерживаться возле того, кто спасся, а должен бежать за другими. Тот, кто не успел спастись, и кого коснулись, становится водящим и ловит остальных. Правила понятны? Тогда, раз, два. три, игру начни!

 (Игра «ВОда»)

Педагог: Молодцы! Вы очень быстрые и ловкие. А я представляю вашему вниманию природные игры! В этих играх, как правило, знакомятся с окружающей природой. И я предлагаю вам поиграть в  народную татарскую игру. «Земля, вода, огонь, воздух». Прошу всех встать и образовать круг. Я буду находиться в середине круга, и  бросать кому-нибудь мяч, произнося одно из четырех слов (земля, вода, огонь, воздух). Если я говорю  «земля», то тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо животное; если «вода» — назвать рыбу; «воздух» — птицу; «огонь» — помахать руками и повернуться кругом. Кто ошибся — выбывает из игры. Правила понятны? Тогда, начинаем.

(Игра «Земля, вода, огонь, воздух»)

Педагог:  Вы не только быстрые и ловкие, а и еще и очень внимательные. Присаживайтесь на места, пришло время познакомить вас с таким видом игр с национальным компонентом, как обрядовые игры. Это календарные народные игры. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. В конце сентября наши предки праздновали праздник урожая, одной из его игр была белорусская игра «Капустка». Поиграем?

(Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и прочее).  Вот этот круг у нас огород, а все, что внутри него – капуста. Все вы стоите за кругом, а я – хозяйка огорода буду охранять свою капустку в кругу. Охранять да приговаривать: я на камушке сижу, огород свой сторожу. Чтоб капустку не украли. В огород не забежали. Вы в это время пытаетесь забежать в мой огород, схватить «капустку» и убежать. Кого я поймаю, тот выбывает из игры.  Игрок, который больше всех унесет «капусты», будет победителем. Итак, встаем в круг моего огорода. Приготовились?

Я на камушке сижу, огород свой сторожу.

Чтоб капустку не украли. В огород не забежали.

(игра «Капустка»)

 Педагог: Отлично поиграли! Я надеюсь не устали? Присаживайтесь на свои места. Вот мы и познакомились с видами игр с национальным компонентом. Пожалуйста, перечислите их!

(Ответы учащихся: подвижные игры, трудовые игры, игры с водящими, природные игры, обрядовые игры)

Педагог: Верно! И все они расширяют наши культурные границы, активизируют мыслительную деятельность, развивают воображение, воспитывают бережное отношение к игровой культуре нашей страны.

И теперь, когда вы познакомились с такими играми, я предлагаю создать вам свои игры с национальным компонентом.

В качестве национального компонента вы можете использовать особенности того или иного языка (например, татарского), условия проживания какого-либо народа (суровый холод русского Севера или жаркое солнце юга страны), его характерные трудовые функции (ткачество, вязание, охота и др.), календарные народные  праздники (Покров День, Курбан Байрам, Сабантуй и др.).

Для работы над играми давайте разделимся на 3 подгруппы по цвету жетонов, которые вы получили в начале занятия. Подгруппы разделились? Отлично, каждая подгруппа занимает  свое место за столом. Итак, выбирайте любой вид игры с  национальным компонентом (подвижная, трудовая, природная, обрядовая или игра с водящим) и за работу. Не забывайте, что правила игры должны быть четкими и понятными, чтобы мы все смогли потом поиграть в вашу игру.

(Подгруппы работают над созданием игр -10мин)

Педагог: Время, отведенное на эту работу, подошло к концу. И я прошу наши творческие группы представить свои игры.

(Презентация созданных учащимися игр)

Педагог: Вы поиграли с нами в свои игры, а теперь по шуму аплодисментов давайте определим, какая же игра показалась нам самой интересной и в ней присутствовал национальный компонент. Аплодисменты игре №1_______Игре № 2_____Игре №3____ Итак, больше всех аплодисментов получила игра №_____

3.Заключительная часть

Педагог:   Я согласна с вами, хотя, на мой взгляд  все игры получились.  А высогласны со мной?   Наше занятие подошло к концу.  Что мы сегодня узнали? Чему научились? Что было для вас самым трудным?  (Ответы учащихся) Я благодарю вас за работу. До свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 


 

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Тема: «Игры с национальным компонентом» (по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Театр игры «Парус»)

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Тема: «Игры с национальным компонентом» (по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Театр игры «Парус»)

Дата занятия 21.09.2022г. Цель занятия : приобщить учащихся к многонациональной игровой культуре народов

Дата занятия 21.09.2022г. Цель занятия : приобщить учащихся к многонациональной игровой культуре народов

Релаксационную – игра снимает эмоциональное и физическое напряжение, вызванное нагрузками учебной или трудовой деятельности;

Релаксационную – игра снимает эмоциональное и физическое напряжение, вызванное нагрузками учебной или трудовой деятельности;

Правила понятны? Тогда выбираем игроков-невод

Правила понятны? Тогда выбираем игроков-невод

Чтоб капустку не украли. В огород не забежали

Чтоб капустку не украли. В огород не забежали

Конспект занятия "Игры с национальным компонентом"

Конспект занятия "Игры с национальным компонентом"

Конспект занятия "Игры с национальным компонентом"

Конспект занятия "Игры с национальным компонентом"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2022