Конспект занятия" источники загрязнения Окружающей среды"
Оценка 4.8

Конспект занятия" источники загрязнения Окружающей среды"

Оценка 4.8
docx
07.03.2023
Конспект занятия" источники загрязнения Окружающей среды"
02. Источники загрязнения ОС.docx

Конспект занятия

по дополнительному образованию

экологического клуба «Друзья природы»

 

Раздел: Экология и человек

Тема: Источники загрязнения окружающей среды

 

Цель занятия:

 

1. Обучающая: Познакомить учащихся с понятием загрязнение, дать представление об основных источниках загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы, о его последствиях

 

2. Развивающая: Развить чувство единства с окружающим миром, экологическую культуру.

 

3. Воспитывающая: Воспитывать бережное отношение к природе, понимания необходимости ее беречь

 

Тип занятия: Комбинированный

 

Оборудование: Ватман, гуашь, кисточки, картон, фломастеры, клей, цветные таблички для светофора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект составил:

Педагог дополнительного образования

КГКП «Дом школьников»

Колганова В.А.

 

 

 

 

 

Ход занятия.

 

 

1. Организационный момент

 

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету,

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду ее никому не дадим.

 

2. Объявление темы и цели занятия

 

Друзья! Мы летим в космическом пространстве на космическом корабле. Корабль этот мы привыкли называть – планета Земля. Если на корабле нарушается система жизнеобеспечения, то космонавты обречены на гибель. Мы хотим жить, жить долго и счастливо. Мы хотим, чтобы  жили и наши дети. Но на нашем корабле уже возникли проблемы и нам необходимо их решать. Сегодня мы выясним, какие проблемы угрожают жизни на Земле и как их можно решить. Тема нашего занятия «Источники загрязнения окружающей среды»

 

 

3. Беседа по теории прошлого занятия

 

-       Что такое экология?

-       Кто такие экологи?

-       Что такое окружающая среда?

-       Какие среды обитания,  освоенные и заселенные живыми организмами, вы знаете? (1.Водная, 2.наземно-воздушная 3.почвенная 4.среда, образуемая самими  живыми организмами).

 

 

4. Объяснение нового материала

 

О загрязнении окрyжающей среды вы уже мнoгoe знаете из новостей, газет и журналов, и оно не может вас не тревожить. «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо» говорит народная пословица. Неужели же все человечество, да и каждый из нас уподобились такой птице?

 

3агрязнение окружающей cpeды нежелательное изменение ее свойств в результате антропoгенного поступления различных веществ и соединений.

 

3агрязнение окружающей среды человеком имеет длительную историю. Еще жители Древнего Рима жаловались на загрязненность вод реки Тибр. Жителей Афин и Древней Греции беспокоило загрязнение акватории порта Пирей. Уже в средние вeка появились законы об охране окружающей среды.

 

Главный источник загрязнеания- возвращение в природу той огромной массы отходов,  которая образуется в процессе производства и потребления человеческого общества.  Уже в 1970 г. они составили 40 млрд т, а к началу ХХI в. возросли до 300 млрд т.

 

Загрязнение литосферы (почвенного покрова) происходит в результате промышленной, строительной и сельскохозяйственной деятельности. При этом в роли главных загрязнителей выступают металлы и их соединения, удобрения, ядохимикаты, радиоактивные вещества, концентрация которых приводит к изменению химического состава почв. Все более сложной становится и проблема накопления бытового мусора; не случайно на Западе по отношению к нашему времени иногда применяют термин «мусорная цивилизация

 

Загрязнение гидросферы происходит прежде вceгo в результате сброса в реки, озера и моря промышленных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод.

 

К числу сильно загрязненных относятся многие реки Рейн, Дунай, Сена, Темза, Тибр, Миссисипи, Огайо, Волга, Днепр, Дон, Днестр, Нил, Гaнг и др.

 

Растет и загрязнение Мирового океана, «здоровью» котopoгo yгрожают одновременно с побережья, с поверхности, со дна, из рек и атмосферы. Ежегодно в Океан попадает oгpoмнoe количество отходов. Наиболее загрязнены внутренние и окраинные моря Средиземное, Северное, Ирландское, Балтийское, Черное, Азовское, Внутреннее Японское, Яванское, Желтое, Карибское, а также Бискайский, Персидский, Мексиканский и Гвинейский заливы.

 

Средиземное море самое крупное внутреннее море на Земле, колыбель нескольких великих цивилизаций. На eгo берегах расположены 18 стран, живут 130 млн человек, расположено 260 портов. Кроме тoгo, Средиземное море одна из главных зон мирового судоходства: в нем одновременно находятся 2,5 тыс. судов дальнего плавания и 5 тыс. каботажных. По eгo трассам ежегодно проходит ЗОО-350 млн т нефти. В результате это море в 60-70x гг. превратилось едва ли не в главную «помойную яму» Европы.

 

Но особую опасность для окeана представляет нефтяное загрязнение. В результате утечки нефти при ее добыче, транспортировке и переработке в Мировой океан ежегодно попадает (по разным источникам) от 3 до 10 млн т нефти и нефтепродуктов. Космические снимки показывают, что уже около 1/3 всей eгo поверхности покрыто маслянистой пленкой, которая снижает испарение, yгнетает развитие планктона, ограничивает взаимодействие Океана с атмосферой.

 

Больше вceгo загрязнен нефтью Атлантический океан. Движение поверхностных вод в окeане при водит к распространению загрязнений на большие paсстояния. Особенно опасны катастрофы крупных танкеров, которые приводят к «залповым» выбросам нефти.

 

Кроме тoгo, происходит paдиоактивное загрязнение Мировoгo океана, связанное с тем, что некоторые страны долгое время захоранивали в eгo водах свои радиоактивные отходы.

 

Физминутка.

 

А теперь ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели – вновь за дело.

 

Загрязнение атмосферы происходит в результате paботы промышленности, тpaнспорта, а также различных топок, которые в совокупности ежегодно выбрасывают в воздушную оболочку Земли миллиарды тонн твердых и газообразных частиц.

 

Основные загрязнители атмосферы окись углерода (СО) и сернистый газ (S02) образующиеся прежде вceгo при сжигании минерального топлива, а также оксиды серы, азота, фосфора, свинец, ртуть, алюминий и другие металлы.

 

Вы знаете, что сернистый газ служит главным источником так называемых кислотных дождей, которые особенно широко pacпространены в Европе и в Северной Америке. Кислотные осадки снижают урожайность, гyбят леса и другую растительность, уничтожают жизнь в пресных водоемах, разрушают здания, отрицательно сказываются на здоровье людей.

Пример. В Скандинавии, которая получает кислотные осадки в основном из Великобритании и ФРГ, погибла жизнь в 20 тыс. озер, в них исчезли лосось, форель и другая рыба. Во многих странах Западной Европы происходит катастрофическая гибель лесов. Такая же гибель лесов началась и в России.

 

Воздействия кислотных ocaдков не выдерживают не только живые организмы, но и камень.

 

Атмосферный воздух испытывает серьезную нагрузку от выбросов  промышленных предприятий и транспорта. Автомобиль стал злейшим врагом природы и человека. Он занимает первое место по объему выбросов вредных веществ в атмосферу. 

 

Обратите внимание: один автомобиль в год выбрасывает чуть больше тонны выхлопных газов, в которых 200 видов вредных веществ. Этот же автомобиль дает 10 кг резиновой пыли. Кроме того, он поднимает целые клубы пыли, вдоль дорог растения заражены тяжелыми металлами.  Никогда не останавливайтесь на улице возле автомобиля с работающим двигателем. Бывает, ребята увлеченно разговаривают или ждут кого-то, а из выхлопной трубы стоящего автомобиля вырываются клубы ядовитого газа. Отойдите подальше, чтобы не дышать этим газом.

 

Как вы думаете, сколько литров кислорода нужно человеку?

 

Взрослый человек потребляет 20 литров кислорода в час.

 

В воздухе растёт количество углекислого газа, который выбрасывают промышленные предприятия и автомобили. Средний автомобиль сжигает за час работы 20000 л кислорода. А один реактивный самолёт только на старте «съедает» 120 млн л кислорода.

 

Таким образом, автомобиль является одним из главных источников загрязнения.

 

         Трубы заводов выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Над промышленной  частью города можно увидеть разноцветные клубы дыма. Вокруг заводов почти нет растительности: погибла трава, кустарники, стоят хилые деревья. Причина в том, что завод выбрасывает огромное количество загрязняющих веществ, которые образуются при сжигании топлива. Кроме того, на предприятии отсутствуют сооружения и установки по улавливанию и обезвреживанию вредных веществ и газов. При этом на один квадратный километр за сутки выпадает 1 т пыли.

 

Как вы понимаете выражение «Воздух должен быть чистым»? (В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа).

 

Где чище воздух? (В лесу). Почему?

 

Чтобы очистить воздух, надо сажать деревья, кустарники. Вяз уничтожает за 400 лет жизни 48 кг сернистого газа, а кислорода выделяет 14 кг, клен выделяет в год 2 кг кислорода,  один тополь выделяет кислорода столько, сколько три  липы, четыре  сосны или семь елей.

 

5. Практическая часть

1. Игра «Экологический светофор».

 

Предлагаются различные ситуации. Если герой ситуации так поступать не должен, уч-ся поднимают красный кружок, если действие героя не вредят природе – зеленый, желтый цвет – это ситуация выбора.

Валера встал утром поздно, кое-как, чтобы не опоздать в школу. Побросал книжку в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его пролегал по асфальтированной дорожке вокруг школьного сада, но сегодня он решил сократить путь и побежал через сад. А за школьным забором вчера вскопали широкую полосу, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс, раздался звонок. «Не опоздал!»  - радостно подумал Валера. (красный)

Учитель попросил Алешу принести из библиотеки несколько книг. Алеша вышел в коридор. Во время урока в школе тихо. Алеша быстро добежал до библиотеки услышал, как где-то течет вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл кран и большая струя воды текла в умывальник, а брызги летели в разные стороны. Алеша попробовал закрыть кран, но ничего не получилось – кран не закрывается. Алеша вошел в библиотеку и рассказал взрослым о случившемся. Взял книги и вернулся в класс. (зеленый)

Бабушка попросила Андрея помочь ей собрать цветки липы, чтобы зимой заваривать от простуды. Они взяли пакеты и отправились искать липу. Оказалось, далеко идти не надо – вдоль главной улицы города, там, где жили Андрей с бабушкой, одна за другой стояли липы. Бабушка  предупредила: «Не выскакивай на дорогу, видишь, какое движение?» Машины действительно шли сплошным потоком, среди них были очень большие, с крытыми кузовами. Было очень шумно, так что Андрей и бабушка почти не слышали друг друга, хотя рвали цветки липы с одного дерева. (красный)

 

2. Рисование плаката  на тему "Защитим и сохраним природу"

 

6. Итог занятия

-         Что нового на занятии вы узнали для себя?

-         Что было непонятно?

-         С какими источниками загрязнения мы с вами познакомились?

-         Назовите источники загрязнения воздуха?

-         Назовите источники загрязнения воды?

 

 

 


 

Конспект занятия по дополнительному образованию экологического клуба «Друзья природы»

Конспект занятия по дополнительному образованию экологического клуба «Друзья природы»

Ход занятия. 1. Организационный момент

Ход занятия. 1. Организационный момент

Жителей Афин и Древней Греции беспокоило загрязнение акватории порта

Жителей Афин и Древней Греции беспокоило загрязнение акватории порта

Больше вceгo загрязнен нефтью

Больше вceгo загрязнен нефтью

Кроме того, он поднимает целые клубы пыли, вдоль дорог растения заражены тяжелыми металлами

Кроме того, он поднимает целые клубы пыли, вдоль дорог растения заражены тяжелыми металлами

Валера встал утром поздно, кое-как, чтобы не опоздать в школу

Валера встал утром поздно, кое-как, чтобы не опоздать в школу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2023