Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Детско-юношеский центр Петродворцового района Санкт-Петербурга «ПЕТЕРГОФ»
Климат и энергия
Автор: Птюшкина Галина Николаевна,
педагог дополнительного образования
Цель занятия: повышение осведомленности учащихся 5 классов о проблеме изменения климата и просвещение по вопросам эффективного использования и сбережения энергии, формирование навыков и умений информационного самообеспечения их учебной и исследовательской деятельности.
Задачи: учить детей видеть взаимосвязь между причинами (деятельность человека) и последствиями (изменение климата) глобального потепления; подвести учащихся к пониманию того, что одним из наиболее дешевых, практичных и безопасных справиться с проблемами роста энергопотребления является способ сохранения энергии; формировать представление о том, что каждый из нас может лично сделать для решения данной проблемы; стимулировать учащихся к получению новых знаний, расширять кругозор; развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение рассуждать и делать выводы; продолжать учить самостоятельно производить поиск информации в различных видах изданий; воспитывать умение работать в команде.
Адресность: учащиеся 5 класса.
Количество участников: 10.
Продолжительность: 45 минут (если учащиеся не имеют опыта поиска информации в книжных источниках, библиотечное занятие допустимо продлить до 60 минут).
Место проведения: школьная библиотека.
Оборудование и раздаточные материалы:
- стеллаж для книжной выставки;
- литература по теме с книжной выставки (Приложение 3): на каждое задание командам даются одинаковые наборы литературы;
- лист ватмана, набор маркеров, табличка с названием команды (для каждой команды);
- задания с таблицей «Главные антропогенные источники парниковых газов и их влияние на увеличение парникового эффекта», полоски бумаги для заполнения таблицы, клей-карандаш (Приложение 1) (для каждой команды);
- схемы (Приложение 2) по количеству учащихся;
- авторучки, фломастеры.
Методические рекомендации: данное занятие является продолжением ранее начатой работы по ознакомлению учащихся о климатических изменениях и способах смягчения их последствий. За два дня до библиотечного занятия оформить в школьной библиотеке выставку: «Решаем глобальные проблемы: Изменение климата». Объявить учащимся, что у них будет библиотечное занятие и можно взять домой на один день любую книгу или журнал с выставки для знакомства перед занятием. За один день до библиотечного занятия сообщить учащимся, что завтра на библиотечном занятии они будет соревноваться в поисках решений глобальной проблемы. С помощью жребия разделить группу из 10 человек на 2 команды: «Юные экологи» и «Зеленый взгляд», выбрать капитанов команд.
Ход занятия
Вводная часть (3 минуты). Ребята, вчера мы с вами разделились на две команды, выбрали капитанов и приготовились соревноваться в решении глобальной проблемы. Тема нашего библиотечного занятия: «Изменение климата». Каждый из вас брал домой одну из книг (журналов, буклетов), чтобы ознакомиться с ними и вчера все вернули книги на выставку.
А сейчас я расскажу вам немного о естественном изменении климата. Все время с возникновения нашей планеты климат постепенно изменялся. Он зависел от разных геологических и астрономических изменений, таких, как солнечная активность, вулканическая активность и смещение земной орбиты. Развитие жизни на Земле всегда зависело от климата. Изменения в климатическом режиме имели место на протяжении миллионов лет. Холодные и теплые периоды сменяли друг друга, и ученые назвали такие периоды соответственно – ледниковыми и межледниковыми. Сейчас не планете межледниковый период, который начался около 10 тысяч лет назад. Самый холодный период следующего ледникового периода прогнозируется через 80 тысяч лет, но трудно сказать, когда он начнется.
Основная часть (37 минут). Сегодня мы обсуждаем изменение климата другого порядка. Несколько десятилетий назад стало очевидно, что содержание в атмосфере веществ, вызывающих парниковый эффект (углекислого газа, метана, оксидов азота и других), за последние 250 лет резко возросло. Вызвано это, прежде всего, сжиганием ископаемого топлива: угля, нефти и природного газа. Использование ископаемого топлива высвобождает углекислый газ, который удерживался в земле миллионы лет, и повышает его концентрацию в атмосфере. Парниковый эффект усугубляется за счет уничтожения лесов и расширения сельскохозяйственных угодий. Уже происходит интенсивное таяние полярных льдов, изменение океанических течений, смещение климатических зон, возрастает угроза глобальных изменений живой природы и условий жизни многих людей и всего человечества. Среднегодовая температура на Земле повысилась на 0,6 градуса.
А теперь, ребята, впереди у нас небольшое соревнование.
Задание № 1: «Схема парникового эффекта». Капитаны команд должны объяснить схематично, что такое парниковый эффект и рассказать о его «плюсах» и «минусах». У каждой команды на столе лежат энциклопедии [1; 2]. Необходимо найти понятие «парниковый эффект» с помощью «Содержания» и «Алфавитного указателя энциклопедий, внимательно прочитать нужную информацию, обсудить полученные знания и начертить схему парникового эффекта, доказав его «плюсы» (углекислый газ создает парниковый эффект; он, словно полиэтиленовая пленка или стекло в парниках и теплицах сохраняет тепло на Земле; если бы углекислый газ не задерживал инфракрасное излучение у Земли, то все тепло от Земли ушло бы в космос и на Земле наступил бы ледяной холод, как на многих других планетах) и «минусы» (в последние годы возросло количество углекислого газа в атмосфере, что может привести к увеличению парникового эффекта: на Земле станет теплее, начнут таять полярные льды …). Критерии оценки: работа всех участников команды, правильный поиск информации, четкое объяснение по схеме. На выполнение задания отводится 7 минут.
Задание № 2. «Придумать представление командам, связав название команды с темой библиотечного урока». Можно использовать буклеты об изменение климата. Критерии оценки: участвовать в представлении должны как можно больше членов команды. На выполнение задания отводится 3 минуты.
Задание № 3: «Расскажите как можно больше сведений об изменении климата». За определенное количество времени нужно вспомнить как можно больше информации из литературы, которую брали домой с выставки и еще прочитать как можно больше информации в журналах и книгах, находящихся на столах [2; 4; 7; 10; 11; 12]. Участники команд выстраиваются в две линии лицом друг к другу и по очереди говорят информацию по теме: «Изменение климата». Критерии оценки: кто закончит последним, тот и победит. На выполнение задания отводится 5 минут.
Задание № 4: «Главные антропогенные источники парниковых газов и их влияние на увеличение парникового эффекта». Для заполнения таблицы (Приложение 1) дается определенное количество времени, можно пользоваться буклетами и литературой [2; 7; 12]. Предполагается, что каждый из участников команды заполнит по одной графе таблицы, для этого раздаются по 5 полосок бумаги каждой команде. Критерии оценки: участие каждого члена команды в общем задании, заполнение всех граф таблицы. На выполнение задания отводится 5 минут.
Задание № 5: «Работа со статьей «Международные соглашения» [12, С. 44-47]. В 1988 году Всемирная Метеорологическая Организация и UNER создали Межправительственную группу экспертов по изменению климата, в задачи которой входит оценка рисков климатических изменений, вызванных человеческой деятельностью. Ведущие индустриальные страны договорились о совместных действиях по снижению выбросов парниковых газов. На конференции ООН по потреблениям окружающей среды и развития в 1992 году в Рио-де-Жанейро они подписали и ратифицировали Рамочную Конвенцию Организации Объединенных Наций об изменении климата. Эта Конвенция нацелена на борьбу с глобальным потеплением через создание ряда протоколов. Прочитав статью, команда «Юные экологи» ищет ответ на вопрос: «Какова главная цель Киотского протокола?», а команда «Зеленый взгляд» должна ответить на вопрос: «Почему важно достичь следующего соглашения, которое бы сменило Киотское?». Критерии оценки: правильный, развернутый ответ на вопрос. На выполнение задания отводится 7 минут.
Задание № 6: «Описать сегодняшнюю погоду в городе, сравнить, отличается ли она от той, которая обычно бывает в это время года». Для выполнения этого задания каждой команде предложена литература [6; 8; 9]. Критерии оценки: правильность поиска информации, умение по «Содержанию» найти нужный раздел, например, в книге Плаксина А. А. на странице 15 есть раздел: «Сезоны года в городе Ломоносове»; при ответе использование цитат из книг. Подведение итогов интеллектуального соревнования, поздравление победившей команды аплодисментами. На выполнение задания отводится 7 минут.
«Круглый стол». Обсуждаем следующие утверждения: «Получение всех форм энергии стоит дорого, и при этом используются многие другие ресурсы». «Запасы ископаемого топлива ограничены. При их использовании происходит загрязнение, вызывающее кислотные дожди и глобальное потепление». «Ядерные источники энергии создают радиоактивные отходы, которые не уничтожаются. Авария на ядерной электростанции может причинить необратимый ущерб окружающей среде». «Использование других, возобновляемых источников энергии (ветер, солнечный свет, вода), пока не разработано до такой степени, чтобы удовлетворять мировые потребности в энергии». «Сохранение энергии — наиболее дешевый, практичный и безопасный способ справиться с проблемами роста энергопотребления».
Итог занятия (5 минут). Каждый из участников команд получает схему (Приложение 2). Попросить каждого подумать и выбрать проблему, приводящую к изменению климата, которую он считает важной (ее нужно вписать в соответствующую ячейку схемы). Далее нужно подумать, что каждый может лично сделать для решения этой проблемы (например: на долю транспорта приходится 20 % углекислого газа и других вредных выбросов в атмосферу, в школу я могу ходить пешком, или ездить общественным транспортом, а не на машине). В следующую ячейку нужно вписать, что предложенное изменит в городе, если так будут поступать многие. Следующие ячейки заполняются подобным образом, с нарастанием масштаба.
Подвести итоги занятия можно, собрав сделанные схемы и разместив их для обозрения на стенде библиотеки. В завершение занятия учащиеся могут ознакомиться с результатами работы друзей и увидеть, сколько разных действий каждый может предпринять для решения проблемы изменения климата.
Предложить учащимся в течение следующей недели дежурить в библиотеке у книжной выставки и у стендов со схемами на больших переменах и после уроков, рассказывая всем желающим об изменении климата и о необходимости эффективного использования и сбережения энергии на примере сделанных схем.
Хорошо, если хотя бы половина посетителей библиотеки задумается и поймет, что человечество не имеет права использовать атмосферу планеты для загрязнения. Если мы не начнем активно действовать, то вскоре окажемся у черты, когда глобальное изменение климата остановить уже будет невозможно и жизнь на планете в будущем будет под угрозой.
Cписок литературы:
Главные антропогенные источники парниковых газов и их влияние на увеличение парникового эффекта
Название антропогенных источников парниковых газов |
Влияние на увеличение парникового эффекта |
Производство энергии для тепла и электричества |
|
Промышленность |
|
Транспорт |
|
Сельское хозяйство |
|
Уничтожение лесов |
|
Приложение 2: Схема
Приложение 3. Список литературы
1. Большая энциклопедия почемучек. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2002.
2. Беречь энергию – это круто! Сборник школьных проектов – победителей регионального этапа Всероссийского конкурса «Энергия и среда обитания». Иркутск: ИРОО БЭВ, 2008. – 56 с.
3. Капелька и искорка учат экономить энергию: Книжка-раскраска (перевод и адаптация текста: Ольга Сенова). – СПб, 2000. – 17 с.
4. Грицевич И. Г. Развитие энергетики и снижение выбросов парниковых газов / И. Г. Грицевич, А. О. Кокорин, О. В. Луговой. – WW России, 2006.
5. Грэм Иан. Все обо всем: энциклопедия / И. Грэм, П. Стерн. – М.: Астрель, 2001.
6. Изменение климата: проблемы и решения: информационное пособие. – Мурманск, 2004.
7. Корякина Н. И. Вода в Санкт-Петербурге: методические рекомендации для педагогов / Н. И. Корякина, П. Н. Кириллов, М. А. Желвакова. – СПб., 2008.
8. Ленинградская область: Знаете ли вы? Учебное пособие / Сост. В. А. Уланов. – СПб: Паритет, 2007.
9. Об изменении климата – малышам и младшим школьникам: сборник конспектов занятий / Сост. Э. В. Подгайский. – СПб, 2009.
10. Плаксин, А. А. Материалы для бесед по краеведению с детьми / А. А. Плаксин. – Ломоносов, 1995.
11. Рянжин С.В. Новый экологический букварь / С. В. Рянжин. – СПб: Анатолия, 2008. - 416 с.
12. Санкт-Петербург. Занимательные вопросы и ответы. Сборник: учебное пособие. – СПб: Паритет, 2001.
13. Энергия и окружающая среда: учебное пособие для средней школы. – СПб, 2008.
14. Энергосбережение: Начни с себя! – Иркутск: ИРОО Байкальская Экологическая Волна, 2005. – 32 с.
15. Энергосбержение в доме шаг за шагом / ред. О. Н. Сенова. – СПБ: Друзья Балтики, 2008. – 44 с.
16. Я и Энергия: Учебное пособие для учащихся начальной школы / под общ. ред.: Зинаида Галбен-Панчук, Наталья Халаим. – К., 2010. – 60 с.
17.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.