Конспект занятия "Кто они, шорцы?"

  • docx
  • 13.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Моисеева 5 Кто они, шорцы Сибирь многоликая.docx

Департамент общего образования Томской области

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждения

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

 

 

Конспект занятия для обучающихся начальных классов по воспитанию этнической толерантности на основе программы «Стирая границы»

 

«Кто они, ШОРЦЫ?»

 

в рамках открытого этнофестиваля

 

«Коренные народы Сибири - 2021»

                                                                                                                                                              

 

https://sanstv.ru/dict/images/dic-enc/01601.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моисеева Р.И.–учитель высшей квалификационнойкатегории

rimoiseeva@list.ru

 

Томск – 2021 г.


Цель: способствовать  расширению знаний и  сведений о культуре и быте шорского народа.

Задачи:

ü  прививать интерес и уважение к истории Сибирского края, шорской бытовой культуре;

ü  знакомить с некоторыми национальными обычаями и традициями шорского народа;

ü  развивать мыслительные способности детей, связную речь и творческие способности;

ü  воспитывать любознательность, уважение к культуре другого народа.

Адресат:

материал предназначен для обучающихся начальных классов (1-4 кл.) с нарушениями слуха.

Актуальность:

Этнокультурная компетентность младшего школьника – это не просто представление об истории и культуре других людей и народностей, это признание этнокультурного разнообразия. Переход из дошкольной системы образования в школьную систему – это более интенсивное вхождение в социальный мир, более чувственные и осознанные представления о себе, о мире, о разнообразии людей, их культуре, традициях, поэтому данный период важен для формирования этнокультурной осведомлённости, для воспитания нравственно-толерантных чувств у младших школьников с нарушениямислуха.

Основания для разработки занятия:

Закон РФ «Об образовании»;

Закон «Об образовании в Томской области»;

Закон «О коренных народов Сибири».

Предполагаемые результаты:

ü занятие позволит объединить и скоординировать деятельность детей в процессе речевой, диалоговой, игровой и деятельности;

ü мероприятие пробудит интерес к истории и искусству коренных народов Сибири.

Предварительная        работа,      направленная    на     этнокультурное воспитание:

ü организация и проведение квест-игры: «Мой любимый Томский край»;

ü участие в открытом этно-фестивале «Коренные народы Сибири – 2021»;

ü дистанционный конкурс чтецов «Край мой сибирский»;

ü дистанционный         конкурс      декоративно-прикладного            творчества«Город сибирских мастеров»;

ü онлайн-этноквиз «Сибирские Знатоки».

 

 


Оборудование:

интерактивная доска, компьютер, презентация «Кто они, ШОРЦЫ?», речевые карточки, мячи – 8 шт., таз, наглядный раздаточный материал с изображением картинок: «грибы», «ягоды», «орехи», бланк анкеты «Обратная связь» для каждого ученика, образец шорского орнамента для бытовой утвари.

Номинация: «План проведения внеклассного мероприятия»

 

Ход занятия.

I.                      Вводнаячасть.

Учитель (Далее У.): - Здравствуйте, ребята! У меня очень хорошее настроение, а у вас? Как вы можете мне показать ваше хорошее настроение?

Дети (Далее Д.): - Улыбкой.

 

II.                   Разминка (представление речевых карточек, дети считывают материал и выполняют соответствующиедвижения).

Д.: -Аш, аш, аш, - дружно все пошли в шалаш (шаг на месте).

 - Уш, уш, уш, - мама выключила душ (круговые вращения кистями рук).

 - Иш, иш, иш, - улыбается малыш (улыбка на лице).

- Ош, ош, ош, - он во всем у нас хорош (показать большие пальцы на обеих руках).

- Ду, ду, ду, - на занятие иду.

 - Ёл, ёл, ёл, - на занятиепришёл.

 

III.                   Основнаячасть.

У.: - Ребята, для любого человека Родина начинается с родного дома и близких ему людей. Но ведь родной дом – это не только жилой дом по улице или проспекту, это ещё и город, в котором человек родился, и страна, и область в которой человек живёт.

Р.: - Есть Родина у каждого из нас, где отчий дом, друзья, семья, родные…

  Куда тебя так тянет каждый раз, где ждут тебя с любовью и поныне.

У.: - Для нас Родина – это наш город Томск. Томский край… В этом названии  красота сибирского края, задушевность. Вам нравится наша Томская земля? (произвольные ответы).

У.: - Но сегодня мы поговорим не о жителях Томского края, а о жителях Кемеровской области, коренном народе Сибиришорцах (Слайд №1). Кто они, шорцы? На занятии мы узнаем, что означает это слово.

(Слад №2).

Шорцы – это коренной народ Сибири. Шорцы проживают на юге Кемеровской области (Слайд №3). Посмотрите, какая большая Кемеровская область, она граничит с нашей родной Томской областью. 14 000 тысяч шорцев проживают в Кемеровской области. (Слайд №4). Большинство шорцев говорят на русском языке. Давайте вспомним, что мы знаем о шорцах (считывают материал с речевых карточек).

1-ый Р.: - Шорцы – это малый народ Сибири, они живут в разных районах Кемеровской области.

2-ой Р.: - Раньше шорцы жили племенами, родами, большими семьями.

3-ий Р.: - Про шорцев говорили, что они были детьми природы и верили в духов, в колдовство, поклонялись горам и деревьям, подчинялись колдунам – шаманам.

4-ый Р.: - А шаман для шорцев был лекарем, советчиком и предсказателем.

5-ый Р.: - Основным занятием шорцев были: охота, рыбалка и собирательство, они собирали в лесу ягоду, травы, коренья, они ими лечились.

6-ой Р.: - А так же шорцы били орехи.

(Слайд №5).

У.: - Ребята, посмотрите какая красивая национальная одежда шорцев (предъявление речевых карточек с названиями предметов шорской одежды, дети считывают с экрана названия предметов одежды на русском языке).

(Слайд №6)

У.: - Спасибо. Обратите внимание, на дома, в которых жили шорцы. Это срубные дома, полуземлянки, русские избы. Русские избы появились позже, шорцы стали строить русские избы, потому что зимой в таких избах было тепло.

У.: - У шорцев, как и любого другого народа, есть своя культура, обычаи и традиции. Одним из наиболее почитаемых праздников является «Мылтык».

(Слайд №7)

У.: - Как ещё его называют?

Р.: - Это праздник охотников или праздник ружья (считывает с речевой карточки).

У.: - Этот праздник из далёкого прошлого, когда большую роль в жизни шорского народа играла удачная охота, а значит, умение метко стрелять, хорошо владеть оружием. Охотники долгие месяцы проводили в тайге и возвращались с хорошей добычей, к их возвращению и был приурочен  «Мылтык». Когда наступает «Мылтык», шорцы готовят пельмени, затем дружно их едят, ищут внутри этого продукта особый секрет.

(Слайд №8)

У.: - Коренные жители радовались возвращению охотников, они благодарили духов тайги за щедрую добычу, танцевали, пели.

(Слайд №9)

У.: - Также шорцы славились отличной рыбалкой. Основным занятием шорцев было рыболовство. Ребята, какими были охотники и рыболовы? (хоровое считывание слов с речевых карточек, предъявляемых педагогом).

Дети:- Меткими, зоркими, сильными, смекалистыми, выносливыми, терпеливыми.

У.: Ребята, а есть ли среди вас меткие, зоркие и сильные? Давайте узнаем.

Игра: «Меткий стрелок» (каждый ребёнок кидает мяч в тазик, расположенный на расстоянии 3-ёх метров от обозначенной точки).

(Слайд №10)

У.: - Вы знаете, одно из традиционных занятий шорцев было собирательство. Как вы понимаете смысл этого слова? Что в этом слове скрыто? Всё просто. Шорцы собирают в лесу ягоду, травы, коренья, они ими лечатся, а так же, шорцы собирают орехи. Хотите отправиться в лес?

 

 

Игра: «Собирай, не унывай» (дети передвигаются по классу, находят «грибы», «ягоды», «орехи»).

(Слайд №11)

У.: - Молодцы, собрали целый урожай, тут и орехи, и грибы, и ягоды. Но хочу я вам сказать, что шорцы поклонялись духам природы, стихиям, а самым главным был шаман.

 

(Слайд №12)

У.: - Шаман – это человек, который лечит больных и предсказывает погоду.

 

IV.                   Заключительная часть (итог, рефлексия)

У.: - Ребята, вы не устали?

Д.: - Нет.

У.: - Пожалуйста, сосредоточьтесь на своих мыслях, попробуйте понять свои ощущения, чувства, эмоции, которые вы получили на занятии.

У.: - Вам понравилось занятие? Что понравилось больше всего? (произвольные ответы).

У.: - О каком коренном народе мы говорили? (произвольные ответы).

У.: - В какие игры играли? (произвольные ответы).

У.: - Как вы работали? (произвольные ответы). Вы молодцы! Работали отлично, всем говорю спасибо за работу.

 

V.                       Домашнеезадание (Слайд №13)

У.: - Заполните бланк анкеты «Шорский словарь» (обратная связь). Выполните орнамент шорцев на картоне голубого цвета белой гуашью. Таким орнаментом шорцы украшали бытовую утварь. Желаю вам творческих успехов.

 

Литература, интернет-источники:

 

       https://openimage.cyou/images/altai/shor/shor2.jpg

       https://maxpark.com/static/u/article_image/19/12/21/tmpv_5IIa.jpeg

       http://gck-myski.ru/news-home/1586-kto-takie-shortsy

       http://gck-myski.ru/news-home/1586-kto-takie-shortsy/?id=5

       http://gck-myski.ru/news-home/1586-kto-takie-shortsy/?id=3

       https://nsportal.ru/kultura/sotsialno-kulturnaya-deyatelnost/library/2017/02/14/prazdniki-i-obychai-shorskogo-naroda

       http://www.rushrono.ru/images/territories/russkiy_sever/peo317.png

       https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0fbc/0007b0db-3ede5b78/img19.jpg

       https://3.bp.blogspot.com/-HuYSlCi2dfo/WKmU5UxbX2I/AAAAAAAAGCg/r5XU5TyDcQ006MN-0ocyE_M2WgUMZ7chgCLcB/s1600/Shorcy_Rashit_Salihov.jpg

       http://kamchatka-museum.ru/wp-content/uploads/2019/02/Ohotnik-Sovhoza-Penzhinskij-s-sobakoj.jpeg

       https://pandia.ru/text/82/356/87055.php



 

Скачано с www.znanio.ru