Конспект занятия "Малые народности Томского края"
Оценка 5

Конспект занятия "Малые народности Томского края"

Оценка 5
docx
14.10.2021
Конспект занятия "Малые народности Томского края"
Моисеева Малые народности Томского края.docx

Департамент общего образования Томской области

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждения

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия для обучающихся начальных классов по воспитанию этнической толерантности на основе программы «Стирая границы»

«Малые народности Томского края»

(национальный состав)

 

 

 

белорусы																																																							https://www.samddn.ru/upload/iblock/839/81.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                     

 

 Моисеева Р.И. – учитель

высшей квалификационной категории

rimoiseeva@list.ru

 

 

 

 

Томск – 2021г.         

Цель: создание условий для реализации этнокультурного образования обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями слуха.

Задачи:

ü повышать качество образовательных услуг в процессе взаимодействия с детьми;

ü реализовывать достоверные сведения о жизни, культуре и быте малых народностей, населяющих Томский край.

ü развивать бережное отношение к историческому наследию народов, проживающих в Томске и Томской области;

ü формировать единое воспитательно-образовательное пространство, правосознание воспитанников, готовность противостоять противоправным проявлениям;

ü воспитывать в духе согласия, мира, терпимости, гуманного межнационального общения и уважения к малым народностям Томского края.

Адресат:

материал предназначен для обучающихся начальных классов (1-4 кл.) с нарушениями слуха.

Актуальность:

 

В настоящее время методическое обеспечение педагогического процесса представлено в качестве определенной системы, посредством которой преподаватель реализует собственную модель обучения, воспитания и развития детей. Она включает в себя выбор конкретных технологий, внедрение и отработку их в процессе деятельности, индивидуализацию и дифференциацию, изменение содержания обучения. ФГОС как основа повышения качества образования предъявляет к учебному заведению определенные требования. Выполняя их, учреждение не останавливается на достигнутом, совершенствует управленческие механизмы. Это приводит к переходу на новый уровень, в рамках которого формируется инновационная школа. В ней решаются организационно-экономические и педагогические задачи. Таким образом, улучшается качество образования. В условиях реализации ФГОС ДОУ играет не менее важную роль, чем среднее учебное заведение. На этом этапе закладывается фундамент для последующего развития индивидуальных способностей каждого ребенка. - Читайте подробнее на FB.ru: https://fb.ru/article/229744/kachestvo-obrazovaniya-v-usloviyah-realizatsii-fgos-noo-i-ooo-realizatsiya-fgos-kak-uslovie-povyisheniya-kachestva-obrazovaniya                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Основания для разработки занятия:

Закон РФ «Об образовании»;

Закон «Об образовании в Томской области»;

Закон «О коренных, малочисленных народов Томской области».

Предполагаемые результаты:

ü занятие позволит объединить и скоординировать деятельность детей в процессе игровой и предметно-практической деятельности;

ü мероприятие пробудит интерес к истории и искусству малых народностей, проживающих на территории родного Томского края.

Предварительная работа, направленная на этнокультурное воспитание:

ü организация и проведение квест-игры: «Мой любимый Томский край»;

ü участие в открытом  этно-фестивале «Коренные народы Сибири –2021»;

ü дистанционный конкурс чтецов «Край мой сибирский»;

ü дистанционный конкурс декоративно-прикладного творчества «Город сибирских мастеров»;

ü онлайн-этноквиз «Сибирские Знатоки».

Оборудование:

интерактивная доска, компьютер, презентация «Малые народности Томского края», бланк анкеты «Обратная связь» для каждого ученика. Раздаточный наглядный  материал: разрезные предметные карточки, речевые карточки, мяч, ручки, сюжетные картинки «Семья», конверты с разрезанными картинками.

Номинация: «План проведения внеклассного мероприятия»

 

Ход занятия.

I.                   Вводная часть.

Учитель (Далее У.): - Здравствуйте, ребята! У меня очень хорошее настроение, а у вас? Как вы можете мне показать ваше хорошее настроение?

Дети (Далее Д.): - Улыбкой.

 

II.                Разминка (представление речевых карточек, дети считывают материал и выполняют соответствующие движения).

Д.: - Оп, оп, оп, - все в ладоши хлоп.

Оп, оп, оп, - мы ногою топ.

Ас, ас, ас, - дети пили квас.

Аш, аш, аш, - делаем шалаш (руки поднять над головой, изобразить домик).

Ша, ша, ша, - наша Маша хороша (показать большие пальцы на обеих руках).

Ду, ду, ду, - на занятие иду.

Ёл, ёл, ёл, - на занятие пришёл.

 

III.            Основная часть.

У.: - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, отбросьте все отрицательные эмоции. Занимайте места. Сегодня мы поговорим о жителях Томского края (Слайд №1), о национальном составе, о семейных традициях. Посмотрите, какая большая Томская область (Слайд №2). Велика Сибирская Земля (Слайд №3), очень богата, весьма гостеприимна, на ней проживает много национальностей и народностей. Чтобы узнать о них, мы должны пройти 11 ступеней. На каждой ступени вы будете выполнять интересные задания. Вы готовы? (Произвольные ответы).

(Слайд №4) – 1-ая ступень

У.: - Русские в Томске и Томской области являются наиболее многочисленной национальностью, составляют самую большую часть от общего числа жителей Томского края – 950 тысяч 222 человека. В красивых деревянных домах проживала русская семья. Мать и отец передавали детям свой опыт, традиционную культуру.

К примеру, в давние времена на именины пели песни, пекли блины, для детей устраивали подвижные народные игры. Самая любимая русская народная игра для самых маленьких – «У медведя во бору». Предлагаю поиграть. Хотите поиграть? Кто по считалке хочет выбрать водящего? Он будет «медведем» (из всех участников игры выбирают одного, назначают «медведем»).

У.: - Начинаем игру со словами (предъявление речевой карточки).

Д.: -У медведя во бору, грибы, ягоды беру. А медведь не спит, и на нас рычит. (После произнесения слов, «медведь» выбегает из «берлоги» и старается поймать любого игрока, который не успевает убежать в дом).

(Слайд №5) – 2-ая ступень

У.: - Ребята, татары в Томске и Томской области – вторая по численности национальность – 20 тысяч 145 человек. В настоящее время татары проживают в городе Томске и Томском районе Томской области селениях: Чёрная речка, Тахтамышево, Эушта. Вот какие красивые дома строят для себя татары.

Народные татарские игры актуальны, интересны и в настоящее время Все современные татарские ребята любят играть в народную татарскую игру: «Мяч по кругу». На татарском языке она называется «Туп уены» (считывают с речевой карточки).

У.: - А вы хотите поиграть в татарскую игру «Туп уены»?

Д.: - Да!

У.: - Надо встать в круг. По считалке выбрать водящего. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15—25 см. По сигналу водящий бросит мяч одному из вас, а сам отойдёт. В это вы бросаете мяч друг другу, а водящий старается поймать мяч на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч.

Правила игры. Передача мяча выполняется путём броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приёму мяча. При повторении игры мяч передаётся тому, кто остался вне игры.

У.: - Вам понравилась игра? (произвольные ответы).

(Слайд №6) – 3-я ступень

У.: - Украинцы в Томске и Томской области – третья по численности группа сибирского региона – 16 тысяч 762 человека. Для строительства своего жилья использовались почти все материалы, которые могла дать природа – дерево, солому, камыш, глину, камни.

Народные украинские игры и сейчас любимы всеми ребятами. Вы хотите ещё поиграть?

Д.: - Да!

У.: - Предлагаю народную подвижную украинскую игру: «Хромая уточка». Встанем в круг, выберем по считалке «хромую уточку». Игроки произвольно размещаются по площадке, стоя на одной ноге, а согнутую в колене другую ногу придерживают сзади рукой.

У.: - Начинаем игру со словами (предъявление речевой карточки).

Д.: - Солнце разгорается, игра начинается. («уточка» прыгает на одной ноге, придерживая другую ногу рукой,  стараясь осалить (коснуться) кого-нибудь из играющих. Осаленные помогают ей осалить других. Последний не осаленный игрок становится «хромой уточкой». Игрок, ставший на обе ноги считается осаленным.

У.: - Ребята, не устали? (произвольные ответы детей). Предлагаю вам занять места.

(Слайд №7) – 4-ая ступень

У.: - Предлагаю вам, ребята, обратить внимание на один многочисленный этнос народов Томска и Томской области – немцев. На сибирской земле проживают 13 тысяч 444 человека немецкой национальности. Немецкую речь можно услышать в местах традиционного скопления российских немцев – это Российско-немецкий дом, который расположен совсем близко от школы, по улице Красноармейской, дом 71. Я приготовила для вас интересное задание. Сейчас каждый из вас станет строителем. Хотите? (произвольные ответы детей). Вот конверты, в каждом конверте по три детали, которые необходимо соединить, чтобы получился такой красивый Российско-немецкий дом (групповая работа).

У.: - На какой улице стоит Российско-немецкий дом?

- На какой улице стоит наша школа?

- Люди какой национальности собираются в доме по ул. Красноармейской, д. 71? (произвольные ответы).

- Молодцы, с заданием справились!

(Слайд №8) – 5-ая ступень – 6-ая ступень

У.: - Хочу открыть вам секрет, познакомить с национальностью – чуваши – это самые коренные жители Томского края, численность их составляет 5 тысяч 881 человек. У чувашей очень дружные большие семьи, они почитают и уважают старшее поколение, слушают их советы, помогают во всех домашних делах, а младший сын всегда остаётся с родителями, эта традиция называется «Минорат» (считывают с речевой карточки). Предлагаю поработать парами. Объединитесь, кто с кем хочет работать в паре? А теперь возьмите ручки, картинки с изображением семьи и подпишите всех членов семьи: бабушка, дедушка, мама, папа, дочь, младшая дочь, сын, старший сын.

У.: - Молодцы, с заданием справились на отлично!

(Слайд №9) – 7 ступень

У.: - На Томской земле также проживают белорусы – 5 тысяч 294 человека. К старинным увлечениям белорусов можно отнести лепку посуды из глины, вытачивание из дерева ложек и плошек, плетение из соломы кукол, птиц, коней. Работа спорилась, если затягивалась песня. Белорусы – великие мастера по изготовлению игрушек. Сейчас вы попробуете, как настоящие белорусские мастера, собрать игрушки из разрезных картинок (под народную белорусскую песню «Выйду на вулiцу» дети собирают картинки: лошадки, куклы).

У.: - Вам понравилось быть белорусскими мастерами? (произвольные ответы детей).

(Слайд №10) – 8-ая ступень

У.: - Азербайджанцы, как взрослые, так и дети соблюдают вековые обычаи, следуют определённым правилам и поведению дома и в общественных местах. На Томской земле проживает 4 тысячи 354 азербайджанца. Женщины одеваются скромно, но уделяют большое внимание украшениям.

(Слайд №11) – 9-ая ступень

У.: - Традиционная культура армян – сохранение семейных традиций ценностей (крепкие семейно-родственные связи, почитание старших, взаимопомощь, историческая память о родине, большая любовь к детям). На Томской земле проживает 2 тысячи 336 армян, они сохраняют свою культуру в сибирских суровых условиях. Символом нации являются хачкары (считывание с карточки) – необычные каменные кресты, подобных которым нет ни в одной культуре мира. Ребята, давайте вспомним все вежливые слова, с помощью которых общаются все люди.

Д.: - Здравствуйте, пожалуйста, будьте добры, рада вас видеть, приятного аппетита (при затруднении использовать речевые карточки).

(Слайд №12) – 10-я ступень

У.: - Посмотрите внимательно на экран, это башкиры, их не много на Томской земле, 1 тысяча 953 человека, почти 2 тысячи. У башкир тоже много народных традиций, самая знаменитая традиция – это выпечка народного блюда чак-чак, без которого не обходится ни один праздник (считывают название блюда с карточки). Давайте попробуем «испечь» это блюдо (собирают разрезанную картинку «Пирог чак-чак»).

(Слайд №13) – 11 ступень

У.: - Самая малочисленная национальность на Томской земле – это мордовцы – 1 тысяча 808 человек. Старинная мордовская вышивка выполняется, в основном, шерстяными нитками, которые прядут сами мордовки из овечьей шкуры и красят их. Мордовки очень любят носить различные украшения: ожерелья, бусы, бисерные воротники (считывают с речевой карточки названия украшений).

 

IV.             Заключительная часть (итог, рефлексия)

У.: - Ребята, все ступени одолели, не устали?

Д.: - Нет.

У.: - Пожалуйста, сосредоточьтесь на своих мыслях, проанализируйте своё поведение на занятии, оценивать свои поступки, попробуйте понять свои ощущения, чувства, эмоции.

У.: - Вам понравилось занятие? Что понравилось больше всего? (произвольные ответы).

У.: - Какие малые народности Томского края вы запомнили? (произвольные ответы).

У.: - В какие игры вы играли? (произвольные ответы).

У.: - Для людей какой национальности вы строили дом?

Д.: - Для немцев.

У.: - Как вы работали? (произвольные ответы). Вы молодцы! Работали отлично, всем говорю спасибо за работу.

 

V.                Домашнее задание                                                                                                                                                                                                                                     

У.: - Заполните бланк анкеты «Обратная связь».

 

Литература, интернет-источники:

 

1.    Шемшурина А.И. Этическая грамматика. Этические диалоги с детьми 1-4 кл. Москва. 2006г.

2.    Шемшурина А.И. Этическая воспитание, №4, 2012г. В помощь учителю 4-х классов в работе по модулю «Основы светской этики».

3.    http://docplayer.ru/27113774-Etnokulturnoe-obrazovanie-v-tomskoy-oblasti.html.

4.    https://eustress.ru/nevroz/refleksiya.


 

5.    Скачано с www.znanio.ru

Департамент общего образования

Департамент общего образования

Цель: создание условий для реализации этнокультурного образования обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями слуха

Цель: создание условий для реализации этнокультурного образования обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями слуха

Основания для разработки занятия:

Основания для разработки занятия:

Чтобы узнать о них, мы должны пройти 11 ступеней

Чтобы узнать о них, мы должны пройти 11 ступеней

Немецкую речь можно услышать в местах традиционного скопления российских немцев – это

Немецкую речь можно услышать в местах традиционного скопления российских немцев – это

У.: - Самая малочисленная национальность на

У.: - Самая малочисленная национальность на
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2021