Департамент общего образования Томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждения
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Конспект занятия для обучающихся начальных классов по воспитанию этнической толерантности на основе программы «Стирая границы»
«Малые народности Томского края»
(национальный состав)
Моисеева Р.И. – учитель
высшей квалификационной категории
rimoiseeva@list.ru
Томск – 2021г.
Цель: создание условий для реализации этнокультурного образования обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Задачи:
ü повышать качество образовательных услуг в процессе взаимодействия с детьми;
ü реализовывать достоверные сведения о жизни, культуре и быте малых народностей, населяющих Томский край.
ü развивать бережное отношение к историческому наследию народов, проживающих в Томске и Томской области;
ü формировать единое воспитательно-образовательное пространство, правосознание воспитанников, готовность противостоять противоправным проявлениям;
ü воспитывать в духе согласия, мира, терпимости, гуманного межнационального общения и уважения к малым народностям Томского края.
Адресат:
материал предназначен для обучающихся начальных классов (1-4 кл.) с нарушениями слуха.
Актуальность:
В настоящее время методическое обеспечение педагогического процесса представлено в качестве определенной системы, посредством которой преподаватель реализует собственную модель обучения, воспитания и развития детей. Она включает в себя выбор конкретных технологий, внедрение и отработку их в процессе деятельности, индивидуализацию и дифференциацию, изменение содержания обучения. ФГОС как основа повышения качества образования предъявляет к учебному заведению определенные требования. Выполняя их, учреждение не останавливается на достигнутом, совершенствует управленческие механизмы. Это приводит к переходу на новый уровень, в рамках которого формируется инновационная школа. В ней решаются организационно-экономические и педагогические задачи. Таким образом, улучшается качество образования. В условиях реализации ФГОС ДОУ играет не менее важную роль, чем среднее учебное заведение. На этом этапе закладывается фундамент для последующего развития индивидуальных способностей каждого ребенка. - Читайте подробнее на FB.ru: https://fb.ru/article/229744/kachestvo-obrazovaniya-v-usloviyah-realizatsii-fgos-noo-i-ooo-realizatsiya-fgos-kak-uslovie-povyisheniya-kachestva-obrazovaniya
Основания для разработки занятия:
Закон РФ «Об образовании»;
Закон «Об образовании в Томской области»;
Закон «О коренных, малочисленных народов Томской области».
Предполагаемые результаты:
ü занятие позволит объединить и скоординировать деятельность детей в процессе игровой и предметно-практической деятельности;
ü мероприятие пробудит интерес к истории и искусству малых народностей, проживающих на территории родного Томского края.
Предварительная работа, направленная на этнокультурное воспитание:
ü организация и проведение квест-игры: «Мой любимый Томский край»;
ü участие в открытом этно-фестивале «Коренные народы Сибири –2021»;
ü дистанционный конкурс чтецов «Край мой сибирский»;
ü дистанционный конкурс декоративно-прикладного творчества «Город сибирских мастеров»;
ü онлайн-этноквиз «Сибирские Знатоки».
Оборудование:
интерактивная доска, компьютер, презентация «Малые народности Томского края», бланк анкеты «Обратная связь» для каждого ученика. Раздаточный наглядный материал: разрезные предметные карточки, речевые карточки, мяч, ручки, сюжетные картинки «Семья», конверты с разрезанными картинками.
Номинация: «План проведения внеклассного мероприятия»
Ход занятия.
I. Вводная часть.
Учитель (Далее У.): - Здравствуйте, ребята! У меня очень хорошее настроение, а у вас? Как вы можете мне показать ваше хорошее настроение?
Дети (Далее Д.): - Улыбкой.
II. Разминка (представление речевых карточек, дети считывают материал и выполняют соответствующие движения).
Д.: - Оп, оп, оп, - все в ладоши хлоп.
Оп, оп, оп, - мы ногою топ.
Ас, ас, ас, - дети пили квас.
Аш, аш, аш, - делаем шалаш (руки поднять над головой, изобразить домик).
Ша, ша, ша, - наша Маша хороша (показать большие пальцы на обеих руках).
Ду, ду, ду, - на занятие иду.
Ёл, ёл, ёл, - на занятие пришёл.
III. Основная часть.
У.: - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, отбросьте все отрицательные эмоции. Занимайте места. Сегодня мы поговорим о жителях Томского края (Слайд №1), о национальном составе, о семейных традициях. Посмотрите, какая большая Томская область (Слайд №2). Велика Сибирская Земля (Слайд №3), очень богата, весьма гостеприимна, на ней проживает много национальностей и народностей. Чтобы узнать о них, мы должны пройти 11 ступеней. На каждой ступени вы будете выполнять интересные задания. Вы готовы? (Произвольные ответы).
(Слайд №4) – 1-ая ступень
У.: - Русские в Томске и Томской области являются наиболее многочисленной национальностью, составляют самую большую часть от общего числа жителей Томского края – 950 тысяч 222 человека. В красивых деревянных домах проживала русская семья. Мать и отец передавали детям свой опыт, традиционную культуру.
К примеру, в давние времена на именины пели песни, пекли блины, для детей устраивали подвижные народные игры. Самая любимая русская народная игра для самых маленьких – «У медведя во бору». Предлагаю поиграть. Хотите поиграть? Кто по считалке хочет выбрать водящего? Он будет «медведем» (из всех участников игры выбирают одного, назначают «медведем»).
У.: - Начинаем игру со словами (предъявление речевой карточки).
Д.: -У медведя во бору, грибы, ягоды беру. А медведь не спит, и на нас рычит. (После произнесения слов, «медведь» выбегает из «берлоги» и старается поймать любого игрока, который не успевает убежать в дом).
(Слайд №5) – 2-ая ступень
У.: - Ребята, татары в Томске и Томской области – вторая по численности национальность – 20 тысяч 145 человек. В настоящее время татары проживают в городе Томске и Томском районе Томской области селениях: Чёрная речка, Тахтамышево, Эушта. Вот какие красивые дома строят для себя татары.
Народные татарские игры актуальны, интересны и в настоящее время Все современные татарские ребята любят играть в народную татарскую игру: «Мяч по кругу». На татарском языке она называется «Туп уены» (считывают с речевой карточки).
У.: - А вы хотите поиграть в татарскую игру «Туп уены»?
Д.: - Да!
У.: - Надо встать в круг. По считалке выбрать водящего. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15—25 см. По сигналу водящий бросит мяч одному из вас, а сам отойдёт. В это вы бросаете мяч друг другу, а водящий старается поймать мяч на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч.
Правила игры. Передача мяча выполняется путём броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приёму мяча. При повторении игры мяч передаётся тому, кто остался вне игры.
У.: - Вам понравилась игра? (произвольные ответы).
(Слайд №6) – 3-я ступень
У.: - Украинцы в Томске и Томской области – третья по численности группа сибирского региона – 16 тысяч 762 человека. Для строительства своего жилья использовались почти все материалы, которые могла дать природа – дерево, солому, камыш, глину, камни.
Народные украинские игры и сейчас любимы всеми ребятами. Вы хотите ещё поиграть?
Д.: - Да!
У.: - Предлагаю народную подвижную украинскую игру: «Хромая уточка». Встанем в круг, выберем по считалке «хромую уточку». Игроки произвольно размещаются по площадке, стоя на одной ноге, а согнутую в колене другую ногу придерживают сзади рукой.
У.: - Начинаем игру со словами (предъявление речевой карточки).
Д.: - Солнце разгорается, игра начинается. («уточка» прыгает на одной ноге, придерживая другую ногу рукой, стараясь осалить (коснуться) кого-нибудь из играющих. Осаленные помогают ей осалить других. Последний не осаленный игрок становится «хромой уточкой». Игрок, ставший на обе ноги считается осаленным.
У.: - Ребята, не устали? (произвольные ответы детей). Предлагаю вам занять места.
(Слайд №7) – 4-ая ступень
У.: - Предлагаю вам, ребята, обратить внимание на один многочисленный этнос народов Томска и Томской области – немцев. На сибирской земле проживают 13 тысяч 444 человека немецкой национальности. Немецкую речь можно услышать в местах традиционного скопления российских немцев – это Российско-немецкий дом, который расположен совсем близко от школы, по улице Красноармейской, дом 71. Я приготовила для вас интересное задание. Сейчас каждый из вас станет строителем. Хотите? (произвольные ответы детей). Вот конверты, в каждом конверте по три детали, которые необходимо соединить, чтобы получился такой красивый Российско-немецкий дом (групповая работа).
У.: - На какой улице стоит Российско-немецкий дом?
- На какой улице стоит наша школа?
- Люди какой национальности собираются в доме по ул. Красноармейской, д. 71? (произвольные ответы).
- Молодцы, с заданием справились!
(Слайд №8) – 5-ая ступень – 6-ая ступень
У.: - Хочу открыть вам секрет, познакомить с национальностью – чуваши – это самые коренные жители Томского края, численность их составляет 5 тысяч 881 человек. У чувашей очень дружные большие семьи, они почитают и уважают старшее поколение, слушают их советы, помогают во всех домашних делах, а младший сын всегда остаётся с родителями, эта традиция называется «Минорат» (считывают с речевой карточки). Предлагаю поработать парами. Объединитесь, кто с кем хочет работать в паре? А теперь возьмите ручки, картинки с изображением семьи и подпишите всех членов семьи: бабушка, дедушка, мама, папа, дочь, младшая дочь, сын, старший сын.
У.: - Молодцы, с заданием справились на отлично!
(Слайд №9) – 7 ступень
У.: - На Томской земле также проживают белорусы – 5 тысяч 294 человека. К старинным увлечениям белорусов можно отнести лепку посуды из глины, вытачивание из дерева ложек и плошек, плетение из соломы кукол, птиц, коней. Работа спорилась, если затягивалась песня. Белорусы – великие мастера по изготовлению игрушек. Сейчас вы попробуете, как настоящие белорусские мастера, собрать игрушки из разрезных картинок (под народную белорусскую песню «Выйду на вулiцу» дети собирают картинки: лошадки, куклы).
У.: - Вам понравилось быть белорусскими мастерами? (произвольные ответы детей).
(Слайд №10) – 8-ая ступень
У.: - Азербайджанцы, как взрослые, так и дети соблюдают вековые обычаи, следуют определённым правилам и поведению дома и в общественных местах. На Томской земле проживает 4 тысячи 354 азербайджанца. Женщины одеваются скромно, но уделяют большое внимание украшениям.
(Слайд №11) – 9-ая ступень
У.: - Традиционная культура армян – сохранение семейных традиций ценностей (крепкие семейно-родственные связи, почитание старших, взаимопомощь, историческая память о родине, большая любовь к детям). На Томской земле проживает 2 тысячи 336 армян, они сохраняют свою культуру в сибирских суровых условиях. Символом нации являются хачкары (считывание с карточки) – необычные каменные кресты, подобных которым нет ни в одной культуре мира. Ребята, давайте вспомним все вежливые слова, с помощью которых общаются все люди.
Д.: - Здравствуйте, пожалуйста, будьте добры, рада вас видеть, приятного аппетита (при затруднении использовать речевые карточки).
(Слайд №12) – 10-я ступень
У.: - Посмотрите внимательно на экран, это башкиры, их не много на Томской земле, 1 тысяча 953 человека, почти 2 тысячи. У башкир тоже много народных традиций, самая знаменитая традиция – это выпечка народного блюда чак-чак, без которого не обходится ни один праздник (считывают название блюда с карточки). Давайте попробуем «испечь» это блюдо (собирают разрезанную картинку «Пирог чак-чак»).
(Слайд №13) – 11 ступень
У.: - Самая малочисленная национальность на Томской земле – это мордовцы – 1 тысяча 808 человек. Старинная мордовская вышивка выполняется, в основном, шерстяными нитками, которые прядут сами мордовки из овечьей шкуры и красят их. Мордовки очень любят носить различные украшения: ожерелья, бусы, бисерные воротники (считывают с речевой карточки названия украшений).
IV. Заключительная часть (итог, рефлексия)
У.: - Ребята, все ступени одолели, не устали?
Д.: - Нет.
У.: - Пожалуйста, сосредоточьтесь на своих мыслях, проанализируйте своё поведение на занятии, оценивать свои поступки, попробуйте понять свои ощущения, чувства, эмоции.
У.: - Вам понравилось занятие? Что понравилось больше всего? (произвольные ответы).
У.: - Какие малые народности Томского края вы запомнили? (произвольные ответы).
У.: - В какие игры вы играли? (произвольные ответы).
У.: - Для людей какой национальности вы строили дом?
Д.: - Для немцев.
У.: - Как вы работали? (произвольные ответы). Вы молодцы! Работали отлично, всем говорю спасибо за работу.
V. Домашнее задание
У.: - Заполните бланк анкеты «Обратная связь».
Литература, интернет-источники:
1. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. Этические диалоги с детьми 1-4 кл. Москва. 2006г.
2. Шемшурина А.И. Этическая воспитание, №4, 2012г. В помощь учителю 4-х классов в работе по модулю «Основы светской этики».
3. http://docplayer.ru/27113774-Etnokulturnoe-obrazovanie-v-tomskoy-oblasti.html.
4. https://eustress.ru/nevroz/refleksiya.
5. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.