Конспект занятия кружка
«МАТРЕШКА – КАК СИМВОЛ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»
(группа 3-4 класс)
Козлова Елена Михайловна, специалист 9 тарифного разряда, звание «Старший учитель»,
МБОУ «Школа № 149 города Донецка», учитель технологии.
Цель занятия:
*Продолжать обогащать представление детей о народном искусстве.
*Познакомить с декоративно-прикладным искусством – русской матрешкой.
*Дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов. Привить интерес к народному творчеству.
*Обратить внимание детей на ее яркость, нарядность, составные элементы, композицию, цветовую гамму.
*Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.
Задачи:
*Развивать умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами, творческие способности детей, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путем изучения культурного наследия разных эпох и периодов.
*Воспитывать умение работать в группе, самостоятельность, активность.
Оборудование:
Шаблоны матрешек, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, картон, клей, ножницы.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Звучит песня «Широка страна моя родная» (припев)
- Здравствуйте ребята!
Как ещё мы называем нашу страну? (Родиной, Отечеством, Матерью)
Родины себе не выбирают
Начиная видеть и дышать,
Родину на свете получают.
Непременно, как отца и мать. ( М. Алигер)
2021 год объявлен Годом русской культуры.
Какие символы России вы знаете? (Кремль, березка, матрешка).
А вы знаете, откуда взялась матрешка? Тогда давайте расскажу, как родилась матрешка.
Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала от того, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Снова загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбан и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.
Игрушка эта не простая, она известна по всему миру. На Руси про эту игрушку придумали загадку:
Так похожи друг на дружку
Деревянные подружки.
Много их или немножко,
Но зовут их всех… МАТРЕШКА
Эта расписная деревянная кукла имеет почти столетнюю
историю. Она стала одним из самых распространенных изделий русского народного
творчества, своеобразным символом России.
- Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной
мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии.
Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой
множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума -
лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.
Посмотрите, какие матрешки разные и красивые. Куклу-матрешку делают с секретом (матрешка раскрывается). В каждом регионе расписывались матрешки по-своему.
Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с декоративно-прикладным искусством.
Я предлагаю вам изготовить свою матрешку в технике аппликация. Такая матрёшка будет называться авторской.
Практическая работа
Давайте повторим правила ТБ работы с ножницами и клеем:
1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.
2.Перед работой проверь исправность инструментов.
3.Не работай ножницами с ослабленным креплением.
4.Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными
ножницами.
5.Работай ножницами только на своем рабочем месте.
6.Следи за движением лезвий во время работы.
7.Ножницы клади кольцами к себе.
8.Подавай ножницы кольцами вперед.
9.Не оставляй ножницы открытыми.
10.Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11.Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12.Используй ножницы по назначению.
ПВА
1.При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это
требуется.
2.Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном
этапе.
3.Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
4.Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Посмотрите внимательно на инструкционную карту – с чего начнем работу?
*Разметим по шаблонам все детали.
*Аккуратно вырезаем размеченные детали.
*Приложим все детали на основу, не приклеивая.
*Все детали аккуратно промажем клеем и придавим поверхность наклеенного предмета к картону.
(Учитель контролирует выполнение задания, следит за соблюдением осанки и техники безопасности. Проводит индивидуальный инструктаж учащихся и оказывает индивидуальную помощь.)
Ребята, скажите, как вы любите свою Родину? (беззаветно, всем сердцем…)
Чтобы матрешка имела аккуратный и эстетичный вид, предлагаю украсить сарафаны наших матрешек красивыми цветами.
Какие красивые Матрешки получились у вас. Они будут водить хоровод вокруг березки, которую мы сейчас изготовим.
В каждую работу вы вкладываете свою любовь и частичку своего сердца.
Листочки на березке тоже напоминают форму сердечка. (Ребята вырезают по несколько сердечек, складывают и приклеивают на веточки). Украсим полянку ромашками.
https://www.youtube.com/watch?v=Y3vKv4XTD64 «Мы Матрешки, вот такие крошки!»
А теперь все вместе изготовим главную Матрешку. И обязательно украсим сарафан цветком из лепестков-сердечек. Каждый приклеит свой лепесток на Матрешку.
.
Вот какая березка и главная Матрешка у нас получились.
Расставляем матрешек вокруг березки.
Какой замечательный хоровод!
Молодцы, ребята! Хорошо поработали! Всех благодарю за работу!
Уборка рабочих мест.
Приложение.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:
1. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/vneklassnoe_meropriyatie_god_kulturi_v_rossii_202347.html
2. https://www.pravmir.ru/matryoshka/
3. https://yandex.ua/images/search?pos=13&img_url=https%3A%2F%2Fds03.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F06f6%2F00031435-22a90e2a
4. https://razvivashka.online/sfery-razvitiya/pro-matreshku-detyam
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.