Конспект занятия "Мой Алтай"
Оценка 4.9

Конспект занятия "Мой Алтай"

Оценка 4.9
docx
03.03.2020
Конспект занятия "Мой Алтай"
Тема.об алтае.docx

Тема: "История родного края"

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально -коммуникативное развитие", "Речевое развитие".

Педагогические цели: развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений о малой родине.

Задачи. Формировать интерес к малой родине. Расширить и уточнить представления детей о родной стране (знакомство с природой своего края, его достопримечательностями). Расширить естественнонаучные представления (формировать знания о горах, реках, озерах). Развивать речь, мышление, память, внимание, мелкую моторику детей. Воспитывать усидчивость, доброжелательные отношения между детьми. Формировать навыки коллективного выполнения действий. Учить видеть красоту окружающего мира, воспитывать чувство единства человека и природы.

Целевые ориентиры образования: проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам; обладает начальными знаниями, представлениями о природном мире, в котором живёт; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых задач.

Виды взросло - детской (партнерской) деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Словарь: достопримечательности, гид, река Катунь, река Бия, Телецкое озеро, Чуйский тракт, гора Белуха.

Предварительная работа: разучивание стихотворений о природе Горного Алтая. Рассматривание предметных картинок с изображением животных и растений и уточнение их названий. Отгадывание загадок о животных и растениях. Чтение и рассказывание легенд и сказок "Алтын - Кёль" (2, с. 33, "Катунь и Бия" (2, с. 43, "Сказка Сартакпай" (3, с. 4, "Легенда о хозяине тайги Бабыргане" (2, с. 56, "Добрая кедровка" (3, с. 29, "Обида марала" (3, с. 31, "Медведь" (2, с. 65, "Жадный глухарь" (3, с. 40, "Горностай и заяц" (3, с. 45, "Кабарга - лакомка" (3, с. 47, "Нарядный бурундучок" (3, с 53, "Верная сестра" (1, с 40) .

Индивидуальная работа: над интонационной выразительностью, помощь в отработке речевых навыков, в правильном составлении предложений, содействие доброжелательному общению со сверстниками.

Условия и средства реализации: материально - технические (предметные картинки автомобиля, вертолета, рафта, теплохода, растений и животных, конверт с разрезными картинками, фотографии видов Горного Алтая, магнитофон, запись музыкального произведения Ю. Трифонова, настенная карта Республики Алтай; методико - дидактические: метод (словесный, наглядный, практический, приёмы (беседа, демонстрация, игровой приём, прослушивание музыкального фрагмента, художественного слова (стихи Гавриловой А., Нешатаевой Н., Кондакова Г., Капустиной Н, форма: занятие.

Литература, 1. Огнёва Г. Н. Детям о культуре и искусстве алтайского народа. Пособие для воспитателей детских садов, Горно-Алтайское книжное издательство "Юч -Сюмер", 1992

2. Кандаракова Е. П. Легенды северного Алтая, Горно-Алтайск, 2011.- 128 с.

3, Кучияк П. В. Сказки. Типография Горно-Алтайского государственного университета, 2004

4, Тобоева Е. Н. Учебно- методическое пособие к программе развития и воспитания детей дошкольного возраста "Росточек".- ОАО "Горно - Алтайская типография", 2006

Содержание организованной деятельности детей.

1. Организационный момент,

Объявление темы занятия. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, чтобы увидеть, как красив край, в котором мы с вами живём. На вертолёте мы пролетим над горой Белухой, с горы мы спустимся по реке Катунь на рафте, на автомобиле промчимся по главной дороге нашей республики - Чуйскому тракту, чтобы оказаться на перевале Чике -Таман, на теплоходе прокатимся по Телецкому озеру.

2. Беседа о родине. - Ребята, что такое Родина? (Ответы) .

Да, слово "родина" (прислушайтесь к его звучанию) близко таким словам, как "родня", "родствнник", "родной ", "родимая". Мы произносим эти слова, и от них веет теплом, уютом, спокойствием, Так и наша родина - это место, где мы родились, где живём, где стоит наш дом, где живут наши друзья, где тепло и уютно. Наш край, наша родина - это Алтай. А где находится Алтай? (В России)

. Мы солнцем алтайским согреты,

Мы краю родному верны.

Мы любим Алтай ведь на свете

Красивее нет стороны.

Посмотреть на наш край приезжают гости издалека. В каждом крае есть такие особенные места. Эти места называются достопримечательностями.

- Какие достопримечательности в Горном Алтае вы знаете? Какие красивые, места вы бы хотели показать гостю в нашем удивительном краю? (Реки Катунь, Бия, Телецкое озеро, гора Белуха, чуйский тракт,

3, Игра "Путешествие по Горному Алтаю"

- Закройте глаза и сосчитайте от 10 до 1. (Воспитатель выставляет фотографию горы Белухи, Мы приближаемся с вами на вертолёте к самой высокой горе нашей республики.

Откройте глаза. Полюбуйтесь её величием. Ребенок читает стихотворение:

Здесь снег на вершинах не тает,

Здесь реки светлей хрусталя,

Простор Голубого Алтая,

Белуха - родная моя.

Закройте глаза. (Воспитатель меняет фотографии, Появляются фотографии Катуни, сплав по реке на рафте). Откройте глаза. Перед вами красавица, госпожа Катунь, Алтай - это необычная земля. Славится она не только красотой своей природы, но и богатырями. Раньше рекам Алтая было некуда течь, и богатырь Сартакпай освободил их, соединив реки Бию и Катунь в реку Обь, несущую свои воды в Северный Ледовитый океан. Катунь начинается с горы Белуха (показ по карте). По такой горной бурной реке можно спускаться только на специальной лодке, которая называется рафт. Дети читают стихи о реке.

Катунь, красавица Катунь,

Люблю тебя я с детства,

Катунь, увидев раз, пойму,

Моя любовь от сердца.

Катунь, Катунь краса Алтая

Куда ты мчишь, в какой простор,

В какие устремилась дали

Ведя со брегом разговор.

Мне нравится осенняя Катунь,

Когда она зеркально - зелена,

Её вода прозрачна и чиста,

И даже со скалы всё видится до дна.

Чтобы продолжить путешествие нам придется пересесть в автомобиль, И вновь закрываем глаза. Открываем (Фотография автомобиля). Воспитатель указкой ведет по дороге на карте республики, подтверждая, что эта очень длинная дорога через высокие горы - главная дорога нашей республики и проходит она через наше село. Как оно называется? (Майма, Чуйский тракт - гордость нашей республики, Много сил потратили люди, чтобы построить такую великолепную дорогу, и мы могли посмотреть на чудеса Алтая. (Показ фотографий, Дети читают стихи.

Чуйский тракт, Чуйский тракт - дальняя дорога.

Через горы нас ведешь вместе с Чуей в ногу.

Чуйский тракт над рекою,

Где студеная бьётся волна.

Нет ни ночью, ни днем мне покоя,

Впереди лишь дорога одна.

Дорога привела нас к необычному озеру, золотому, которое называется Телецкое. Здесь нас уже ждёт теплоход (показ картинки теплохода на карте республики) .

"Алтай - земля, где многие народы сложили мудрые легенды на века,

Где небо снизошло на белы воды, озера где, как в небе облака"

Телецкое озеро по своей красоте может занять одно из первых мест в мире. Дети читают стихи, воспитатель иллюстрирует чтение фотографиями.

Алтын - Кёль - золотое озеро,

Таймень хвостом ударил, качнулась гладь воды,

Сорвался мшистый камень медведицей с горы.

"Алтай" - "алтын" иль "злато",

Ты впрямь, как золотой,

Над озером закатным созвучных мыслей строй.

3. Игра - соревнование "Собери картинку".

Посмотрите, на нашем теплоходе я нашла конверт, Что же в нем? Здесь картинки животных и растений, которые живут и растут на территории нашей республики (медведь, марал, таймень, снежный барс, кедр, лиственница). Но вот беда, они все разорваны на мелкие части, Давайте соберем картинки. (Педагог предлагает детям пройти к столам, делит их на 6 команд по названию животного или растения, организует соревнование между командами). Звучит музыка Ю. Трифонова.

-Команды закончили работу одновременно! Победила дружба! Вы отлично справились с заданием, В путешествии можно увидеть лиственницу, кедр, марала, медведя, если очень повезет снежного барса и поймать рыбу таймень.

Хребты, пошитые охотничьими тропками;

Леса, обжитые пичугами неробкими;

Потоки дикие, вершины седоглавые,

Туманы тихие, молочные, кудрявые;

И склоны плавные,

И лето красное с кукушкою пронзительной,

Земля прекрасная, Алтай мой удивительный!

4, Игра "Обитатели Алтая". Детям раздаются картинки с изображением растений и животных Алтая.

Если воспитатель показывает картинку с изображением птицы, то ребенок, у которого птица, поднимает картинку и называет её: "У меня воробей" и т. д.

Молодцы ребята!

Богат и прекрасен наш Горный Алтай, Но лес- великан, речки, бегущие с гор, щебечущие птички, цветы на полянах - всё это нуждается в нашем внимании и защите.

Ребята, как нужно относится к природе? (Дети читают стихотворения)

Нор звериных, птичьего гнезда разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам хорошо живётся с нами рядом.

Родную природу, цветущий наш край

Всем сердцем люби, береги, охраняй!

5. Предлагаю вам поиграть в игру "Один -два - пять".

Попробуйте сосчитать всё, что увидите на нашей карте.

Начинаем считать озёра (Одно озеро, два озер, пять озер)

Считаем сёла (Одно село, два села, пять сёл). Молодцы!

6. Игра "Семья слов"

А попробуйте придумать похожие родственные слова к слову "река"(речной, речушка, заречный,

К слову "гора" (горка, горочка, пригорок, горный, гористый). Молодцы!

7. Отгадывание загадок.

Отгадайте загадки, которые приготовили ребята:

Течет с высоких белых гор быстра, смела, красива.

Людей влечёт её напор, прохлада, мощь и сила? (Река Катунь)

Между ёлочками по отрогам,

Далеко внизу легла,

Как змейка, белая дорога,

Что нас к вершине привела. (Чуйский тракт)

Воспитатель продолжает "Немало есть у нас в стране красивых мест. Но я б назвал прекраснейшей минутой жизни - Чике - Таманский перевал"

8. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

-Наше путешествие заканчивается. Садитесь на стульчики, закрывайте глаза и считайте от 1 до 10. Вот мы и вернулись в детский сад. Сегодня я была для вас гидом - человеком, который сопровождает гостей, показывая им достопримечательности края. Ребята мне помогали. Расскажите, что вы делали во время путешествия, о чём узнали, что вам понравилось, где ещё вам хотелось бы побывать? (Дети рассказывают о том, что они увидели и узнали) .

-Все отлично работали. Молодцы!

Закончить наше занятие мне бы хотелось такими словами:

"Мы живём на краешке России, в горном удивительном краю.

Что такое счастье, вы спросили? Это - верить в Родину свою! "


 

Тема: "История родного края"

Тема: "История родного края"

Условия и средства реализации: материально - технические (предметные картинки автомобиля, вертолета, рафта, теплохода, растений и животных, конверт с разрезными картинками, фотографии видов

Условия и средства реализации: материально - технические (предметные картинки автомобиля, вертолета, рафта, теплохода, растений и животных, конверт с разрезными картинками, фотографии видов

Мы краю родному верны. Мы любим

Мы краю родному верны. Мы любим

Катунь, Катунь краса Алтая Куда ты мчишь, в какой простор,

Катунь, Катунь краса Алтая Куда ты мчишь, в какой простор,

Алтын - Кёль - золотое озеро,

Алтын - Кёль - золотое озеро,

Богат и прекрасен наш Горный Алтай,

Богат и прекрасен наш Горный Алтай,

Наше путешествие заканчивается

Наше путешествие заканчивается
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2020