Бакаенко Татьяна Леонидовна педагог дополнительного образования первой квалификационной категории БОУ ДО г. Омска «Детский ЭкоЦентр»
Конспект занятия на тему:
«Амфибии нашего края»
Цель: Показать многообразие земноводных, их характерные особенности; познакомить с редкими и исчезающими видами земноводных Омской области.
Задачи:
обучающие: формировать знания о многообразии земноводных и амфибий, занесённых в Красную книгу Омской области;
развивающие: развивать познавательный интерес, умение анализировать, делать выводы, высказывать собственное мнение и его обосновывать.
воспитательные: воспитывать бережное отношение к живому и любви к своему краю.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы обучения: индивидуальный и фронтальный опрос; рассказ; объяснение; беседа, актуализирующая знания; самостоятельная работа учащихся по карточкам; демонстрация; работа с бумагой.
Оборудование: живой объект – лягушка, презентация «Земноводные нашего края», иллюстрации представителей класса земноводных, занесённых в Красную книгу Омской области, фонограмма голоса лягушек, карточки для самостоятельной работы, цветная бумага.
Основные понятия: Земноводные, амфибии.
План занятия:
1. Орг. момент – 2 мин.
2. Актуализация знаний и умений – 7 мин.
3. Формирование новых знаний – 15 мин.
4. Физминутка – 2 мин.
5. Закрепление изученного материала – 12 мин.
6. Заключение – 2 мин.
Технологическая карта занятия на тему «Амфибии нашего края»
Этапы проведения занятия |
Время - 40 минут |
Действия |
|
Педагог |
Учащиеся |
||
1. Орг. момент |
2 мин. |
Приветствие. Проверка готовности к занятию.
С каким настроением вы пришли сегодня на занятие? Зелёный цвет – бодрое, отличное Жёлтый цвет – хорошее Красный цвет – грустное |
Учащиеся настраиваются на занятие. Учащиеся выбирают фишки по цвету. |
2.Актуализация знаний и умений
|
7мин. |
- Ребята, что мы изучали на прошлых занятиях?
Сегодня продолжим знакомство с представителями класса Земноводных, которые обитают в нашей местности. К нам пришло видеописьмо. Интересно, кто его прислал. (Слышны голоса лягушек). Вы, конечно, догадались, от кого. Давайте прочтём. «Здравствуйте, дорогие ребята! Я, зелёная лягушка, посылаю вам свою фотографию. (На экране фото лягушки) Извините, сама занята очень важными делами. Мне хочется подружиться с вами. Я знаю, что вы читали сказки обо мне. Сможете ли вы ответить на мои вопросы? Успехов вам!
- Мы, лягушки, живём на суше или в воде?
- Почему лягушки прыгают, а не бегают?
- Какие у меня глаза, есть ли веки на глазах?
- Какой у меня рот? Для чего мне длинный и липкий язык?
- Какие отряды входят в класс земноводных?
- И к какому отряду отношусь я, зелёная лягушка?
Вот теперь я убедилась, что вы хорошо знакомы с нами. Благодарю за ответы. До встречи! С уважением, зелёная лягушка!
- Каких ещё представителей этого класса вы знаете? -Что у них общего?
|
Учащиеся называют тему: «Земноводные», слушают.
|
Отвечают на вопросы. И в воде, и на суше –детёныши в воде, а взрослые на суше - Задние ноги длиннее передних, поэтому она прыгает. - На больших выпуклых глазах есть веки. - Широкий. Ловить комаров.
- Отряды: бесхвостые, хвостатые и безногие. К отряду бесхвостых.
Тритоны, жабы, квакши, червяги. Живут у воды, влажная кожа… |
|||
3.Формирование новых знаний |
15 мин |
Тема занятия: «Амфибии нашего края» Демонстрация презентации. Лягушка озёрная. Крупная лягушка, длина тела до 17 см. Окраска тела буровато-зеленоватая, с темными пятнами. Брюхо светлое с небольшими темными пятнами. Вдоль спины проходит светлая полоса. Большую часть времени проводит в воде, хорошо плавает и ныряет. Голос - громкое кваканье. Зимует на дне водоемов, закопавшись в ил. Лягушка остромордая Длина тела не превышает 7 см. Главной характерной чертой является острая мордочка. Окраска бурая и прекрасно маскирует её на фоне зелёной травы. Самцы имеют светло-голубой цвет тела в брачный период. Зимуют на суше группами: в ямах, в кучах листвы и хвороста, в норах грызунов. Лягушка сибирская Размеры у этих амфибий небольшие. Длина тела от 2 до 2,5 см. Кожа гладкая. Верхняя часть туловища светло-коричневая и покрыта мелкими тёмными пятнами. Живот белого цвета с красными пятнами. Зимуют сибирские лягушки на дне водоёмов. Кроме лягушек в нашей местности встречаются и другие представители класса Амфибий. Жаба серая, или обыкновенная Эта жаба серо-бурая, жёлто-бурая или почти чёрная, с тёмными пятнами. Глаза золотистые или медно-красные. Длина тела самки до 18см, самца до 8-10см. Благодаря хорошо развитым легким и сухой коже жабы могут жить вдали от водоемов и только на период размножения уходят в воду. Кожа жаб выделяет едкую жидкость, которая вызывает раздражение, попадая в глаза или рот. Если это случится, следует немедленно промыть их чистой холодной водой. Жаба серая занесена в Красную книгу области из-за сокращения численности. Тритон обыкновенный Занесён в Красную книгу области. Размеры тритона 9-12 см, причем его половина – это хвост. Тело покрыто немного шероховатой кожей. Ее окраска может меняться в течение жизни: светлеть или наоборот темнеть. Цвет спинки, чаще оливково-бурый, с узкими продольными полосами. У самцов на теле можно увидеть крупные темные пятна, которых нет у самок. Кожа выделяет едкий яд. Для человека он не опасен, а вот у животного, может вызвать смерть. Так обыкновенный тритон защищает себя. Интересным фактом является то, что обыкновенные тритоны могут восстанавливать не только потерянные конечности, но и внутренние органы или глаза. С приходом холодов, в конце октября, он уходит зимовать на сушу. В качестве убежища выбирает себе кучи из веток и листьев. Ещё один представитель занесён в Красную книгу Омской области. Сибирский углозуб Встречается в небольших лесных водоёмах глубиной 1-2 метра, хорошо прогреваемых. Летом может уходить на опушки сухого бора, если там есть укрытия. Главное условие обитания - наличие водоёмов. Ещё его можно назвать четырехпалый тритон. Тритон имеет бурый окрас. Длина всего животного достигает 12-13 см. Кожа гладкая, однако, по бокам имеются от 12 до 15 бороздок. Хвост приплюснут с боков и длинный, но в основном, хвост короче тела. |
Дети дополняют характеристику. Записывают тему и заполняют таблицу в тетради: 1.Название 2.Окраска 3.Где зимует? |
4. Физминутка |
2 мин. |
Физминутка «На болоте» Цель: Выполнять движения соответственно тексту. Ква! Ква! Ква! В речку прыгать нам пора.
Ква! Ква! Ква! Плавать можно до утра!
Раз, два, три! Лапками греби!
Ква! Ква! На берег пора!
Ква! Ква! Поймайте комара!
|
Дети прыгают и повторяют: «Ква!Ква!» Дети «плавают» и повторяют: «Ква! Ква!» Дети «гребут» и повторяют: «Ква! Ква!» Выпрыгивают из «речки». «Ловят комаров» |
5.Закрепление изученного материала |
12 мин |
1.Какие лягушки встречаются в Омской области? 2.Почему остромордая бурая, а озёрная – зелёная? 3.Чем отличается лягушка озёрная, сибирская и остромордая? 4.За что лягушки получили такие названия? Как вы думаете? 5.Почему жабы могут жить далеко от воды?
Работа по карточкам. Выбрать верные ответы:
Проверка правильности выполнения.
А теперь сделаем лягушку из бумаги. Работа проводится под руководством педагога. |
Отвечают на вопросы
Учащиеся самостоятельно работают по карточкам.
Дети делают лягушку из бумаги в технике оригами. |
6. Заключение |
2 мин. |
Итак, на этом занятии мы рассмотрели класс Земноводные, или Амфибии, представителей, которые обитают в нашей местности. Отметили земноводных, занесённых в Красную книгу Омской области. Что вам больше запомнилось? Какое у вас настроение в конце занятия? Спасибо за работу на занятии!
|
Дети высказывают свои впечатления и отмечают настроение (выбирают нужный цвет) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.