Тема: «Экология Кемеровской области»
Цель: формирование основ экологической грамотности и воспитание экологической культуры.
Ход занятия:
· Какие экологические проблемы затронуты в фильме?
· Почему важно охранять природу?
· Что нужно делать для сохранения природы?
· Как называется документ, содержащий правила обращения с природой?
· Можно ли жить в гармонии с природой?
(Слайд 1)
Воспитатель: Как неповторим и интересен окружающий нас мир! И частью этого мира, прекрасной планеты Земля, частью России является удивительный край, имя которому Кузбасс.
Поведу я свой
рассказ,
Про известный всем Кузбасс.
Нет для нас дороже края,
Скажу прямо, без прикрас!
Есть немалые запасы
«Злата чёрного» – угля,
И других даров немало
Приготовила Земля. (Слайд 2)
Воспитатель: Посмотрите на карту нашей Родины – Кемеровская область расположена почти в самом её центре. (Слайд 2)
Ребёнок:
Мой милый край –
Земля, где я родился,
Где первые тропинки протоптал.
С тобою сердцем
С детства я сроднился,
Тебя я Малой Родиной назвал. (В.
Дмитриев)
Воспитатель: К сожалению, в настоящее время в Кузбассе сложилась не простая экологическая ситуация. Наш земляк, Л.И. Соловьёв, известный в Кузбассе и за его пределами учитель географии и краевед, сказал: «Правительство Российской Федерации признало наш край зоной экологического бедствия» [9; 378]. Во второй половине XX века была принята Красная книга Кемеровской области. Природа сможет прожить без человека, а вот человек без природы?.. Конечно же, нет. Соответственно, все мы должны бороться за сохранение природы, сохраняя тем самым своё здоровье, своё благополучие и свою жизнь. А что каждый из вас, ребята, может сделать для сохранения природы? Давайте мы с вами это выясним. Я предлагаю провести сегодня соревнование на тему «В судьбе природы - наша судьба».
Ребята, вы заранее разделились на две команды и получили домашнее задание:
1. Придумать название, эмблему, девиз и приветствие
2. Создать слайд-презентацию на тему «По страницам Красной книги Кемеровской области»
3. Подготовить физкультминутку
Я вижу, что команды готовы, и мы начинаем соревнование!
I конкурс «Приветствие»
Команды выходят для своего представления, согласно жеребьёвке
II конкурс «Разминка»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились с заданием, а теперь давайте поиграем в игру «да-нет».
1. Белка – самый многочисленный грызун наших лесов. Да. Нет.
2. Желтоголовый королёк – самая крупная птица Кузбасса. Да. Нет.
3. Росянка – растение, питающееся насекомыми. Да. Нет.
4. В нашей области обитают ядовитые пауки. Да. Нет.
5. Божьи коровки – это жуки-хищники. Да. Нет.
6. Клёст выводит птенцов в февральскую стужу. Да. Нет.
7. Кукушка вьёт гнездо. Да. Нет.
8. Пион уклоняющийся – лекарственное растение, занесённое в Красную книгу нашей области. Да. Нет.
III конкурс «Правила поведения в лесу» (Слайды)
Воспитатель: Оказавшись в лесу, мы часто не задумываемся о том, как правильно себя вести, чтобы не навредить природе. Откройте презентации на рабочих столах. На слайде у каждой команды по три картинки. Задание для команды «Глобус» - придумайте правила обращения с дикими животными, а для команды «Одуванчик» – с дикими растениями. Наберите текст в пустых окошках под картинками. Время на выполнение задания – 5 минут.
IV конкурс «По страницам Красной книги» (Слайд 6)
Воспитатель: В любом уголке природы нам могут встретиться животные и растения, занесённые в Красную книгу. Чтобы не навредить, их нужно хорошо знать. А вы знаете охраняемые виды нашего края? Сейчас проверим! К этому конкурсу команды готовились заранее. И мы с удовольствием посмотрим созданные презентации!
V конкурс «Проверь себя» (Слайды 6 -7)
Воспитатель: А сейчас, ребята, вам предстоит пройти тестирование. Прочитайте внимательно вопросы. Время не размышление – 30 секунд. За каждый правильный ответ - 1 балл + 5 баллов за быстроту.
1.
Что изучает экология?
а) строение растений;
б) взаимоотношения между организмами;
в) жизнедеятельность растений;
г) неживую природу.
2.
Оболочка Земли, населённая живыми организмами, называется:
а) литосферой;
б) биогеоценозом;
в) биосферой;
г) атмосферой.
3.
Кемеровская область образована:
а) 18 июня 1923 года;
б) 26 января 1943 года;
в) 3 октября 1948 года;
г) 27 марта 1932 года.
4.
Площадь Кемеровской области:
а) 93, 4тыс. кв. км;
б) 78,6 тыс. кв. км;
в) 61,9 тыс. кв. км;
г) 95,7 тыс. кв. км.
5.
Красная книга состоит из категорий:
а) исчезающие и сокращающиеся в численности виды;
б) редкие виды;
в) малоизученные и восстановленные виды;
г) все перечисленные категории.
Физкультминутка
VI конкурс «Путаница» (Слайд 8)
Наверное, все вы умеете и любите собирать пазлы. Я предлагаю показать свои навыки. Собрав пазлы, вы увидите картинку с изображением экологической проблемы. Пожалуйста, озвучьте проблему и предложите способы её решения. Время – 5 минут. Как только учащиеся соберут бумажные пазлы, на доске появляется слайд с изображением предложенной картинки. (Слайд 9)
На фоне песни Л. Лещенко «Родная Земля» слайды с фотографиями природы родного края, сделанные учениками.
Воспитатель:
Наша планета
Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Разведём над нею, и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами:
Такая планета нужна нам с вами.
Воспитатель: Наше соревнование подошло к концу. Осталось подвести итоги. Слово предоставляется председателю жюри.
Воспитатель: Ребята, давайте подведём общие итоги занятия. Для этого предлагаю всем вместе составить обращение к жителям Кузбасса. Я заранее заготовила шаблон, но некоторые слова в тексте отсутствуют, и их необходимо вставить.
Дорогой житель
Кузбасса!
Наш край ___________ реками, лесами, животными и разными полезными ископаемыми.
Для защиты некоторых видов живых организмов была создана ___________________
книга Кемеровской области.
В _________________ книгу Кемеровской области занесено _____ видов растений и
_____ видов животных.
Мы призываем Вас ____________ и ____________ природу. Если мы возьмёмся все
вместе, то ________________ природу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.