Конспект занятия по математическому развитию
Тема: Счёт в пределах трёх
Цель:Формирование навыков счёта до трёх.
Программное содержание:
- учить считать в пределах 3, используя
следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева
направо, называть числа по порядку, согласовывать их в роде, числе и падеже,
последнее число относить ко всей группе предметов.
- упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте),
обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный – короткий, длиннее
– короче, широкий – узкий, шире – уже, высокий – низкий, выше - ниже.
–расширять представления о частях
суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь).
Задачи:
- учить считать предметы в пределах трёх - формировать навык самоконтроля, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;- развивать память, мышление, воображение, внимание; - воспитывать дружеские взаимоотношения и умение работать в коллективе.
Тип занятия: усвоение новых знаний.
Форма занятия: тематическое занятие.
Продолжительность занятия: 20 минут.
Участники:средняя группа.
Возраст обучающихся: 4-5 лет.
Оборудование и материалы: - Демонстрационный материал. Фланелеграф, картинки с изображением трёх поросят, три жёлудя, три домика, 2 двери, сюжетные картинки с изображением поросят в разное время суток. – Раздаточный материал. Дорожки из бумаги разной длины (по две штуки для каждого ребёнка), ёлочки разной высоты (по две штуки для каждого ребёнка).
Предварительная подготовка: чтение сказки «Три поросёнка».
Методы и приёмы работы с детьми: - Наглядный метод: наблюдение распознающего характера; метод демонстрации картин.
Словесные методы: объяснение.
Практические методы: метод игры.
Структура занятия:
Этапы занятия |
Содержание |
Время
|
I.Вводная часть занятия |
1. Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания). 2. Создание мотивации, интереса к занятию – игра-приветствие.
|
3 минуты |
II. Основная часть занятия |
1.Организация детского внимания – беседа, песенка поросят, рассматривание картинок, повторение счёта до трёх. 2. Объяснение материала и показ способа действия–угощение поросят желудями, понятие равенства, поровну3. Помощь поросятам в выборе дверей нужной ширины, понятие широкая узкая; выбор нужной дорожки, понятие короткая длинная; выбор ёлочки нужной высоты, понятие высокая, низкая. (самостоятельная работа) 4. Физкультминутка. 5. Рассматривание сюжетных картинок с временами суток. 6. Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с раздаточным материалом). |
15 минут |
III. Заключительная часть занятия |
1.Подведение итогов. 2.Прощание. |
2 минуты
|
Ход занятия:
I.Вводная часть занятия
Прошу детей встать в круг на ковре. Приветствую детей:
Доброе утро!
Улыбнись скорее!(дети разводят руки в стороны, улыбаются)
И сегодня весь день будет веселее(дети хлопают в ладоши).
Мы погладим лобик (дети гладят лоб),
Носик и щечки (дети гладят нос и щёки)!
Будем мы красивы,
Как в саду цветочки!
Разотрём ладошки сильнее, сильнее (дети трут ладошки)!
А теперь похлопаем смелее, смелее (дети хлопают в ладоши)!
Уши мы теперь потрём (дети трут уши)
И здоровье сбережём.
Улыбнёмся снова(дети разводят руки в стороны, улыбаются)
Будьте все здоровы!
- Давайте усядемся тихонько на ковре в кружок и побеседуем.
II. Основная часть занятия
1 часть
-Ребята, вы любите сказки?
-А вы знаете, что числа и цифры, с которыми мы с вами знакомились, живут в некоторых сказках?
- Дети, а хотите, я вам спою песенку, а вы узнайте, из какой она сказки:
(Пою песенку)
Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк,
Старый волк, страшный волк?
- Из какой она сказки? (Три поросёнка)
- Кто пел эту песенку? (Поросята)
- Что-то я забыла их имена. Помогите мне вспомнить.(Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф)
На фланелеграф прикрепляю картинки с изображениями поросят после произнесения детьми имени каждого поросёнка.
- Ребята, а как узнать, сколько здесь поросят? (Посчитать)
(Напоминаю, как правильно посчитать, сделать обобщающий жест и сказать «всего три поросёнка»).
- Давайте посчитаем поросят.
(По очереди вызываю детей и прошу посчитать поросят).
- Сколько всего поросят? (Три)
(Напоминаю, как правильно посчитать, сделать обобщающий жест и сказать «всего три поросёнка»).
- Дети, поросята долго шли к нам в гости и проголодались. Давайте угостим поросят их любимым лакомством – желудями. (Показываюкартинки с желудями)- Надо каждому поросёнку дать по одному жёлудю. - Давайте посчитаем, сколько у нас желудей? (Считаем все вместе – один, два, три)
(Прикрепляю картинки с желудями на фланелеграф)- А сколько поросят? (Считаем все вместе –один, два, три) - Всем поросятам хватит желудей? (Всем)
( Способом приложения под каждым поросёнком располагаюжелудии узнаем всем ли поросятам хватит желудей).
Делаем вывод - Значит поросят и желудей поровну, по три. - Ребята, давайте поиграем с поросятами в игру «Считалка». Они тоже любят играть.
- Слушайте внимательно:
Мы присядем столько раз, сколько поросят у нас. (Вслух вместе считаем: один, два, три)
Встанем на носочки столько раз, сколько желудей у нас. (Вслух вместе считаем: один, два, три)
-Молодцы ребята, развеселили поросят.
2часть
- Ребята, а где жили поросята? (В домиках)
(На фланелеграф прикрепляю картинки с изображениями трёх домиков без дверей).
- Ах, какая беда! Домики без дверей, а рядом бродит страшный волк!
Давайте поможем поросятам и сделаем им двери, чтобы закрыть вход в домики.
- Нам надо торопиться, волк уже близко!
- Опять беда! Двери разные! Помогите решить эту трудную задачу, подберите нужную дверь.
- Покажите широкую дверь.
- Покажите узкую дверь.
- Какая дверь подошла к домику? (Широкая)
(Ребята решают, какой ширины должна быть дверь, сравнивают их по ширине, подбирают дверь к каждому домику)
- Молодцы! Быстро справились с задачей!
Делаем вывод – одна дверьширокая, другая дверьузкая.
3часть
- Ребята, кажется волк совсем близко!
- Что нужно сделать поросятам? (Быстро убежать и спрятаться в домике).
- Поросята просят нас найти самую короткую дорогу, чтобы добежать до домика быстрее волка.
- Давайте,скорее,сядем за столы. На столележат дорожки из бумаги.
- Что можно сказать о длине дорожек? (Они разные.Одна короткая, другая длинная).
- Скажите, по какой дорожке поросенок добежит до домика быстрее? (По короткой).
- Покажите короткую дорожку.
- Теперь поросята быстрее волка доберутся домой.
- Хорошо было бы спрятать домики за ёлочкой от волка.
- У вас на столах лежит по две ёлочки – высокая и низкая.
- За какой ёлочкой лучше спрятать домики? (За высокой)
- Покажите высокую ёлочку.
- А теперь встаньте и покажите высокую ёлочку.
(Дети встают на носочки и тянут руки вверх)
- Теперь покажите низкую ёлочку.
(Дети приседают на корточки)
- Я думаю, что мы справились с трудной задачей и помогли поросятам спрятаться от волка. Теперь можно отдохнуть.
Физкультминутка
- Выполняйте движения за мной:
Три пухлых поросенка приходят в гости к нам. (Ходьба на месте)
Три ловких поросенка играют по утрам. (Прыжки на двух ногах на месте)
Три быстрых поросенка бегут, бегут, бегут. (Бег на месте)
Три славных поросенка танцуют и поют. (Дети хлопают в ладоши)
4часть
- Ребята, поросята так переволновались сегодня, что перепутали части суток и не знают, что надо делать утром, днём, вечером и ночью.
- Давайте им поможем.
- Я начну предложение, а вы его закончите.
Спим ночью, а делаем зарядку… (утром)
Ужинаем вечером, а обедаем… (днём)
Завтракаем утром, а ужинаем… (вечером)
Просыпаемся утром, а спать ложимся… (ночью)
(По ходу чтения стихотворения на фланелеграф прикрепляю картинки с изображениями времени суток).
III. Заключительная часть занятия
- Молодцы, ребятки, какие вы у нас умные, сообразительные. Справились со всеми заданиями.
- Скажите, кому мы сегодня помогали? (Поросяткам)
- А как мы им помогли?
- Что Вам понравилось больше всего?
- С чем справились лучше всего?
- Поросяткам сегодня очень понравилось, и они с вами прощаются
Литература:
1.Помораева И.А., Позина В.А.Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М.:Мозаика-Синтез, 2015.
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез,2014.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.