Конспект занятия на тему:
"Защитники города Знаек и Грамотеек от злой королевы Дислексии"
Сеткина Галина Валентиновна, учитель - логопед
Тип занятия: занятие общеметодологической направленности; (обобщения и систематизации знаний);
Вид занятия: занятие - игра;
Форма образовательной деятельности: совместная деятельность педагога с детьми;
Форма организации занятия: занятие - путешествие с элементами театрализованного представления;
Общедидактическая цель: выработка умений самостоятельно применять знания и осуществлять их перенос в новые условия.
Задачи:
коррекционно-образовательные: - формировать умения характеризовать звуки [с], [с`]; - расширение и уточнение словарного запаса детей по лексическим темам "Город", "День защитника Отечества; - работа над техникой чтения слогов; - формировать навыки сознательного, правильного и плавного слогового чтения; - учить построению предложения по опорной схеме; - самостоятельно отвечать на вопросы логопеда; - выделять нужные звуки в потоке речи,
коррекционно-развивающие: - работа над развитием фонематического слуха: учить слышать звуки [с] [с`] в слогах; - развитие слухового и зрительного внимания, памяти; - развивать умение давать полные ответы на вопросы логопеда; - развивать творческие и коммуникативные способности воспитанников; - развивать речь, внимание, логическое мышление, творческие и коммуникативные способности; - развивать навыки слогового анализа слова; - выражать отношение к результату своей работы. коррекционно-воспитательные: - воспитывать умение взаимодействовать друг с другом; - формировать навыки сотрудничества; - воспитывать чувство такта, умение слушать друг друга и логопеда; - воспитывать умение общаться с незнакомыми людьми; - создать условия для формирования внутренней мотивации воспитанников, характеризующейся интересом к происходящему на занятии и положительной мотивацией учебной деятельности; - формировать умения контроля и самоконтроля;
Здоровьесберегающие:
· создавать атмосферу успешности каждого воспитанника;
· создавать благоприятный психологический климат;
· предупреждать утомляемость детей.
Оборудование: - предметные картинки для слогового анализа слова; - опорная схема предложения; - "волшебные полоски" для фронтальной работы по дифференциации звуков [с] - [с`]; - чупа-чупсы с обозначением гласных и согласных звуков; - колпачки для участников и гостей занятия со слогами СЯ, УС, СЁ, СИ и т.д.; - презентация к занятию; - мультимедийный проектор; - интерактивная доска; - домики для слогового анализа слов;
Методы работы: - метод демонстрации; - упражнения конструктивного характера; - игровой метод; - метод повышения эмоциональной активности; - метод обучения и развития творчества;
Приемы работы: - проблемная ситуация; - показ презентации, схем и картинок; - повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания; - вопросы; - указания; - объяснения; - игровые и воображаемые ситуации; - сюрпризные моменты; - игровые приемы;
Предполагаемый образовательный результат: воспитанники в полной мере овладели умениями самостоятельно применять знания и осуществлять их перенос в новые условия.
Ход ОД:
I. Организационный момент.
1.1. Введение в тему, создание проблемной ситуации. В зале находятся гости. Перед началом занятия логопед раздаёт им колпачки на голову и предупреждает, что на время проведения занятия им предстоит быть жителями этого города - Знайками и Грамотейками. Логопед объясняет гостям, что, когда ребята поприветствуют их, одному из гостей от лица жителей города нужно пригласить ребят в гости в город Знаек и Грамотеек. Под музыку песни "Дорогою добра" в зал, вместе с логопедом, входят 4 воспитанника подготовительной группы. Музыка прекращается. Логопед: Ребята, мы идем дорогою добра, значит мы хотим быть какими? Предполагаемые ответы детей: "Добрыми, смелыми, помогать людям, помогать животным, защищать природу". Логопед: Правильно, молодцы! А вы знаете, в волшебном городе Знаек и Грамотеек сегодня объявлен праздник звуков [с] и [с`]. А вот и жители этого города! Что нужно сказать при встрече? Предполагаемые ответы детей: "Здравствуйте, жители города Знаек и Грамотеек!" Гости: Здравствуйте, ребята. Вы такие добрые и хорошие, что мы хотим пригласить вас в наш город на праздник звуков [с] и [с`]. Логопед: Что вы ответите, ребята, на приглашение Знаек и Грамотеек? Предполагаемые ответы детей: "Спасибо, мы согласны". 1.2. Мотивация деятельности детей. Логопед: Смотрите, ребята, всем, кого рады видеть жители этого города, они дарят свои волшебные колпачки. Наденьте их (надевают колпачки, на которых напечатаны слоги со звуками[с] и [с`]).
Ой, смотрите, кто-то из жителей потерял свою волшебную палочку! Скажите мне, пожалуйста, если мы хотим совершать только добрые поступки, что же мы можем сделать с этой палочкой? Предполагаемые ответы детей: "Нужно её взять и передать жителям этого волшебного города". Логопед: Правильно, ребята, мы так и сделаем! (Логопед поднимает палочку, в это время звучит музыка, логопед надевает корону, королевскую накидку, изменяет мимику и голос). Логопед: Ха-Ха-Ха! Я злая и коварная королева Дислексия! Знаете, почему меня так зовут? Потому что я делаю детей невнимательными, безграмотными, не умеющими правильно говорить и путающими звуки! А ваша логопед мешала мне в этом, поэтому я превратила её в себя, злую волшебницу, а всех жителей этого города в Незнаек! И если вы не спасете и не защитите их, я навсегда останусь злой, буду учить ребят и взрослых говорить неправильно, жители останутся Незнайками, а вы сами никогда не сможете вернуться обратно! Так, думаю, и случится, ведь вы не справитесь с моими заданиями! Предполагаемые ответы детей: "Мы постараемся выполнить все задания и спасем город!" II. Основная часть. 2.1. Актуализация ранее приобретенных знаний. Логопед: Ну, хорошо, перед вами город. Он большой, в нем есть: площади и парки , скверы и проспекты, улицы и переулки! Сможете ли вы их сосчитать? Предполагаемые ответы детей: "Конечно, сможем". Логопед: Но что это за маленький мальчик стоит один на улице? В лаптях, с книгой в руках. Очень не люблю умных детишек! Да это же Филипок! Ему ещё рано в школу, а он всё равно хочет учиться! Ух, я его сейчас прогоню! Предполагаемые ответы детей: "Не обижай Филипка! Он хороший мальчик! Мы возьмём его с собой!" Логопед: Хорошо, если скажете, кто из писателей написал рассказ "Филипок"? Предполагаемые ответы детей: "Мы знаем - Лев Николаевич Толстой!" Игра "1 - 2 - 5": Одна улица - две улицы - пять улиц; один парк - два парка - пять парков; один переулок - два переулка - пять переулков; одна площадь - две площади - пять площадей. 2.2. Самостоятельная деятельность детей по закреплению полученных знаний. 2.2.1. Логопед: К городу ведет парк "Звуков и букв". Сегодня должен был состояться праздник звуков [с] и [с`]. Кто может дать характеристику звука [с]? Предполагаемые ответы детей: "Звук [с] - согласный, твердый, глухой". Логопед: Каким цветом обозначается согласный твердый звук? Выбери кружок. Предполагаемые ответы детей: "Синим цветом, как лёд". (Берет синий кружок) Логопед: Кто может дать характеристику звука [с`]? Предполагаемые ответы детей: "[с`] - согласный, мягкий, глухой". Логопед: Каким цветом обозначается согласный мягкий звук? Выбери кружок. Предполагаемые ответы детей: "Зеленым цветом, как травка". (Берет зеленый кружок) Игра "Волшебные звуковые дорожки" Логопед: Вот моё задание: нужно "пробежать" по дорожкам твердых и мягких звуков, проговорить: "СА", "СЯ" вместе с жителями города, кто оказался вместе с вами на звуковых дорожках парка! (Дети совместно с гостями и Филиппком "пробегают" по звуковым дорожкам с зелеными и синими квадратиками). Логопед: Ладно, со звуками вы, предположим, справились, но читать-то вы точно не умеете! Дам я вам невыполнимое задание: встаньте парами и прочитайте слоги на колпачках друг друга, научив читать и Филипка! (Дети читают слоги). Логопед: Ну, хорошо, я еще отыграюсь! Вот мы входим в город! Попадаем на Слоговую улицу. Умеете вы делить слова на слоги? Предполагаемые ответы детей: Да, умеем. Логопед: Сейчас мы это и увидим! 2.2.2. Игра "Слоги в ладошках" Я покажу картинку, нужно сказать, что на ней изображено, прохлопать и сказать, сколько слогов в этом слове и поставить картинки в нужный домик. Там где домик, с одним окном, поставить картинку, где в слове один слог, в домик с двумя окнами - ставьте картинку, где в слове два слога, и в домик, где три окна - ставьте картинку, где в слове три слога. (Ребята, объясняя Филипку, ставят картинки по домикам). Логопед: Ну ладно, умненькие, благоразумненькие! По улице Слоговой мы добрались до Площади. 2.2.3. Площадь "Двигайся, улыбайся, зарядкой занимайся!" Логопед: Вот моё задание: Вы должны радостно улыбаясь друг другу, выполнить наисложнейшие волшебные упражнения! Справитесь? Предполагаемые ответы детей: Да, справимся! Логопед: А вот я так не думаю, потому что это задание будет выполнено, если все жители города и ваш спасённый мальчик вместе с вами выполнят упражнения! Попросите их об этом! (Все выполняют музыкальную зарядку с анимационными героями). 2.2.4. Игра "Составь слово по первым звукам" Логопед: Вы выполнили задание, и мы завернули в Переулок "заколдованных слов". Вот вам карточка с картинками. Каждому из вас по очереди нужно произнести название своей картинки, определить первый звук в этом слове, вспомнить, какой буквой обозначается этот звук, найти нужную букву и поставить её. А затем, когда все вы поставите свои буковки, нужно это полученное слово ещё и прочитать! (Карточка на слайде презентации). (Воспитанники и Филипок выполняют задание, читают слово).
III. Заключительная часть. (Задания на закрепление полученных знаний) Логопед: Мы оказались на проспекте "Недосказанных предложений". Проспект - это огромная прямая улица, уж сейчас-то вы обязательно потеряетесь, не справитесь с заданием и останетесь здесь навсегда! Ха - Ха - Ха! 3.1.1. Игра "Недосказанных предложений". Логопед: А задание такое: каждому из вас достаётся карточка. Нужно по ней составить предложение, придумав пропущенное слово. (Ребята составляют по очереди предложения).
IV. Анализ и самоанализ. Логопед: Вы справились со всеми заданиями. Вы умеете считать улицы и проспекты, знаете характеристики и обозначения звуков, умеете делить слова на слоги и читать их, умеете расколдовывать слова и даже составлять из слов правильные предложения. Но самое главное, у вас бьются добрые и смелые сердца, вы спасли от гибели Филипка и всех жителей города! И от этой смелости и доброты я таю!.. (Звучит музыка. логопед сбрасывает корону и королевскую накидку, становится опять самой собой). Логопед: Спасибо, вам, ребята! Вы помогли расколдовать меня и всех жителей волшебного города! 23 февраля мы будем отмечать праздник. Кто знает, какой? Предполагаемые ответы детей: "День защитника Отечества". Логопед: Правильно! И сегодня вы сами показали, что являетесь умными и смелыми защитниками волшебного города Знаек и Грамотеек от злой и коварной королевы Дислексии. И, в связи с этим, настоящая королева города Знаек и Грамотеек хочет представить вас к награде - волшебным чупа-чупсам! Они не простые, красного, синего и зеленого цветов, каждый цвет обозначает какой-то звук. Нужно его назвать и получить награду из рук самой королевы! (Награждение "защитников" чупа-чупсами). А чтобы сбылась мечта у мальчика Филипка, и он стал грамотным, жители спасённого вами города пригласили его посещать занятия и в скором времени при старании и усердии он сможет стать лучшим учеником, какими и вы станете, когда пойдёте в школу. V. Рефлексия. Логопед: Ребята, вам понравилось путешествие в город Знаек и Грамотеек? Если да, то поднимите вверх и помашите своими чупа-чупсами, улыбнитесь жителям, чтобы они поняли, что вам у них понравилось и вы обязательно ещё раз посетите их волшебный город! (Под музыку песни "Дорогою добра" из зала, вместе с логопедом, выходят 4 воспитанника подготовительной группы и мальчик Филипок. Музыка прекращается).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.