Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Боханский Дом детского творчества
Конспект занятия
по общеразвивающей программе «Татарский фольклор»
на тему «Народный календарь»
Художественное направление
Разработчик: Бухаева Анисия Хатимовна
педагог дополнительного образования
п. Бохан
2020 г
Цель занятия: обогащение знаний обучающихся о жизни предков и формирование интереса к изучению темы «Народный календарь».
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить с видами календарей.
- формировать знания о народных праздника.
Развивающие:
- развивать творческие способности учащихся;
- формировать интерес к теме;
- активировать познавательную деятельность учащихся, развивать навыки самостоятельной работы;
Воспитательные:
- воспитывать уважение к истории народа, страны, края, формировать бережное
отношение к традициям и обычаям;
- прививать чувство любви к родному краю, к стране;
- работать над развитием речи.
Возраст:10-12 лет (2 год обучения)
Тип учебного занятия: комбинированный.
Форма организации работы: групповая, индивидуальная
Оборудование: ПК на каждом рабочем столе, презентация, раздаточный материал, записи народных песен, музыкальный центр, календари, палка и 2 коврика для игры.
Предварительная работа: подготовка сообщения по религиозному и народному календарю татар; по татарским календарным праздникам
Планируемые результаты:
- иметь представление о народном календаре, истории праздников и
их традициях;
- развивать навыки индивидуальной, групповой работы;
- учиться творчески воспринимать задания, развивать воображение.
Ход занятия
1. Организационный этап.
Исэнмесез, балалар! Я рада вас видеть в такой солнечный день. У меня прекрасное настроение, давайте улыбнемся друг другу и поделимся хорошим настроением на весь день.
2. Подготовительный этап. Сообщение
темы занятия.
Педагог: Ребята, отгадайте загадку!
Стоит дуб, на дубу двенадцать гнезд,
А в каждом гнезде по четыре синицы.
А что это за 4 синицы в каждом гнезде? (недели)
О каких 12 гнездах идет речь? (о месяцах)
Где все это хранится? (Календарь). (Слайд «Дерево»)
Педагог: Так о чём же мы сегодня будем говорить? (О календаре) (Слайд)
Педагог: Правильно. Сегодня мы с вами познакомимся с календарем, но не просто с календарём, а с народным календарём. Как вы думаете, почему его называют «народным»? (ответы детей)
Педагог: А вы знаете откуда произошло слово "календарь" и что оно означает? Обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова.
Группируемся по 2 человека, ищем, что означает слово «Календарь». (Поисковая работа в парах) (зачитывают)
Слайд ) Слово "календарь" происходит от латинского слова "calendarium" (календарь). То есть слово появилось в Римской республике (ещё до нашей эры). В римском календаре не было привычных нам чисел месяца. Но были фиксированные точки - календы, иды, ноны.
Календа - первое число месяца. Происходит от слова "calo" - объявлять, созывать, провозглашать. В Древнем Риме понтифик, ответственный за слежение за ходом времени, оглашал начало нового месяца.
По первым числам месяцев платились проценты по долгам и
возвращались сами долги.
Педагог: А какие календари бывают? (Ответы: обычные гражданские календари;
календари, отражающие государственные, профессиональные праздники; религиозные;
лунные календари) (Слайд)
Например, по какому календарю живут все люди на нашей планете. Он точно указывает даты. (Гражданскому)
По какому календарю узнают про церковные праздники. (религиозному)
Педагог: В старину был один календарь, народный.
В прежние времена основным занятием простых людей на Руси было земледелие. Но, чтобы вырастить хороший урожай, нужно было знать, когда сажать пшеницу, когда пахать поле, когда убирать, будет ли дождь поливать землю, и не наступят ли морозы. Люди внимательно наблюдали за природой, за сменой времен года, учились предсказывать погоду. Все эти наблюдения и нашли свое отражение в народном календаре.
Народный календарь складывался веками. Сначала люди передавали знания устно. Но позже стали появляться деревянные календари – "знатники". На них делали зарубки, которые указывали, "когда сеять, когда жать, когда праздники встречать".
3. Основной этап. Изучение
нового материала.
Многие народные праздники посвящались божествам. Потому
что главное отличие народного праздника – вера в магию, в чудо. Нужно было
обязательно совершить определенные обряды, чтобы божество помогало. А сами
праздники называли "днями силы".
Что такое обряд? Как вы можете объяснить значение этого слова? (Ответы)
Педагог: Давайте найдем определение, что такое «Обряд» по словарю С,И, Ожегова. (Работа в парах)
Обряд – совокупность действий, в которых воплощаются религиозные представления, бытовые традиции. (Слайд)
Педагог: Что по вашему мнению означает слово «традиция»? (Работа в парах)
Традиция - обычай, установившийся порядок в поведении, в быту. (Слайд)
Традиция, то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.
Праздники делились по временам года и все они богаты обрядами, традициями.
Давайте разделимся на 4 группы по 3-4 человека.
1 гр- Зимние праздники
2 гр- весенние праздники
3 гр- летние праздники
4 гр- осенние праздники
Ваша задача найти через и
нтернет сети информацию о народных праздниках по сезонам года и сделать краткую
характеристику (сроки проведения, трациции)
(Работа с ПК. Дети ищут народные праздники и их традиции.
(Звучит мелодия)
1 группа. Зимние праздники
Слайды №5. Новый год. 1 января. Неизменный атрибут
праздника – елка. По сложившейся традиции, елочку украшают яркими игрушками.
Еще одна замечательная традиция праздника – пышный и богатый стол. Всем дарят
подарки. Фейерверки и бенгальские огни – тоже замечательный обычай встречи
Нового года.
Слайд. Рождество. 7 января. Верующие в этот день приходят в
церковь на молитвы в честь рождения Иисуса Христа. В некоторых местностях до
нашего времени ещё сохраняется древний обычай Колядование,
когда ряженые в ночь под Рождество ходят по домам, поют
славословия Христу или колядки-пожелания, а в ответ обычно получают сладости.
Слайд. Крещение. 19 января один из главных христианских праздников.
Главным символом праздника Крещения является вода. Накануне праздника
мужчины вырезают на льду прорубь в виде креста. Над речкой возле креста
происходит обряд водоосвящения. Считается, что в этот день, с полуночи до
полуночи, вода приобретает целебные свойства и сохраняет их на протяжении года.
Крещенской воде приписывают свойство очищать и лечить болезни тела и души, смывать
накопившийся негатив.
2 группа. Весенние праздники
Слайд. Масленица. Самый шумный, самый веселый народный праздник.
Это праздник проводов зимы и встречи весны. Главный обряд на Масленицу –
сжигание чучела. Чучело плели из соломы, оно изображало зиму. В начале
масленичной недели чучело встречали, а в последний день Масленицы его сжигали.
Это был символ того, что зима закончилась.
Гуляния устраивали пышные, шумные. Все выходили на улицу, пели, танцевали,
девушки водили хороводы, а парни устраивали кулачные бои, соревнуясь в силе и
ловкости.
Главное блюдо на Масленицу – блины. Праздновали Масленицу целую неделю. И
каждый день имел свое название.
Слайд. Благовещение. 7 апреля. Говорили, что «на Благовещение весна зиму
поборола». В этот праздник существовал обычай выпускать на волю пойманных в
сети птиц - так отмечали приход весеннего тепла, победившего зимнюю стужу. На
праздник Благовещения считалось большим грехом заниматься делами, говорили, что
«на Благовещение птица гнезда не вьет, девка косы не плетет».
Слайд. Вербное воскресение. Отмечалось за неделю до пасхи. В этот день
срезают, распустившиеся к этому времени ветки вербы, и освящают их в церкви.
Считалось, что ветка вербы укрепляет здоровье и помогает расти детям. Вербой
хлестали детей и приговаривали: «Верба красна! Бей до слез, будь здоров! Как
верба растет, так и ты расти!».
Слайд. Пасха не имеет постоянной даты, а высчитывается по лунному
календарю. Празднование начинается в первый воскресный день после полнолуния,
наступившего после дня весеннего равноденствия. Если полнолуние падает на
субботу или воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье. Обычно
же праздник приходится на время с 22 марта/4 апреля по 25 апреля/8 мая.
На Пасху в России красят яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам
жизнь, а яйцо - это знак жизни.
На Пасху пекут вкусные куличи и пасхи. А потом их относят вместе с
крашеными яйцами в церковь и угощают ими друг друга.
Слайд. Красная горка. После пасхальной недели начинались
весенние праздники. Весну и красное солнышко было принято встречать в первое воскресение
после пасхи на горе. На Красную горку выбирали ближайший к селу пригорок,
на котором уже сошел снег, и появилась первая зелень. На этом пригорке
устраивали гуляния, а детишки в качестве развлечения катали с него крашеные
яйца. Да и взрослые частенько участвовали в этой потехе, наделяя ее сакральным
смыслом. Считалось, что тот, чье яйцо скатится с горки ровно и останется при
этом целым и невредимым, весь год будет счастлив, у него все будет спориться,
ему не грозит неурожай, болезни и другие неприятности.
3 группа Летние праздники
Слайд. День святой Троицы. Через 50 дней после Пасхи. Троицкая неделя называлась зеленою, и в это время дома и улицы украшали березками и цветами. В народе праздник считается началом лета и связывается с окончанием посевной. Его называют «Велик день». На Троицу существовала такая традиция: примета гласит, что нужно обязательно погулять под дождем (если он выпадет). Во-первых, он и сам по себе является добрым знаком. А главное – силы прибавит, чтобы можно было исполнить все свои мечты. Еще для здоровья считалось полезным прогуляться по утренней росе. Если ее выпадало особенно много, считалось, что весь год будет благополучным.
Слайд. Иван Купала. 7 июля. Этим днем открывались массовые купания в реках и озерах. Принято в этот день обливать всех водой. А самое интересное начиналось ночью. Эта ночь – самая короткая в году. И наши предки верили, что в эту ночь оживает вся нечистая сила: бесы и черти, ведьмы и оборотни. Поэтому спать было нельзя. Все отправлялись в лес или поле и начиналась славная купальская ночь. Старики разводили костер. И не просто зажигали его от свечи, а добывали огонь трением деревяшек. Такой огонь считался священным и отпугивал нечистую силу. А молодежь потом устраивала игры возле огня- прыжки через огонь и горелки. Девушки в эту ночь гадали на суженого. Они плели венки и пускали их по реке.
Слайд. Ильин день. 2 августа. С этого дня дни становятся все короче, а ночи длиннее, темнее и холоднее. Согласно народным приметам, перестают кусаться комары, начинают желтеть листья на деревьях. По традиции, Ильин праздник является последним днем, когда можно купаться в водоемах. Считалось, что с этого дня вода становится холоднее.
4 группа. Осенние праздники
Слайд. 21 сентября – Рождество Богородицы (осенины). Этот день стал
символом окончания полевых работ и прихода осени. Христиане шумно отмечали этот
праздник, устраивая танцы, игры, пели песни. Также звучали слова благодарности
и чествования Богородицы за собранный урожай. Считалось, что Богородица дарила
благополучие, покровительствуя земледелию, семьям и матерям. С восходом солнца,
все женщины собирались у водоемов, чтобы встретить осень. Старшая из них
держала каравай, а остальные водили хоровод и пели песни. Потом этот каравай
ломали и раздавали всем присутствующим, этим хлебом нужно было накормить
домашнюю скотину.
Слауд. Покров Пресвятой Богородицы. 14 октября. Обычно в день Покрова на земле выступал первый иней и в народе день Покрова считается днем встречи осени и зимы. На Покров хозяйки всегда пекли блины. Перед тем, как поставить на стол праздничное блюдо, они обходили весь дом, держа в руках тарелку с блинами и читали молитву Пресвятой Богородице.
(Зачитывают праздники и их традиции по группам)
Физкультурная минутка. (Ролик)
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Человек и время года –
Это все вокруг природа.
Педагог: Ребята, а ведь у каждого народа есть праздники и традиции связанные с народным календарём.
О татарском народном календаре нам расскажет Федорова Настя
(У татар существует два календаря: Религиозный, по которому народ отмечает такие праздники, как Пост Рамадан, Ураза байрэм, Курбан гаете и др. И народный календарь, по которому отмечают праздники такие , как Яна ел (Новый год), Навруз (Равноденствие), Боз карау (Проводы льда), Карга боткасы (Грачиная каша), Кызыл йомырка (Красное яйцо), Сабантуй, Ждиен (Праздник родни), Сомбалэ (Праздник Осени), Каз омэсэ (Гусиное перо) и мн. Др . Народные праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них отражены наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений..) (Слайд)
Педагог: Ребята, скажите, а какие народные татарские праздники и их традиции вы знаете? (Ответы детей). Давайте послушаем более подробные сообщения об этих праздниках.
Ребенок 1: Весенний праздник «Карга боткасы» — большой деревенский праздник. Начинается он рано утром, когда деревенские мальчики начинают с закличками обходить дома и собирать ингредиенты для каши — крупы, сахар, соль, масло, яйца, молоко. Заклички имеют простую структуру: как правило, поющие просят хозяев дома поделиться чем-либо, иначе в их дом придет беда. Тех, кто поделился, задабривают комплиментами и приятными словами.
Из собранных продуктов готовят кашу, в специально отведенном месте на природе. Традиционно кашу готовила пожилая женщина 70−80 лет со своей напарницей — женщина лет 40. Которая со временем заменит в этом обряде бабушку. Кашей угощают всех жителей деревни, а часть обязательно оставляют птицам. (Слайд)
Ребёнок 2: Осенний праздник «Каз омэсэ». «Гусиное перо» — древний татарский праздник, когда молодые люди и девушки за работой (совместным ощипыванием гусей) присматривались друг к другу для того, чтобы в дальнейшем строить отношения и создавать семьи.
Праздник начинается с первого дня зимы и продолжался до тех пор, пока вся деревня не справлялась с урожаем белого пера.
На празднике девушки на выданье соревнуются меж собой в мастерстве ощипывания, шуток и пения. А холостые парни кружат соколами вокруг дома, выглядывая невест, подкрадываясь к окнам и выдумывая срочные поручения, чтобы хоть на минутку побывать в самом доме. (Слайд)
Ребенок 3: Весенний праздник «Сабантуй». Сабан означает «яровые», или в другом значении, — «плуг», а туй — «свадьба», «торжество». Таким образом, смысл слова сабантуй — торжество в честь сева яровых. Сейчас его отмечают по окончании посевных работ в июне месяце. Накануне праздника у селян собирали подарки для награждения победителей предстоящих состязаний. На следующий день, на майдане, проходил сам праздник. (Слайд)
Основные состязания:
1) Борьба на кушаках - курэш (борьба). (Слайд)
2) Шуточные состязания по бегу в мешках, перетягивание каната, бег с яйцом в ложке, бег с коромыслами и водой в ведрах, подъем на вертикальный и наклонные столбы, бой мешками, и т.д.
3) Смотры народной кухни и художественной самодеятельности. (Слайд)
4) Конные скачки. Участие в них считалось престижным, поэтому на скачки выставляли коней все, кто мог. (Слайд)
5) Вечерние молодёжные игрища с хороводами, плясками, играми в догонялки, катанием на подводах. (Слайд)
Педагог: Давайте и мы с вами померяемся силушкой. Приглашаю 2 мальчиков для состязания «Перетяни меня». (Проводится игра)
4. Проверочный этап. Практическое задание.
Педагог: Ребята, я для вас тоже приготовила “ Календарь народных праздников». Этот календарь оформлен не до конца. Ваша задача – дооформить его, т.е. нужно отметить на нем народные праздники по временам года: зима, весна, лето, осень, о которых мы сегодня говорили. Работаем так же по группам, только усложним задачу- вы поменяетесь сезонами года. Так мы узнаем, как вы усвоили новую тему.
Для изготовления календаря нам понадобится: фломастеры; стикеры, на которых вы напишите названия праздников; разноцветные листы А4- на них вы будете приклеивать стикеры; клей ПВА, для приклеивания вашей работы к календарю. Но сперва вспомним ТБ при работе с клеем.
Педагог раздает подготовленный материал.
Дети по группам обсуждают и оформляют «страницы» календаря, звучит спокойная народная музыка.
Педагог: У нас получился вот такой “ Календарь народных праздников»
Давайте проверим, все ли правильно выполнили задание? (Проверяет календарь)
5. Итог: Сейчас мы свами решим Кроссворд. (Приложение)
Рефлексия
Всегда ли приметы на погоду бывают верны? (В основном верны. Если не совпадают, то, может быть, они были созданы для другой местности.) Перед вами на столе размещены разноцветные кружочки: синий- это дождик, серый- это пасмурно и желтый- это солнечно.
Если на занятие вам было интересно, комфортно, вы узнали новое и полезное для себя, покажите солнышко.
Если на занятие было интересно, весело, но ничего нового вы не узнали, покажите Пасмурно.
Если занятие было для вас скучным - покажите дождик.
Домашнее задание:
– Сделать свой “Народный календарь”. Это может быть, например, календарь примет, календарь дней рождений. Можно опираться на помощь родителей, дедушек, бабушек.
– Спасибо за работу.
Приложение1
Календарь народных праздников |
|||
Зима |
Весна |
Лето |
Осень |
|
|
|
|
Приложение 2
1 |
Г |
р |
а |
ч |
и |
н |
а |
я |
|
к |
а |
ш |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
П |
а |
с |
х |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
М |
а |
с |
л |
е |
н |
и |
ц |
а |
|
|
|
|
|
4 |
К |
р |
е |
ш |
е |
н |
и |
е |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
С |
а |
б |
а |
н |
т |
у |
й |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Р |
о |
ж |
д |
е |
с |
т |
в |
о |
|
7 |
И |
в |
а |
н |
|
К |
у |
п |
а |
л |
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Т |
р |
о |
и |
ц |
а |
|
9 |
И |
л |
ь |
и |
н |
|
д |
е |
н |
ь |
|
|
|
|
|
1. На какой праздник дети собирают продукты для каши?
2. В какой праздник красят яйца?
3. На каком празднике объедаются блинами и жгут чучело?
4. На какой праздник водя становится целебной?
5. Какой праздник завершается конными скачками?
6. На какой праздник колядуют?
7. На каком празднике прыгают через костёр и купаются всю ночь?
8. На какой праздник надо пройтись под дождём или погулять по утренней росе?
9. Какой праздник является последним днем для купания в водоемах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.