Конспект занятия НОД в старшей группе по изобразительной деятельности «Осенняя береза»
Реализуемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Тема занятия – «Осенняя береза».
Виды образовательной деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.
Цель занятия – расширить представления детей об образе осенней березы в поэзии, музыке, искусстве, детском изобразительном творчестве; сформировать интерес к изобразительной деятельности и ее результату.
Задачи:
1. научить детей передавать в рисунке характерные особенности березы (белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветки, легкая крона), осеннюю окраску листвы; закрепить навыки рисования концом кисти тонких изогнутых линий.
2. сформировать плавность линий, зрительное внимание, зрительную память; закрепить знания о строении дерева, передавая в рисунке характерные особенности строения дерева; расширить словарный запас детей;
3. воспитать аккуратность усидчивость, неторопливость, воспитывать любовь к природе; создать условия для стимулирования накопления положительного эмоционального опыта.
Оборудование и материалы: краски, кисти, баночки с водой, салфетки, бумага А4, репродукции картин: И. Левитана «Березовая роща», «Золотая осень», И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», музыкальный центр, аудиозапись «Во поле береза стояла», «Разбросала косы русые берёза».
Раздаточный материал: акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки, бумага А4, опорный рисунок-схема.
Предварительная работа: Рассматривание репродукций картин художников об осени, внесение их в уголок рисования. Наблюдение за осенней берёзой.
Методы и приемы: сюрпризный момент, проблемный вопрос, мотивация деятельности, загадывание загадок, беседа, игра, чтение, объяснение, рассматривание, рисование, анализ готовых рисунков.
Ход занятия
1. Сюрпризный момент.
Воспитатель: здравствуйте! Ребята, к нам сегодня пришел гость. Давайте поприветствуем его и согреем нашими улыбками.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Лесничок. Он живет там, где много деревьев – в лесу. Ребята, а какие деревья вы знаете? (Ответы детей)
Лесничок хвалит ребят и говорит: много в лесу деревьев, но есть одно самое главное дерево в России. Его еще называют королевой леса. Догадались, о каком дереве идет речь? Отгадайте мою загадку:
«Загадка»
«Эта модница лесная, свой наряд меняет часто:
Зимой – в шубе белой, а весной вся в сережках,
Осенью в плащи одета,
А если ветер налетит, золотистый плащ шуршит».
Ответ: береза.
Воспитатель: правильно, ребята, это береза. Мы сегодня будем рисовать осеннюю березку, за один период она может сменить множество нарядов. Кто мне скажет, на какие периоды делится осень? (Ответ: раннюю, золотую, позднюю).
2. Рассматривание иллюстраций.
Воспитатель: ребята, посмотрите какие красивые березки принес нам Лесничок. Найдите, где изображена березка в ранний период осени, как вы догадались? (ответы детей).
Воспитатель читает стихотворение:
«Береза, моя березонька, береза моя белая.
Березка моя кудрявая.
Стоишь ты березонька посреди долинушки,
На тебе березонька - листья зеленые».
3. Организационный момент: Мотивация.
Воспитатель: Ребята кто-то бросил нам в окошко письмо, хотите узнать, кто его нам написал? (ответы детей)
Воспитатель читает письмо
«Здравствуйте ребята!
В нашем волшебном лесу, скоро пройдёт выставка рисунков. Приглашаем и вас принять участие в нашей выставке.
С уважением, ваш Лесничок»
Воспитатель: Ребята вы хотите, принять участие в выставке? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, подскажите мне, а где мы можем увидеть березу?
Ответы детей: (в лесу, на поляне, около дома).
Воспитатель: как называется лес, где растут одни березы.
Ответы детей: (березовая роща).
Воспитатель: Береза – символ русской красоты и природы, один из основных символов нашей страны. Берёзу называют «Русской красавицей», а нашу страну издавна называли березовый край. У березы есть защитный слой – береста, она защищает дерево от воды и вредного воздействия человека. В белой коре березы есть черные черточки – чечевички, через них береза дышит.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что делают из берёзы и чем она полезна человеку?
Ответы детей:
1. В древности люди писали на коре, она заменяла бумагу.
2. В годы войны пекли из коры хлеб.
3. Из березовой коры делали сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки и туески для ягод и грибов, лапти, шкатулки (показ изделий).
4. Из веток делают метлы, из древесины фанеру, мебель, прочные лыжи.
5. Из древесины берёзы получают медицинский активированный уголь и деготь.
6. Березовые веники заряжают бодростью, прибавляют сил и здоровья.
7. В березовом лесу в грибную пору растут подберезовики, а если есть еще и сосны, можно встретить целые семьи лисичек.
8. Из молодых листьев заваривают чай, он лечебный.
9. Березовыми листьями красят на Пасху яйца.
10. Дегтярное мыло помогает при кожных заболеваниях.
Воспитатель: Берёзка воспета в поэзии, музыке, живописи.
Стихотворение С. Есенин
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
Воспитатель: Многие художники изображали березу на своих полотнах. Воспитатель показывает детям картины: И. Левитан, «Золотая осень», «Березовая роща». И. Грабарь «Февральская лазурь».
Воспитатель: Ребята, давайте мы сравним березку с чем-то прекрасным, назовем ее красивым словом. Какая она, наша березка?
Дети: Белоствольная, Кудрявая, Стройная, Гибкая, Русская, Золотая, Весенняя, Серебристая, Изумрудная, Заснеженная.
Физкультминутка: «Берёзка».
Мы берёзку посадили, (дети выравниваются)
Мы водой её полили (дети сгибают руки к плечам, ладони вперёд)
Вот берёзка подросла (дети потянули руки наверх)
А потом наклонила ветки (дети опускают руки вниз, спина прямая)
И ребят поблагодарила (дети делают поклон).
Воспитатель: Ребята, смотрите как много мы сегодня узнали о нашей красивой березке, которую поэты воспевают в стихотворениях, художники в своих картинах, а также в музыке. Теперь предлагаю нам нарисовать нашу березку.
4. Вспоминаем приемы, необходимые для рисования дерева. Воспитатель объясняет и одновременно показывает:
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, с чего мы начинаем рисовать дерево? Ответы детей.
Воспитатель: как рисуем ствол дерева? Ответы детей.
Воспитатель: Скажите, а чем отличается берёза от других деревьев? Ответы детей.
Воспитатель: посмотрите, ствол у берёзы тонкий. Ствол рисуется сверху вниз двумя линиями, вверху не соединяется. Прорисовываем кончиком кисти чёрные пятна. А какие у берёзы ветви прямые или изогнутые? Ответы детей.
Воспитатель: Ветви берёзки тонкие, плакучие. Давайте, посмотрим, как мы будем рисовать изогнутые ветви березы: начинаем от ствола вверх, а затем закругляем их вниз. Рисуем кончиком кисти, основные ветви дополняем короткими боковыми веточками.
Воспитатель: а теперь давайте передохнем.
Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер по лесу летал, (дети выполняют плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (дети загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки (дети спокойно укладывают ладони на стол)
Ветер бросил на тропинку.
5. Рисуем осеннее дерево.
Воспитатель: так, ребята, наши пальчики отдохнули, и мы дальше продолжаем рисовать. На листе бумаге будете рисовать березку, каждый рисует свою березку, какую захочет. Рисовать нужно покрупнее, на весь лист, чтобы березку было хорошо видно, а свои рисунки мы подарим Лесничку.
Дети под музыку начинают рисовать, воспитатель помогает детям с затруднениями.
Воспитатель: Ребята, мы с вами рисуем осеннюю березку, поэтому нам не хватает листопада. Для листопада у нас есть краски желтая и оранжевая. Чтобы у нас получились опавшие листочки, необходимо мокнуть кисточку в любую краску и методом примакивания украсить нашу березку опавшей листвой, создавая листопад.
6. Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, какая красота у нас получилась! Вы нарисовали такие красивые березы. Береза – очень красивое и ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней.
Как мы можем помочь сберечь нашу красавицу березу? Ответы детей.
· Что нового вы сегодня узнали? ответы детей.
· А что хотели бы еще узнать? ответы детей.
В конце работы дети берут свои листы и раскладывают на ковре вокруг Лесничка., он хвалит ребят за красивые рисунки. Ему очень понравилась березовая роща, которую нарисовали ребята.
Фотоотчет
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.