Конспект занятия
«Ознакомление с миром природы» в подготовительной группе
тема: «Белая берёза – символ русской природы».
Цель:
Формирование системы элементарных научно-экологических знаний доступных пониманию ребёнка дошкольника.
Задачи:
-расширять и уточнять представления детей о русской берёзе, о её особенностях, полезных свойствах;
-воспитывать гуманное, эмоционально-положительное , бережное отношение к миру природы;
-развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности;
-продолжать работу по обогащению словаря (гриб-чага, берёзовый сок, чечевички, спилы).
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа: Беседы о природе леса. Чтение художественных произведений А. Твардовского, стихи об осени А. И. Бунин, А. С. Пушкин. Рассматривание иллюстраций с изображением леса, репродукция картины И. Левитана «Берёзовая роща».
Материал к непосредственно-образовательной деятельности:
Макет дерева без веток, дидактические игры «Вырасти дерево», «Найди лист берёзы», «От какого дерева кора?», баночки с водой, кусочки коры от разных деревьев, спилы берёзы, изделия из бересты, макеты деревьев для оформления.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
Мотивация к деятельности:
Дети входят в группу и встают в полукруг.
Воспитатель:
- Ребята, к нам в гости хотел прийти старичок- лесовичок, но у него случилась беда - его лесные владения захватила злая колдунья. Старичок- лесовичок прислал нам письмо, в котором просит вас, ребята помочь ему. Мы его с вами сейчас прочитаем? (Содержание письма).
В лесу с берёзкой произошло несчастье. Злая колдунья разозлилась на берёзку. Нагнала сильный ветер и поломала все веточки. И теперь берёзка стоит совсем голая. Она дрожит и просит о помощи. А помочь ребята вы можете берёзке, выполнив задания которая, приготовила колдунья.
Воспитатель:
- Что нам делать ребята?
- Для этого нам предстоит отправиться в волшебный лес, чтобы помочь березке! Старичок- лесовичок, прислал для нас с вами волшебный клубочек, который будет показывать нам дорогу.
- Вы готовы, ребята?
Дети: Да.
Воспитатель:
·Вот мы с вами в волшебном лесу (включаю звуки леса). Слышно как поют птицы. Дети оказываются на лесной полянке, где стоит берёза без веточек. (лист бумаги с нарисованным стволом).
·Смотрите, клубочек привел, нас к дереву, которое заколдовала злая колдунья. Посмотрите ребята, вместо веточек на березе висят конверты с заданиями, которые мы должны выполнить. И вернуть веточки берёзе мы сможем, только тогда, когда правильно выполним задание.
·Воспитатель снимает конверт с первым заданием:
·Расскажите о красоте русской берёзы. Что вы знаете о берёзе?
Ответы детей.
Воспитатель:
·Береза - символ красоты русской природы. О ней сложено много стихов, песен, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года.
Стихотворение «Березка» И. Прокофьев.
Люблю березку русскую, то светлую, то грустную,
в белом сарафанчике, с платочками в карманчиках,
с красивыми застежками, с зелеными сережками.
Воспитатель:
- Ребята, а где можно увидеть березу?
Ответы детей: (в лесу, на поляне, около дома).
Воспитатель:
- Как называется лес, в котором растут только березы.
Ответы детей: (березовая роща).
Воспитатель:
- Это дерево полюбилось нашему народу за её красоту. А ещё люди в старину водили хороводы вокруг березы.
- Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь береза. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. (Воспитатель демонстрирует дерево в разные сезоны).
- Зимой - на веточках лежит белый снег.
- Весной - на ветках клейкие, нежные листочки.
- Летом - дерево покрыто густой зеленой листвой.
- Осенью - береза покрыта золотистой листвой, кружатся в воздухе листья, падая на землю. Дети, как называется это явление.
Дети: (Листопад).
Воспитатель:
- Вокруг посажено много берез, я надеюсь, вы очень бережно относитесь к ним. Они, действительно, радуют нас своей красотой в разное время года.
Воспитатель:
Ребята как вы думаете, справились мы с вами с первым заданием, рассказали о красоте русской березы? Как люди называют березу? Мы можем прикрепить веточку для березки?
Дети: Да.
Дети прикрепляют веточку к березки.
Воспитатель снимает конверт со вторым заданием. (В конверте лежит береста).
Воспитатель:
Ребята, что это?
Дети отвечают:
Воспитатель:
Правильно- это кора берёзы, которую называют берестой. Почему берёзу называют белоствольной. Береста - это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре - бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит. В древности люди писали на коре, она заменяла бумагу. Из березовой коры делали сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки (показ изделий).
·Посмотрите, перед вами лежат кусочки бересты. (Дети рассматривают бересту).
Экспериментальная работа «У кого прочнее».
·Ребята, сейчас мы с вами проведем опыт с кусочками коры разных деревьев, мы опустим их в воду и через некоторое время посмотрим, что произошло.
Игра «Найди кору березы».
На подносе лежит кора березы, осины, клена дети с завязанными глазами на ощупь определяют кору березы.
Воспитатель:
- Ребята давайте вернемся, к нашему опыту рассмотрим баночки с водой, в которые на определенное время были погружены кусочки коры разных деревьев. Что случилось с корой деревьев? Березовая кора не пропускает воду, поэтому не гниет, а кора других деревьев стала хрупкой.
Воспитатель:
Ребята как вы думаете, справились мы с заданием, рассказали о бересте, что еще мы с вами выполнили?
Дети: Да. Нашли кору от березы?
Воспитатель:
Мы можем прикрепить веточку для березки?
Дети: Да.
Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.
Физминуткa: «Бeрёзка».
Мы бeрёзу пoсaдили, (выпрямиться)
Мы вoдoй её полили (руки согнуть к плечам, ладонями вперёд)
И бeрёзка подросла (потянуть руки вверх)
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила (руки вниз, спина прямая).
И ребят благодарила (поклоны головой).
Воспитатель снимает конверт с третьим заданием. (Рассказать о пользе березы).
Ответы детей.
Воспитатель:
Береза, не только красивое дерево, но и лечебное, еще в древности люди отметили многие полезные свойства. Весной собирают почки, из них делают лекарства. Сережки березы служат кормом для птиц. Летом готовят березовые веники, ими парятся в банях, так как в березовых листочках много полезных веществ.
Проводится игра «Найди лист березы».
Рассыпаны листья разных деревьев, дети под музыку собирают листья березы в большую корзинку, а листья других деревьев собирают в маленькую корзинку.
Воспитатель:
Ребята, смотрите, что у меня в руках? Кто знает, что это?
На стволах березы растет березовый гриб - чага, его используют в медицине. Береза лечила и лечит людей от многих болезней. Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная сладковатая жидкость - березовый сок. Он также используется в медицине. Очень любят сок березы птицы и звери, да и мы с вами любим, лакомится этим вкусным и полезным напитком.
- А кто из вас, дети, знает: как правильно нужно брать сок у березы?
Ответы детей.
Воспитатель:
Ребята как вы думаете, справились с третьим заданием, рассказали о целебных свойствах березы?
Дети: Да.
Воспитатель:
Мы прикрепляем веточку для березки?
Дети: Да.
Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.
Воспитатель снимает конверт с четвертым заданием. (Вырастить дерево, и определить сколько ему лет.)
Игра «Вырасти дерево».
Сложить картинки последовательности прорастания дерева. Дерево растет, и у него растут все его части. Дети, называют и выкладывают картинки в последовательности семя березы, отросток, ствол, веточки с почками, листочки, сережки.
Игра « Сколько лет берёзе?».
- Дерево растет, и у него растут все его части. Ствол становится толще. Недавно спилили берёзу в лесу. Хотите узнать, сколько ей лет? Вот это спилы с берёзы. Здесь видны кольца. (Показывает через увеличительное стекло).
Как вы, думаете, что может нам помочь сосчитать, сколько лет дереву? (количество колец, если кольцо широкое, то значит благоприятный год, а если кольцо узкое- то нет).
Воспитатель:
- Ребята, вы
запомнили, как нужно определять, сколько лет дереву?
Дети: Нужно посчитать кольца. Сколько колец, столько и лет.
Воспитатель:
Попробуйте самостоятельно определить, сколько лет дереву.
Дети самостоятельно определяют возраст березе по спилам.
Воспитатель:
Ребята как вы думаете, справились мы с четвертым заданием?
Дети: Да, мы вырастили березу и узнали сколько ей лет.
Воспитатель: Можем прикрепить веточку для березки?
Дети: Да.
Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.
Воспитатель:
- Ребята мы с вами выполнили все задания злой колдуньи, спасли березку и нам говорит спасибо за её спасение.
Я думаю, мы сегодня убедились. Что береза не только красивое дерево, а ещё и целебное, поэтому мы должны бережно к ней относиться.
Каждый день я вижу
Березку из окна,
И нет подружки ближе,
Милее, чем она!
Воспитатель: - Что нового вы сегодня узнали о березе? Какое задание было самым трудным? Какое самым интересным? Какие полезные свойства березы вы знаете?
Ответы детей:
Воспитатель: Вы замечательно справились со всеми заданиями. Молодцы!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.