Конспект занятия "Печь-матушка" по парциальной программе "Горница" для детей среднего дошкольного возраста

  • docx
  • 02.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект Печь-матушка.docx

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад №373 «Скворушка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия

 «Печь - матушка»

по вариативной программе «Горница»

в средней группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовили и провели: Шевелева И.А., воспитатель,

 первая квалификационная категория;

Гришулина О.Е., воспитатель,

Высшая квалификационная категория;

Шамшура Н.М., учитель-логопед,

первая квалификационная категория

 

Сентябрь 2025г.

Новосибирск 2025

Конспект занятия  «Печь - матушка» по вариативной программе «Горница» в средней группе

Цель: формирование представления детей о быте русского народа.

Задачи: 

1. Познакомить с особенностями русской избы и бытом крестьян.

2. Активизировать словарный запас словами: изба, печь, закуток, «красный угол», скамья.

3.Воспитывать интерес к самобытной красоте жизни предков.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, в которых упоминается печь; рассматривание иллюстраций.

Материалы и оборудование:  мультимедийная система, слайд-фото иллюстраций из сказок с изображением печки, с изображением русской печи, «Устройство русской печи»; имитация угла избы с домашней утварью и «красным углом»; клубок, поленья разнообразных деревьев.

Ход занятия

1.Вводная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами пойдем в гости в русскую горницу.

Дети и воспитатель поднимаются на 3 этаж ДОУ в музей «Горница».

2. Основная часть

Дети заходят в избу. Их встречает Хозяюшка.

Хозяюшка: Здравствуйте, ребята. Входя в избу, волей – неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь-то в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло. Конечно же, в избе, которую строили дружно, с добротой и заботой, и жилось хорошо. Наши предки были очень гостеприимными людьми, и дверь в доме была открыта для гостей.

Для чего делали высокий порог? Для того чтобы холодный воздух зимой не проник в дом, так как он располагается внизу. Низкую дверь делали для того, чтобы в холодное время года теплый воздух не выходил из дома, так как он поднимается вверх.

Большую часть горницы занимает печь. «Без печи изба – не изба», - говорили в старину. О ней говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит, самая главная.

- Почему печь в избе самая главная?

- Если мы станем спиной к двери, то узнаем, с какой стороны ставили печь.

Напротив входа всегда ставилась печь. И поэтому, войдя в избу, сразу обращаешь внимание на печь. Хорошая печь – гордость любого хозяина.

На экране иллюстрация «Устройство русской печи».

- С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Складывали ее из кирпича и обмазывали глиной. Как называли человека, который выкладывал печь? (Печник.)

- Где в горнице пищу приготовить? Конечно, в печи! Чем избу обогреть? (Ответы детей.)

- А в старину батарей не было. Чем тогда обогревались?

- Что нужно, чтобы печь грела? (Дрова.) Да, печь и накормит, и обогреет.

- Печь топили дровами, но подходило для этого не каждое дерево. Показывает деревья на иллюстрациях и натуральные поленья (по возможности). Дети рассматривают.

 «Дом без печки – нежилой дом», - говорили в народе. «Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку.

«Матушка печка, укрась своих детишек», - ласково обращалась к ней стряпуха при выпечки хлеба или пирогов.

- Печь людей обогревала, в ней готовили еду, на ней можно было даже спать, и сколько сказок было рассказано здесь долгими зимними вечерами! А хранил эти сказки Баюнок.

- Давайте с вами вспомним, в каких сказках упоминается печь. Дети называют сказку – на экране слайд-фото иллюстраций к знакомым сказкам «Гуси-лебеди», «Три поросенка», «По щучьему велению», «Жихарка», «Заячья избушка», «Волк и семеро козлят» и др.

- Недаром народ наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и ее братца от злых гусей – лебедей, везет Емелю к царю и т. д.

- А случалось, и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежинки наиграются, придут домой мокрые, замерзшие. Где сушить одежду и валенки? Оказывается, печь и сушит. И не только одежду.

Слайд-фото «На печке сушат травы, грибы, ягоды»

- Давайте заглянем на печь. Что еще можно сушить на печи? (Грибы, ягоды, травы.)

- В те далекие времена не было аптек и больниц. И за лекарствами люди ходили в лес, на луг. Так постепенно, они узнали, что многие травы являются лечебными. Отварами и настойками по старинным рецептам мы пользуемся до сих пор.

- А теперь, отгадав загадку, назовите или покажите эти предметы. Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча. (Печь.)

Железный конь скачет в огонь. (Кочерга.)

Рогат, да не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, сам на отдых идет. (Ухват.)

Четыре братца под одной крышей живут. (Стол.)

Хозяюшка угощает детей пирожками и чаем, приговаривая: «Не красна изба углами, а красна пирогами».

3.Рефлексия

Спасибо вам ребятки, что навестили меня. Понравилось вам в моей горнице? А сейчас вам возвращаться надо в детский сад. 

Ещё приходите, буду  рада видеть вас снова!

Дети прощаются и возвращаются в группу.