Педагог-психолог Куганова Л.А.
Конспект занятия педагога-психолога в сенсорной комнате для дошкольников
Тема занятия:
«Релаксация и снятие эмоционального напряжения в сенсорной комнате»
Цель занятия:
Снятие эмоционального и физического напряжения, улучшение настроения, развитие навыков саморегуляции и улучшение сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Снизить психоэмоциональное напряжение и тревожность.
2. Развить навыки саморегуляции через релаксационные упражнения.
3. Стимулировать сенсорное восприятие через тактильные и кинестетические ощущения.
4. Создать атмосферу спокойствия и уюта для гармонизации внутреннего состояния детей.
Возраст:
Дошкольники 4-6 лет.
Продолжительность занятия:
30 минут.
Оборудование:
- Сенсорная комната.
- Сухой душ.
- Сухой бассейн с шариками.
- Кинетический песок.
- Мягкие модули, коврики.
- Расслабляющая музыка.
- Лампа с мягким светом, фибероптические волокна.
- Маленькие массажные мячики для самомассажа.
Структура занятия:
I. Введение (5 минут)
Цель: Подготовить детей к релаксации, создать комфортную атмосферу.
1. Приветствие:
Педагог встречает детей у входа в сенсорную комнату, говорит спокойным, доброжелательным голосом, предлагает снять обувь и пройти в помещение.
Дети рассаживаются на мягкие коврики.
Педагог:
— Здравствуйте, ребята! Как вы сегодня себя чувствуете?
Дети:
— Хорошо! — Немного устали! — Весело!
Педагог:
— Замечательно, что вы такие разные! Сегодня мы с вами проведем время в особенной комнате — сенсорной. Здесь мы можем расслабиться и почувствовать себя по-настоящему спокойно. Кто знает, что такое релаксация?
Дети:
— Это когда отдыхаешь! — Когда лежишь и ничего не делаешь!
Педагог:
— Верно, релаксация — это отдых, но не просто обычный, а такой, который помогает нашему телу и уму расслабиться, восстановить силы. Сегодня мы будем учиться расслабляться и снимать напряжение с помощью интересных упражнений. Давайте начнем!
2. Настрой на занятие:
- Педагог включает мягкую расслабляющую музыку и предлагает детям закрыть глаза на несколько секунд, чтобы "погрузиться" в спокойствие комнаты.
- Обсуждение: «Мы с вами находимся в волшебной комнате, где все вокруг помогает нам расслабиться и чувствовать себя хорошо. Сегодня мы будем учиться быть спокойными и расслабленными».
II. Основная часть (25 минут)
1. Упражнение "Сухой душ" (5 минут)
Цель:Снятие напряжения и улучшение общего тонуса через тактильные ощущения.
Описание:
- Дети заходят под «сухой душ» — струи мягких струи лент, которые свисают с потолка. Педагог предлагает детям встать под них и мягко покачиваться, словно стоя под теплым дождем.
- Инструкция педагога: «Представьте, что это волшебные нити, которые нежно касаются вашей кожи и смывают все тревоги, заботы и усталость. Почувствуйте, как каждая капелька этого дождя расслабляет ваше тело и дарит вам покой».
Педагог:
— Что вы чувствуете, ребята?
Дети:
— Щекотно! — Так приятно, будто кто-то меня обнимает!
Педагог:
— Ощущаете, как ваше тело расслабляется?
Дети:
— Да, я чувствую, что мне легче!
- После 2-3 минут под "душем" дети выходят и садятся на коврики, чтобы обсудить свои ощущения: «Что вы чувствовали под этим волшебным дождем? Как изменилось ваше настроение?».
2. Релаксация в сухом бассейне (5 минут)
Цель: Снятие физического напряжения и улучшение настроения через телесные ощущения.
Описание:
Педагог:
— Кто из вас любит плавать в воде? Представьте, что вы плывете в облаках, такие же легкие и мягкие. Как вам ощущения?
Дети по очереди заходят в сухой бассейн, наполненный мягкими шариками. Они погружаются в них и могут свободно двигаться: лечь, перевернуться, сидеть.
Педагог предлагает детям расслабить все тело, мягко покачиваться в шариках, ощущая, как тело становится легче и спокойнее.
Инструкция педагога: «Представьте, что вы лежите на облаках, и эти мягкие шарики поддерживают вас, словно вы плывете в небе. Каждый ваш вдох делает вас еще более спокойным, а выдох — отпускает все волнения и тревоги».
- Обсуждение после упражнения: «Как вы себя чувствуете, когда ваше тело погружается в такие мягкие шарики? Легче ли вам стало дышать и расслабляться?».
3. Игры с кинетическим песком (10 минут)
Цель: Развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия через тактильные ощущения.
Описание:
- Дети рассаживаются за столом или на полу, где у каждого есть емкость с кинетическим песком.
- Педагог предлагает детям сначала просто почувствовать песок в руках: "".
Педагог:
— Давайте возьмем этот песок в руки. Попробуйте взять немного песка и сожмите его в ладонях. А теперь медленно разожмите руки, чтобы песок плавно стекал вниз. Какой он на ощупь?
Дети:
— Мягкий и липкий! — Он скатывается в комочки!
Педагог:
— Верно, этот песок особенный, он мягкий и податливый. Как вам нравится его ощущать в руках? Хотите построить что-нибудь?
Дети:
— Я строю замок! — Я делаю дорожку для машинки!
Педагог:
— Отлично! Замечаете, как руки расслабляются, когда вы работаете с песком? Песок помогает нашим ручкам отдохнуть и быть спокойными.
Далее дети могут лепить из песка различные фигуры, строить «замки», прокладывать дорожки.
Педагог:
- Представьте, что ваши руки могут создавать что-то удивительное из этого волшебного песка. Дайте своим рукам возможность творить и расслабляться».
Обсуждение: «Что вам больше всего понравилось делать с песком? Какие ощущения вы испытывали, когда держали его в руках?».
4. Самомассаж с мячиками (5 минут)
*Цель: Снятие мышечного напряжения, улучшение кровообращения и развитие осознанности тела.
Описание:
Дети берут в руки маленькие массажные мячики (с шипами или гладкие) и садятся на коврики.
Педагог демонстрирует, как можно катать мячик по рукам, ногам, спине, животу, мягко массируя тело.
Педагог:
— А теперь у нас есть маленькие мячики. Возьмите их в руки. Как можно ими массировать ваше тело?
Дети:
— Я катаю по руке! — А я по спине!
Педагог:
— Прекрасно! Представьте, что мячик — это волшебный помощник, который снимает все напряжение с ваших мышц. Попробуйте провести мячиком по рукам, ногам, почувствуйте, как тело расслабляется с каждым движением Как чувствуете себя после такого массажа?
Дети:
— Мои руки такие расслабленные! — А у меня ноги теперь такие легкие!
Дети выполняют самомассаж в течение нескольких минут, затем обсуждают свои ощущения.
III. Заключительная часть (5 минут)
1. Общая релаксация:
Дети ложатся на коврики, педагог включает мягкую музыку и предлагает детям на несколько минут закрыть глаза и представить, как их тело становится полностью расслабленным и легким.
Педагог:
- Теперь представьте, что вы — пушистое облако. Вы мягко плывете в небе, и ваше тело становится все легче и легче. Все тревоги остались далеко позади, и вы чувствуете только спокойствие и радость.
Дети слушают расслабляющую музыку.
Педагог:*
— Прекрасно! А теперь плавно открываем глаза. Как ваше настроение после всех упражнений? Что вам больше всего понравилось?
2. **Рефлексия**:
Педагог предлагает детям поделиться своими ощущениями: «Что вам понравилось больше всего на занятии? Как изменилось ваше настроение после всех упражнений?».
Поощряются любые комментарии и эмоции детей.
3. Прощание:
Педагог благодарит детей за участие, предлагает поаплодировать друг другу за старание и спокойным голосом прощается до следующего занятия.
Итог занятия:
Дети должны выйти с занятия с чувством спокойствия и расслабленности. Занятие помогает улучшить навыки саморегуляции, снизить тревожность, укрепить сенсорное восприятие и способствовать общему психоэмоциональному оздоровлению дошкольников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.