Конспект «Вода и ее очистка»
Цель: развитие познавательно - исследовательской активности детей через экспериментирование со взрослым.
Задачи: образовательные:
Познакомить детей с разными способами очистки воды, совершать действия по преобразованию объекта - «загрязнённой воды» при помощи различных материалов.
Закреплять правила безопасного поведения во время экспериментов.
Развивающие: Развивать у детей умения фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом, умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы.
Развивать способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы, помочь осознать причинно-следственные связи.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к воде, посредством формирования осознанного отношения к окружающему миру, самостоятельность, аккуратность.
Материал и оборудование: Лаборатория ( коробка, воронки, стаканчики прозрачные, магниты, сачки, вата, бинт (ткань), бумага, картинки).
Предварительная работа: Заучивание стихотворения «Капелька» Г.Н. Лющина
Беседа «Для чего нужна вода?». «Целебная вода».
Ход:
(приветствие)
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: «Меня льют, меня пьют.
Всем нужна я.
Кто я такая?»
- Правильно, это вода. Сегодня мы с вами поговорим именно о воде и о её значении в жизни человека.
- Где мы можем увидеть воду? (ответы детей подкрепляются иллюстрациями: ручей, водопад, родник, река и т. д.)
- На земле вода везде! Моря и океаны, реки, озёра окрашивают нашу планету в голубой цвет. Поэтому ее называют "Голубой планетой"
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды вам не прожить!
- Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру "Для чего нам нужна вода?"
(Дети по цепочке говорят, для чего нужна вода, и складывают свои "капельки воды - Капитошки"в баночку.
- Молодцы, знаете, что без воды нам просто не обойтись, она нам очень нужна! (показывает банку с чистой водой)
Вода – наш добрый друг! В старину говорили, что вода – это драгоценный камень.
Пальчиковая гимнастика:
«Льётся чистая водичка»
Льётся чистая водичка.
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берём,
Крепко щёткой зубы трём.
Моем шею, моем уши,
Вытираемся посуше.
Ребята, а нужно ли беречь воду?
А сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды!
- Что тогда произойдет? (ответы детей)
- Да, всё живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ. Ученые установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет.
- Ребята, а как мы с вами можем экономить воду? (ответы детей).
-А какую воду можно пить? (родниковую, кипяченую, купленную в магазине, минеральную и т. д.)
- Ребята, а можно пить грязную воду? Почему? (ответы детей).
А давайте представим ,что мы попали в заброшенный город, здесь очень жарко и всем хочется пить, но повсюду грязная вода. Чтобы утолить жажду ее надо очистить. Попробуем это сделать в лаборатории , которая находится в этом городе.
Физминутка:
К речке
быстрой мы спустились,(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.(изобразить как плывет рыба)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
И так мы в лаборатории . Что вы видите на столах? (масло растительное, воронки, ватный диск и т.д.). Все это нам понадобится для очистки воды.
Опыт №1: Детям предлагается в воду налить растительное масло. Результат – масло растекается как нефть на реке. Давайте мы сейчас попробуем убрать масло. Затем дети пытаются убрать его подручным средством (ложкой). Дети делают вывод, что это невозможно.
Воспитатель: Вспомните, каких вы знаете водоплавающих птиц, которые обитают на реках? (гуси, утки, лебеди).
- Давайте представим, что утки прилетели и опустились на воду в том месте, где образовалось нефтяное пятно.
Опыт №2: В воду с маслом детям предлагается, опустить перо птицы.
Результат - оно покрывается маслом, склеивается. Дети делают вывод, что нефть плохо влияет на птиц, они не смогут взлететь, а значит погибнут.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним водных обитателей рек. (рыба).
Опыт №3 :Детям предлагается, взболтайте чистую воду в стаканчике трубочкой.
Результат - увидели пузырьки – это кислород.
Воспитатель: Могут ли в такой воде жить рыбы и другие обитатели реки? Почему? (Ответы детей).
Воспитатель: А через масляное пятно проникнет воздух?
Дети: Нет.
Вывод: Речные животные тоже погибнут, потому что сквозь масляное пятно не проникает воздух, необходимый для жизни).
(Педагог подводит детей к общему выводу, что разлившиеся нефтепродукты, губительно влияют на растительный и животные мир).
Воспитатель:- Ребята, а как называется профессия, люди которой изучают и защищают природу? (Ответы детей). Показ картинки – экологическая катастрофа.
-Экологи при экологических катастрофах, стараются найти наилучший способ выхода из сложившихся ситуаций, они могут работать в лабораториях, высаживать деревья, кустарники, очищать загрязненную почву, воду, воздух. Экологи любят природу, помогают ей и защищают её.
Воспитатель: - Как можно очистить воду? (Ответы детей). -Вы все верно.
Опыт №4: В емкость с масляным пятном капается специальная жидкость – сорбент (жидкость для удаления жира «Ферри»).
Результат: масло расщепилось на множество мелких капель.
Вывод: применение специальных сорбентов помогает расщепить нефть на отдельные пятна.
Опыт №5: С помощью влажной салфетки очистим воду, в которой расщепилось масло.
Кладем в воронку влажную салфетку и переливаем в чистый стакан загрязненную воду.
Результат: капельки масла притягиваются к ней.
Рассказ воспитателя: Есть специальные корабли-нефтесборщики собирают эти капли нефти специальными мусорными мешками-фильтрами, у вас это влажные салфетки. Масляные пятна притягиваются к ним, вода проходит сквозь них, как через сито, а нефть (масло) задерживается. Так очищается вода от нефти.
Вывод: необходимо специальное оборудование – боны и корабли-нефтесборщики.
(Воспитатель предлагает сравнить детям очищенную от масляного пятна воду с чистой водой).
- Ребята, скажите, теперь эта вода стала совсем чистой? (Ответы детей).
- Почему? (Ответы детей).
- Как вы думаете, как можно ее очистить? (Ответы детей).
Воспитатель вопросами подводит детей к тому, что в их наборах для исследования есть предметы, которые понадобятся при очистке воды.
Опыт №6 «Фильтрация воды»
Давайте вместе с вами попробуем очистить воду еще лучше. Для этого в воронку, положим ватный диск и марлю с углем (фильтр), который отфильтрует всю грязь и будет потихоньку воду наливать в воронку. Посмотрите? Что же произошло? (Ответы детей).
- Сравните полученную воду с чистой водой. Они одинаковые? (Ответы детей).
- Можно сказать, что вы решили проблему загрязнения воды? (Ответы детей).
Воспитатель:
- Как могут повлиять люди, отдыхая летом на реке? (Ответы детей).
- Оставляете ли вы, после отдыха на реке мусор?
- Как вы поступаете? (необходимо убирать за собой мусор, не оставлять его).
- Я хотела бы узнать, как вы поступите, если увидите человека, который сваливает мусор на берегу реки? (Высказывания детей).
Игра
«Собери мусор».
(Воспитатель ставит 3 ящика: красный, желтый, зеленый и высыпает на пленку
бытовой мусор).
В красный ящик собирают (самый опасный мусор) — пластмасс, резиновую обувь, полиэтиленовые пакеты;
в желтый (менее опасный мусор) - деревянные, бумажные предметы,
в зеленый
(безопасный мусор) - пищевые отходы.
Делают выводы, почему так распределили мусор. (По времени его перегнивания
в почве).
Воспитатель: В
природе нет мусора, нету отходов,
Давайте друзья учиться
у природы.
Рефлексия:
Воспитатель:
Ребята, вам было интересно экспериментировать? (да). Я надеюсь вы теперь будете бережно относится к воде. Но, а нам пора возвращаться в группу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.