Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений по теме:«Страна геометрических фигур»
Описание материала: предлагаю вам конспект занятия по
формированию элементарных математических представлений по теме «Страна
геометрических фигур». Конспект занятия направлен на то, чтобы в игровой форме
обобщить имеющиеся знания старшего дошкольника о геометрических фигурах и их
свойствах.
Цель: обобщение полученных ранее
знаний о геометрических фигурах и их свойствах.
Задачи:
- обучать умению находить геометрические фигуры
в окружающем пространстве; зрительному распознаванию и преобразованию
геометрических фигур, воссозданию их по представлению, описанию.
- способствовать развитию пространственных
представлений, образного и логического мышления, творческого воображения;
- совершенствовать счетные навыки детей,
упражнять в счете в пределах 10; - учить конструировать предметы из
геометрических фигур;
- учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах;
-воспитывать у детей интерес к геометрии, навыки работы в группах.
Методические приемы
Словесные: объяснение, напоминание, уточнение,
оценка деятельности детей, указание, беседа, художественное слово, вопросы.
Наглядные: показ картинок с геометрическими
фигурами.
Практические: раскрашивание рисунков, выделение
и подсчет фигур, конструирование предметов по заранее подготовленным эскизам и
шаблонам, работа с сигнальными карточками, физ. минутка, пальчиковая
гимнастика.
Проблемные: помочь Маше и Медведю сложить картинку,
добраться до дома.
Оборудование:
- картинки геометрических фигур, наглядные
пособия с фигурами, картинки со сказочными героями, раскраски, цветные
карандаши, набор геометрических фигур-шаблонов, карточки с цифрами.
Организованная образовательная деятельность
Организационный момент
- Ребята, к нам сегодня
на занятие пришли сказочные герои Маша и Медведь.
Они пришли не с пустыми руками, а приготовили для нас задания и вопросы, на которые мы должны с вами найти правильные ответы.
Задание №1
Загадки:
Брат мой маленький, Сережа,
Математик и чертежник -
На столе у бабы Шуры
Чертит всякие... (фигуры)
Наше занятие посвящено геометрическим фигурам.
Давайте с вами вспомним, какие геометрические фигуры мы знаем (воспитатель
показывает рисунки фигур и читает стихотворение)
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я….
(квадрат)
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат…
(прямоугольник)
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый…
(треугольник)
Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это …
(круг)
Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг….
(овал)
Треугольник подпилили
И фигуру получили:
Два тупых угла внутри
И два острых – посмотри.
Не квадрат, не треугольник,
А похож на многоугольник. (трапеция)
Чуть приплюснутый квадрат
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем?
(ромб)
Для пчелы фигуры этой
В целом мире лучше нету.
(шестиугольник)
Вновь беремся мы за дело,
Изучаем снова тело:
Может мячиком он стать
И немного полетать.
Очень круглый, не овал.
Догадались? Это…
(шар)
Как его нам не вертеть
Равных граней ровно шесть.
С ним в лото сыграть мы сможем,
Только будем осторожны:
Он не ласков и не груб
Потому что это…
(куб)
Присмотрись, стоит ведро -
Сверху крышка, снизу дно.
Два кружка соединили
И фигуру получили.
Как же тело называть?
Надо быстро отгадать.
(цилиндр)
Вот колпак на голове –
Это клоун на траве.
Но колпак не пирамида
Это сразу, братцы, видно:
Круг в основе колпака.
Как же звать его тогда?
(конус)
Египтяне их сложили
И так ловко смастерили,
Что стоят они веками.
Догадайтесь, дети, сами
Что же это за тела,
Где вершина всем видна?
Догадались? Из-за вида
Всем известна…
(пирамида)
Это, вроде бы, ведро,
Но совсем другое дно:
Не кружок, а треугольник
Или даже шестиугольник.
Очень тело уж капризно,
Потому что это…
(призма)
Задание №2
Логические задачи:
Назовите фигуры. Какая из них лишняя? Почему? Назовите цвет каждой фигуры.
Что общего у этих фигур? Чем они отличаются? Найдите две одинаковые фигуры. Какие признаки треугольников вы знаете?
Как называются фигуры?
Что у них общего? Какие фигуры лишние и почему?
Физкультминутка
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз! Вверх!
И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг.
На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг!
О снова стой.
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
Задание №3
Игра «Сложи картинку»
Маша и медведь предлагают сложить картинки из
геометрических фигур по готовым карточкам. Для этого мы разделимся на две
группы. Каждая группа будет складывать свою картинку. Но сначала внимательно
рассмотрим карточки. Назовите геометрические фигуры, из которых сложены
картинки. Сколько всего фигур? Какого цвета фигуры? Сначала нужно сложить
картинку, глядя на карточку, а затем по памяти.
Задание №4
Пальчиковая игра «Серые
мышки»
В нашем маленьком домишке
(изобразить крышу двумя руками над головой)
Завелись серые мышки,
Так и шмыгают кругом –
Все на кухне кувырком.
То топочут под столом, лакомятся молоком,
(правая рука сжимается в кулак, левая прижимается сверху)
На скамейку сесть хотят и пугают там ребят.
( одна рука кладется ладонью вниз, другая прижимается ладонью с
одной боковой стороны пальцами вверх) То
на шкаф залезут мышки, то на стуле шалунишки. (правая
рука сжимается в кулак, левая прижимается перпендикулярно к правой)
Так
и хочется поймать, а они – шмыг под кровать.
(кулаки кладутся друг на друга)
Сравните мышат. Чем они похожи
и чем отличаются?
Сосчитайте, сколько треугольников на рисунке?
А сколько кружков?
Попробуйте нарисовать своих мышат. Можно
использовать другие фигуры.
Задание №5
Практическая работа «Геометрическая раскраска»
Маша и Медведь просят вас раскрасить
цветными карандашами картинку и сосчитать, сколько геометрических фигур вы
нашли.
Сколько кружков?
Сколько треугольников?
Сколько квадратов?
Сколько прямоугольников?
Задание №6
Дети, Маше и Медведю
очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии. А сейчас им нужно
отправляться в обратный путь. Но наши герои забыли дорогу. Давайте им поможем
добраться до дома. А помогут нам в этом геометрические фигуры.
При помощи какой фигуры пройти через реку? (
прямоугольник или круг )
В виде какой фигуры может быть тропинка в лесу?
(кривая линия)
Какой фигурой изобразить
озеро? (овал)
Вот мы и пришли к домику Медведя. Какой фигурой
изобразить забор у дома? (ломаная линия)
Из каких фигур построить домик Медведя?
(прямоугольники, треугольник, круги). Молодцы, ребята, вы отлично справились с
заданием!
Итог занятия, рефлексия
Наше занятие подошло к концу. Давайте с вами
вспомним, чем мы сегодня занимались? Что для вас было трудно? Что больше всего
понравилось? Что не понравилось?
- Маша и Медведь благодарны вам за помощь.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.