Общее понятие о городе
Место занятия в программе: вводное занятие
Цель: развитие положительной мотивации посредством знакомства детей с образовательной программой по краеведению «Дворцово-парковый ансамбль ГМЗ «Ораниенбаум».
Задачи:
Форма учебного занятия: занятие-игра
Форма организации деятельности на занятии: групповая, подгрупповая
Структура занятия:
1 – организационный этап: приветствие, вступительная часть, актуализация имеющихся знаний учащихся.
2 – основной этап: новый материал; закрепление знаний в игровой форме; обобщение знаний в форме игровой разминки.
3 – заключительный этап: подведение итогов.
Материально-техническое обеспечение: аудитория, учебное оборудование, компьютер, экран, мяч.
Методическое обеспечение: компьютерная презентация, ромашка для игры: «Я знаю пять названий ...), наклейки, апельсины.
Ход занятия:
Организационный этап: здравствуйте, ребята. Сегодня я бы хотела поговорить с вами о священном место на Земле для каждого человека — его РОДИНЕ — большом или маленьком городе, поселке или деревне. О своей РОДИНЕ человек помнит всю жизнь! Люди, которые имеют одну и ту же Родину, зовут друг друга земляками, они всегда помогают и защищают друг друга. Вот и мы все, чья Родина город Ломоносов — земляки-ломоносовцы. В этом городе мы родились, живем, учимся и работаем. Каждый человек любит и уважает свою Родину, но для того, чтобы возникли эти благородные чувства, надо много знать о своей Родине. Нужно изучать природу и историю родного города, который носит имя великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Предлагаю каждому из вас назвать, что интересного и необычного он знает о своей Родине. Мы будем передавать друг другу мяч, следить, чтобы все сказали свое мнение. Я начну с того, что раньше наш город назывался Ораниенбаум (передаю мяч одному из учащихся).
Основной этап: каждый из вас имеет представление о городе, в котором живет. Сегодня мы начинаем путешествие по родному городу: в течение двух лет мы будем изучать растительный и животный мир города, архитектуру и внутреннее убранство дворцов, храмы города, названия улиц родного города и многое другое. Начнем со знакомства с историей нашего края от основания городов Санкт-Петербурга и Ломоносова до наших дней, загадочной историей города Ораниенбаума и ораниенбаумского дворцово-паркового ансамбля. А что же такое ансамбль? (ответы детей). Ансамбль – сочетание компонентов, дворцов и парков.
Сейчас я немного расскажу вам об истории и символике нашего города. Итак! Начало 18-го века — время преобразовательной деятельности Петра I. Воюя со Швецией за возвращение исконно русских земель, создавая новую столицу русского государства, строя крепость Кронштадт для защиты Санкт-Петербурга, Петр Великий осваивает южное побережье Финского залива, а освобожденную землю дарит своему соратнику и сподвижнику Александру Даниловичу Меншикову. Именно с Александра Меншикова и начинается история города Ораниенбаума: Решил Александр Меншиков построить каменный княжеский дворец, а перед ним устроить оранжереи.
Безымянная деревня и образовавшаяся рядом слобода для мастеровых людей стали ядром будущего города Ораниенбаума. По одной из самых распространенных версий город получил такое название потому, что в оранжереях выращивались апельсиновые деревья («ораниенбаум» в переводе с немецкого означает «померанцевое (апельсиновое) дерево». Одновременно со строительством Большого Меншиковского дворца был заложен парк, впоследствии получивший название Нижнего. Дворец и парк были соединены судоходным каналом с Финским заливом. Остатки канала сохранились и до настоящего времени.
В результате дворцовых интриг, в сентябре 1727 года, Меншиков был арестован, все его богатство, в том числе и усадьба Ораниенбаум, было конфисковано.
В 1743 году Большой дворец получил в подарок будущий царь Петр III. Строительство дворцово-паркового ансамбля получило новый размах. Появляются крепость Петерштадт и Въездные ворота, строится дворец Петра III, закладывается Петровский парк.
С царствованием Екатерины II связан третий, самый значительный этап строительства. Ораниенбаум становится летней резиденцией императрицы. В великолепный дворцово-парковый комплекс вошли Китайский дворец, Катальная горка, Верхний парк и мелкие увеселительные сооружения.
Долгое время Ораниенбаум оставался дворцовой слободой. В 1780 году, по указу Екатерины второй Ораниенбаум приобрел статус города, ему определили герб — апельсиновое дерево, украшенное яркими оранжевыми плодами, на серебряном поле. Кирпичная корона показывает статус города, перекрещивающиеся якоря (желтые) говорят о том, что город приморский, а (синяя) лента, обвивающая герб — военная лента.
В феврале 1948 года Ораниенбаум переименовывается в город Ломоносов, в честь гениального русского ученого, художника, поэта Михаила Васильевича Ломоносова. Недалеко от Ораниенбаума, в поселке Усть-Рудица, располагалась фабрика, где Ломоносов Михаил Васильевич проводил свои эксперименты по получению цветного стекла для мозаичных картин. В городе Ломоносове у Дома культуры, на сером гранитном постаменте, — бронзовый бюст М. В. Ломоносова.
История нашего маленького городка связана с жизнью и творчеством многих выдающихся деятелей науки и искусства, с достижениями отечественной техники и историческими событиями.
А теперь выполним небольшое задание в рабочих тетрадях. Назовите основной символ на гербе нашего города (апельсиновое дерево). Раскрасьте апельсиновое дерево, как показано на картинке: зеленое дерево и оранжевые апельсины.
Дети, быстрее других справившиеся с заданием, в рабочей тетради начинают выполнять следующее задание «Составь из данных букв слова и узнаешь, из чего состоит каждый город». К этой странице в рабочей тетради можно будет возвращаться несколько раз (составить все слова, вписав в клеточки; написать прописными буквами полученное слово; нарисовать ответы, или любимый уголок города).
Разминка.
Игра: «Ромашка: я знаю 5 названий». Учащимся предлагается назвать, какие деревья, растут в нашем городе (названия улиц, животных, птиц…). В течение нескольких минут учащиеся совместно перечисляют названия и выходят играть: на каждый удар мяча произносится одно слово, например, «Я знаю 5 видов водоемов города Ломоносова: залив — раз, болото — два, река — три, ручей — четыре, пруд — пять).
Заключительный этап: сегодня на занятии мы узнали больше о дворцово-парковом ансамбле «Ораниенбаум».
С помощью мяча проводится опрос учащихся о том, что им понравилось и запомнилось на занятии.
Спасибо за занятие.
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ГОРОДЕ
Прочитай, из чего состоит каждый город.
Для этого надо сложить слово из данных букв.
П Щ Л О А Д Ь ____________________
|
|
|
|
|
|
|
О П Р С П Е К Т ____________________
|
|
|
|
|
|
|
|
Ц А У Л И ____________________
|
|
|
|
|
Р Е П Е У Л О К ____________________
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.