Тема «Число и цифра 4. Состав числа 4. Квадрат»
Цели и задачи:
закрепить:
- порядок следования изученных чисел;
- количественный счет в пределах 3;
развивать:
- логическое мышление;
- произвольное внимание;
- воображение;
- память;
- речь;
- моторику
воспитывать:
- интерес к математике;
- желание заниматься;
- усидчивость;
- выдержку;
формировать:
- навык правильной посадки;
- навык сотрудничества;
- умение удерживать учебную задачу;
- представление о числе 4 и цифре 4;
- умение соотносить число предметов с цифрой 4;
познакомить:
- с составом числа 4;
- квадрат – это геометрическая фигура с равными сторонами
Тип занятия: Занятие изучения новых знаний.
Технологии: здоровьесберегающие, развитие критического мышления, моделирование, ИКТ.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, самостоятельная, индивидуальная, дифференцированная.
Оборудование: предметные картинки, магнитные и печатные цифры, пособие из киндеров «Времена года», счётный материал (кубики, счётные палочки), геометрические фигуры, ноутбук, диск В. Железнова «Развивалочки», верёвочка, ножницы.
Ход занятия:
Этапы урока |
Содержание этапа |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
1 этап Организация начала занятия Дидактическая задача: подготовить детей к работе на занятии Метод: словесный |
Прозвенел для всех звонок Начинаем мы урок Сели тихо, Ноги вместе, Руки полочкой на стол, Начинаем разговор. Поудобнее садитесь, Не шумите, не вертитесь. Всё внимательно считайте. А спрошу вас - отвечайте. Вам условие понятно? Это слышать мне приятно. Математика нас ждёт, Начинаем наш урок, |
Готовятся к работе на занятии, проверяют посадку. |
2 этап Подготовительный Дидактическая задача: обеспечить мотивацию и принятие учебно-познавательной деятельности, активизация опорных знаний и умений. Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный Метод стимулирования: похвала, создание ситуации успеха |
Устный счёт - от 1 до 10 - от 1 до3( прямой, обратный) - сколько ёлочек (3) - сколько ежат(2) - сколько львят (1) - восстановите правильный порядок следования - это число 1, назовите последующее - это число 3, назовите предыдущее - назовите соседей числа 2 На доске представлены числа. Я предлагаю выбрать среди них только те, которые мы изучили Вывод: Значит, нам предстоит ещё многое узнать, многому научиться. |
Отвечают на вопросы учителя, находят соответствующие цифры, выставляют их в порядке следования Определяют границу знания и незнания |
3 этап Усвоение новых знаний Дидактическая задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий Методы: Частично - поисковый, объяснительно-иллюстративный Приёмы: связь с жизненной ситуацией, межпредметная связь, сравнение Методы оценивания: похвала |
Подготовка к восприятию - Какой весёлый праздник к нам приближается?
К Новому году в ясли детского сада закупили игрушки. Помогите их ,пожалуйста, пересчитать. - пирамидки (4) - неваляшки (4) - Что мы можем сказать о их количестве? - Число 4 мы будем обозначать цифрой 4 ( показываю карточку)
За тремя идёт четыре , Острый локоть оттопыря - На что похожа цифра 4? Гляди 4 –это стул, Который я перевернул (беру и переворачиваю учительский стул) Идёт 4 после 3 Поговорим о четырёх. Четыре времени в году. - Какое время года у нас за окном? - Перечислите остальные времена года (передвигаем киндеры на верёвочке) Физкультминутка и гимнастика для глаз Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали, Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем Дружно до 4-х считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. - Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Знакомство с составом числа 4 - Сейчас уже начинают наряжать новогодние ёлки. И мы с вами тоже будем украшать нашу ёлочку. А верхушку, украшая, Там сияет сегодня Вместе со звездой цифра 4 -А нам предстоит узнать как можно получить число 4, а вместе с этим украсить ёлочные шары. - Посчитаем кубики. - зелёных (3), а красных (1) (записываю маркером соответствуюшие цифры на ёлочных шарах) - зелёных(1), а синих(3) (аналогично) - красных(2), а синих(2) - жёлтых(1.1,1,1) Музыкальная физкультминутка и пальчиковая гимнастика (включаю компьютер) |
Отвечают на вопросы Дают разные варианты ответов (одинаково, равно, поровну, столько же) Передвигают киндеры и перечисляют времена года Выполняют действия согласно стихотворения Выбирают соответствующие цифры и выставляют их на доску с помощью магнитов Дети под музыку показывают с помощью пальчиков 4-это 2 и 2 4- это 3 и 1 |
4 этап Работа с геометрическим материалом Дидактическая задача: развитие мелкой моторики, пространственного воображения, логического мышления, развитие сотрудничества и взаимовыручки Методы: моделирование, работа в парах, измерение с помощью верёвочки Метод стимулирования: похвала |
Практическая работа - Построим цифру 4 с помощью счётных палочек. Работаем в паре. Когда пара будет готова, посигналите. ( Помогаю, если нужна моя помощь) - Сколько палочек мы использовали для построения? - А теперь попробуем переставить одну палочку так, чтобы из цифры 4 получился квадрат. -У меня на доске тоже квадрат. Посчитаем сколько углов у квадрата, сколько вершин, сколько сторон. - Давайте измерим с помощью верёвочки длину всех сторон квадрата. ( Измеряю каждую сторону, отрезая кусок верёвки.) - А теперь сравним длину отрезанных кусочков. Вывод: - Значит, что мы можем сказать о длине сторон квадрата? Работа с геометрическими фигурами - На доске разные геометрические фигуры. Перечислите знакомые фигуры.(круг, треугольник, Прямоугольники и квадраты разного цвета и размера - Какая фигура среди них на ваш взгляд лишняя? - Как можно назвать остальные фигуры? - Посмотрите внимательно, нет ли среди них лишней фигуры? - .На какие две группы можно разделить оставшиеся фигуры? |
Строят цифру 4 , используя четыре счётные палочки. По необходимости помогают соседу по парте. Когда оба готовы, соединяют правую и левую ладошки и поднимают руки вверх Переставляют палочку и получается квадрат Считают и отвечают хором 4 ребёнка берут по отрезанному кусочку, а потом их сравнивают путём наложения и наглядным путём выясняют, что они одинаковой длины Делают вывод о длине сторон квадрата Называют фигуры - Круг, потому что у этой фигуры нет углов. -Многоугольники - Треугольник лишний, потому что у него 3 угла, А у остальных фигур по 4 угла. - На прямоугольники и на квадраты. |
5 этап Подведение итогов Дидактическая задача: Установление правильности и осознанности учебного материала |
- С какой новой цифрой мы сегодня знакомились на занятии? - Что нового узнали о фигуре квадрат? |
Отвечают на вопросы учителя |
6 этап Рефлексия Дидактическая задача: Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества Методы оценивания: похвала, самооценка своей работы и работы всей группы с помощью счётных палочек |
- Как вы оцените свою работу на занятии. Если вы считаете, что работали хорошо, то поднимите жёлтую палочку. Если есть сомнения, то поднимите зелёную палочку. - Оцените работу всей группы. |
Самооценка результатов деятельности своей и группы |
7 этап Домашнее задание Дидактическая задача: совместное с родителями закрепление изученного материала |
- Найти дома предметы, которых по 4 или у предмета есть чего-то по 4 (например, у стола 4 ножки) |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.