Конспект коррекционно - логопедического занятия с детьми 6-7 лет с ТНР
(общее недоразвитие речи по 3 уровню речевого развития)
Тема: «Пересказ рассказа Н.Петровой «Птичья ёлка» по мнемотаблице.
Дружинина О.Г, учитель - логопед
Цель: совершенствование навыка пересказа текста
Задачи:
1. Формировать умение передавать содержание текста полно, последовательно, выразительно по зарисованной мнемотаблице;
2. Уточнить и активизировать словарь по темам «Новогодний праздник», «Зимующие птицы»;
3. Автоматизировать и дифференцировать правильное произношение сонорных звуков в тексте;
4. Развивать связную речь, речевой слух, внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;
5. Воспитывать усидчивость, умение слушать друг друга, чуткость, бережное отношение к природе.
Предварительная работа: беседы по теме «Новогодний праздник», «Зимующие птицы», рассматривание иллюстраций с птицами на кормушке.
Материалы и оборудование: самодельная книга «Птичья ёлка», таблицы для зарисовки схем с пустыми окошками по количеству детей, карандаши простые по количеству детей, заготовки корма для птиц, магнитная доска. Маленькие елочки для рефлексии по количеству детей, тарелочки для ёлочек, телефон.
Словарные слова: судили – рядили, пернатые, перья, сдобные угощения.
Организация занятия: Организационный момент – дети стоят в кругу, основная часть – сидят на стульчиках.
Ход занятия:
1 часть. Организационный момент.
Дети проходят в кабинет.
Посмотрите, ребята, сколько гостей сегодня на нашем занятии. Поздоровайтесь (дети здороваются). За окном – морозное зимнее утро, давайте вдохнём утреннюю зимнюю свежесть, а выдохнем грусть, вдохнем хорошее настроение, а выдохнем усталость и лень.
Раздаётся телефонный звонок.
Дед Лесовик: Здравствуйте! Это Дед Лесовик. С кем я говорю?
Педагог: Это Ольга Геннадьевна и ребята подготовительной к школе группы из детского сада «Радуга»
Дед Лесовик: Вот вы – то мне и нужны. Я Дед – Лесовик – хозяин леса. У меня беда в лесу, замерзают птицы. Боюсь все погибнут. Что делать , не знаю. Помогите! Одному не справиться! Знаю, у вас в детском саду много книг, и читать вы любите. Вот в книгах и найдёте ответ, как мне помочь. До свидания!
Педагог: Что же делать, ребята?
Дети: Надо найти книгу, прочитать и узнать, как помочь птицам.
Педагог: Книг у нас очень много (предлагаю ребятам посмотреть на книжные полки), если мы будем все их сейчас читать, то это займёт очень много времени. Посмотрите внимательно, постарайтесь выбрать ту книгу, из которой бы мы точно узнали, как помочь Деду Лесовику. (На полке, привлекая, внимание стоит ярко оформленная самодельная большая книга «Птичья ёлка» Н. Петровой. На обложке изображена ёлка и птицы.) Ребята предлагают разные книги, педагог их подводит к мысли, что нужно посмотреть эту книгу. Может быть она сможет нам помочь?
Педагог: Мы сегодня познакомимся с рассказом Н. Петровой «Птичья ёлка», будем пересказывать его с помощью схем, и поможем Деду Лесовику спасти птиц.
Рассаживайтесь на столы и слушайте внимательно рассказ «Птичья ёлка».
Дети садятся за столы.
2 часть. Основная.
Педагог читает рассказ.
Н. Петрова "Птичья Ёлка"
За несколько дней до Нового года Толя сказал своим сестрам:
- Папа и мама устраивают для нас большую елку. Может, и нам устроить для кого-нибудь елку?
Девочкам понравилось предложение Толи.
- А для кого мы устроим елку? – спросил Толя.
После долгих споров было решено устроить елку для птичек, которые зимой голодают.
Дети купили маленькую елочку. Много птичьего корма, пшена, семечек. Елку поставили под окном и развесили на ветках украшения и пакетики с кормом. Елочка вышла на славу.
Утром дети проснулись от птичьего шума. На елке собрались желтогрудые синички, красногрудые снегири, чернокрылые вороны, длиннохвостые сороки. Дети радостно смотрели на птичек.
-Птички благодарят нас за елку, - сказал Толя.
Педагог: Сейчас мы побеседуем о том, что я вам прочитала.
- Вы запомнили, как называется рассказ?
Дети: Рассказ называется «Птичья ёлка»
Педагог: Почему дети долго судили – рядили и решили устроить ёлку для птиц?
Дети: Дети решили устроить ёлку для птиц, потому что все птицы голодают зимой.
Педагог: Что значит судили – рядили?
Дети: они долго обсуждали, спорили.
Педагог: как дети готовили праздник для птиц?
Дети: Они готовили маленькую ёлочку, много корма, поставили ёлочку под окном и повесили корм на неё.
Педагог: В рассказе говорится, что дети купили сдобные украшения. Вы знаете, что это значит? Это украшения из сладкого теста, фигурные пряники и печенье в форме звёзд, ёлочек, домиков. Эти украшения дети повесили на ветки, и ёлка вышла на славу. А как вы понимаете это выражение?
Дети: значит, ёлочка была очень хорошей и красивой.
Педагог: Правильно, ёлочка удалась детям. И что произошло утром? Дети: Утром дети проснулись от громкого чириканья, потому что к ёлочке прилетело много птиц.
Педагог: Какие птицы собрались на елке?
Дети: Желтогрудые синицы.
Педагог: Почему их назвали желтогрудыми?
Дети: Потому что у них жёлтая грудка.
(далее идёт беседа педагога с детьми о том, почему назвали снегиря красногрудым, сороку длиннохвостой, ворону – чернокрылой) Педагог: Как птицы названы в рассказе?
Дети: Их называют пернатыми.
Педагог: Вы знаете почему? Тело птиц покрыто перьями. Пернатые – это те, чьё тело покрыто перьями. Обратите внимание, слова перо и пернатые похожи. Что решили дети, когда птицы прилетели и стали громко чирикать? Дети: Решили, что птицы благодарят за угощение, как они благодарили папу и маму за ёлку и подарки.
Педагог: А вы всегда благодарите за подарки, которые вам делают?
Дети: Да, всегда.
Педагог: Как вы оцениваете поступок детей? Какими они были?
Дети: Дети были чуткими, добрыми, внимательными. Они думали о тех, кому плохо. Они были воспитанными, вежливыми, не забыли поблагодарить папу и маму.
Физкультминутка «Кормушка» (Координация речи с движением)
Рано утром на опушке
Мы повесили кормушки Дети идут по кругу взявшись за руки
Для щеглов и для синичек Останавливаются лицом в круг, ритмично
И для всех голодных птичек поднимают и опускают руки
Не едите вы с ладошки Вновь идут по кругу Зёрна, семечки и крошки.
Прилетайте на опушку Меняют направление движения,
Угощенье ждёт в кормушке бегут по кругу, взмахивая руками
Педагог: А сейчас я прочитаю вам рассказ ещё раз по частям. А вы старайтесь придумать схематичное обозначение для этого текста и зарисовать его. Оно вам поможет при пересказе. Предлагаю детям взять карандаши, таблицу пятью пустыми окошками. После каждой части рассказа обговариваем, какую схему нарисуем.
Педагог читает детям рассказ по частям. (в первом окошке рисуем схематично девочек и мальчика, во втором ёлку и птичек, в третьем небольшую елочку и корм – точки, в четвёртом – окошко, елочку и на ней украшения, в пятом – птичек и ёлку)
А теперь, вы немножко подумайте и подготовьтесь к пересказу. Помните, о последовательности событий в рассказе, обращайте внимание на ваши схемы – подсказки.
• Начинается рассказ с обращения Толи к своим сестрицам с предложением устроить ёлку для кого – нибудь;
• Затем рассказать о том, как дети судили – рядили и решили устроить ёлку для птиц;
• И, наконец, расскажите о том, что услышали ребята утром, и что они решили.
Пересказ рассказа по частям несколькими детьми. Если позволяет время, один ребёнок рассказывает рассказ полностью.
Педагог: подробный у вас пересказ получился, молодцы. Отмечаю каждого ребёнка за успех.
3 часть. Заключительная.
Педагог: Ребята, вот мы прочли книгу, а Дед Лесовик сказал, что мы найдём в ней ответ, как помочь ему. Как вы думаете, мы узнали ответ?
Дети: Да, узнали. Надо покормить птиц.
Педагог: Чем можно покормить птиц? Посмотрите, какие угощения для птиц приготовила я (Достаю пакеты с кормом – белые подсушенные хлебные крошки, семечки подсолнечника). Мы с вами после занятия выйдем на прогулку и насыплем корм в кормушки для птиц. И понаблюдаем, какие же птицы прилетали к нам на кормушку.
Педагог: Посмотрите, ребята, две страницы книги не оформлены. Давайте мы их украсим. Если вы считаете, что вы справились, и вам понравилось сегодня на занятии – на правую страницу книги прикрепите новогоднюю ёлочку, а если вам было трудно, вам было трудно - на левую страницу книги прикрепите елочку без украшений.
Педагог: Спасибо, занятие окончено.
Источники:
1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2017/01/16/konspekt-nod-porazvitiyu-rechi-ptichya-yolka-s-ispolzovaniem
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.