● АНО ДПО "УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ"
●
●
●
●
● Программа профессиональной переподготовки
● Логопедагогика. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС (340) new
●
●
●
●
● Дисциплина: Артикуляционная гимнастика и логопедическая ритмика
● Практическое задание 3, Модуль 3. Средства логопедической ритмики
●
●
●
●
●
●
●
● Выполнил:
● слушатель Пятина Полина Валентиновна
● Преподаватель:
● Татарченко Наталья Олеговна
●
● г. Пермь - 2023
●
●
● Самостоятельная работа
ТЕМА №1. Современные представления о логопедической ритмике (часть 1).
Задание 1.
Заполните таблицу «Основные категории логопедической ритмики»:
Категория |
Определение |
Движение |
Это основное биологическое качество живой материи, оно развивается и совершенствуется вместе с эволюцией живой природы. |
Двигательный навык |
Такая степень овладения техникой действий, при которой управление движениями происходит автоматически и действия отличаются высокой надежностью. |
Двигательное умение |
Это степень овладения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составных частях движений и способах решения двигательной задачи. |
Психомоторное развитие |
это процесс, в котором проявляется единство движений с психическими действиями (мышление, воображение, чувства) |
Ритм |
Это чередование каких-либо событий, происходящее с определённой последовательностью, частотой, скорость протекания, совершения чего-либо. |
Ритмика |
Это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. |
Музыкальный ритм |
это временная и акцентная сторона мелодии, гармонии, фактуры и других элементов музыкального языка. |
Кинезитерапия |
Лечение посредством различных форм движения, двигательной активностью. |
Лечебная ритмика |
Является частью кинезитерапии. Ее задача состоит в том, чтобы с помощью системы физических упражнений под музыку развить чувство ритма и использовать его в лечебно-коррекционных целях. |
ТЕМА №2. Современные представления о логопедической ритмике (часть 2).
Задание 1.
Представьте в виде схемы или таблицы принципы логопедической ритмики.
Принципы логопедической ритмики |
Характеристика |
Общедидактические принципы: 1.Принцип систематичности |
Обусловливает последовательность изложения материала всего курса логопедической ритмики, соотнесение теоретических положений и их практическую разработанность, определяет раскрытие тем курса и распределение материала внутри них. Этот принцип является обязательным и для всего логопедического и логоритмического комплекса мероприятий, используемых в отношении лиц с различной речевой патологией. Систематичность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса, определенного для развития, воспитания и перевоспитания тех или иных функций при различных речевых расстройствах. |
2)Принцип сознательности и активности |
В процессе логоритмического воспитания важно опираться на сознательное и активное отношение ребенка к своей деятельности. Самостоятельная, активная деятельность ребенка находится в зависимости от возникающего интереса к предлагаемому заданию, сознательного его восприятия, понимания цели и способа выполнения. Активность детей дошкольного возраста на логоритмических занятиях стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, различными играми или игровыми приемами и упражнениями. |
3)Принцип наглядности |
обусловливает широкое взаимодействие показателей всех анализаторов, непосредственно связывающих человека с окружающей действительностью. Формирование движений в сочетании со словом и музыкой осуществляется с показателями всех рецепторов: органов зрения, слуха, вестибулярного, проприоцептивного, двигательного аппаратов и др. Взаимосвязь показателей различных рецепторов обогащает образ движения, его восприятие, его связи с речью и музыкой. При нарушенных функций, в целях коррекции, принцип наглядности осуществляется путем показа педагогом движения. желания его воспроизведения. |
4)Принцип доступности и индивидуализации |
предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей лиц с речевыми нарушениями. Он обусловлен разным развитием физиологии и биомеханики взрослых и детей, разным методическим подходом к построению логоритмического занятия, разными средствами, формами воздействия и т.д. |
5)Принцип постепенного повышения требований |
определяет постановку перед занимающимся более трудных новых заданий: двигательных, музыкальных, словесных. В процессе их выполнения расширяется и обогащается объем двигательных умений и навыков, совершенствуется произвольная и речевая моторика, нормализуются темп и ритм речи в соответствии с заданным музыкальным темпом и ритмом. Переход к новым заданиям осуществляется постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков. Требуется определенное время, чтобы в двигательной сфере ребенка произошли приспособительные перестройки, помогающие ему регулировать и речевую деятельность. |
Специфические принципы. 1) Принцип развития |
предполагает учет многих параметров: развитие личности человека с речевой патологией; самого патологического неречевого и речевого процессов; сохранных функциональных систем и тех изменений, которые наступают в организме, двигательной сфере и речи человека с речевым расстройством. |
2) Принцип всестороннего воздействия |
Ритмические и логоритмические средства повышают общую тренированность организма, совершенствуют нервнорефлекторные механизмы регуляции, создавая новые взаимоотношения между функциональными системами организма. |
3)Этиопатогенетический принцип |
объясняет дифференцированное построение логоритмических занятий в зависимости от причины и патогенеза речевого расстройства. При заикании, дислалии, дизартрии, ринолалии, афазии и других нарушениях занятия строятся по-разному. |
4) Принцип учета симптоматики |
определяет физические возможности людей с речевой патологией, ослабленность детей с заиканием, с алалией, наличие параличей и парезов (или иной неврологической симптоматики) при алалии, афазии, дизартрии, частичную или средней степени выраженности ограниченность движений больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата. |
5) Принцип комплексности |
предполагает связь логопедической ритмики с медико-психолого-педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения и т.д.). |
Задание 2.
Представьте в виде схемы или таблицы методы и приемы обучения в логопедической ритмике.
Методы и приемы обучения |
Характеристика |
Методы анализа и обобщения литературных данных. |
Любое исследование по логопедической ритмике начинается со знакомства с библиографией. Многие данные, важные для логопедической ритмики, можно почерпнуть из документов, составляемых работниками дошкольных и школьных учреждений, логопедами. К таким документам относятся, например, календарный план работы на неделю, планы-конспекты музыкальных и логопедических занятий, планы-сценарии детских утренников; дневники воспитателя, логопеда, методиста; протоколы педагогических совещаний, протоколы анализа просмотренных логопедических, музыкально-ритмических занятий, журналы учета состояния здоровья, физического развития взрослых и детей, речевые карты и др. |
Методы педагогического обследования |
1)педагогическое наблюдение, которое организуется специально и имеет сформулированную задачу, предмет наблюдения, а также систему фиксации факторов. При этом исследователь не вмешивается в ход педагогического процесса. Наметив рабочую гипотезу, он накапливает факты, которые подтвердят или опровергнут его предположение. 2)методы точной регистрации фактов: фотосъемку, киносъемку и др. Методом хронометрирования определяется время, затрачиваемое на выполнение движения, на подвижную игру, танец, на часть занятия или на занятие в целом. Результаты наблюдений заносятся в журнал. 3) самонаблюдение по заданию исследователя. К самонаблюдению обращаются, например, при так называемом «суггестивном представлении», когда необходимо включить зрительные, тактильные, кинестетические ощущения: при артикуляторных упражнениях перед зеркалом, пении, выполнении движения в статике и в динамике без сопровождения речью и в сопровождении речи и т.д. Следует только помнить, что самонаблюдение можно использовать преимущественно у взрослых; самонаблюдение ведется в основном за действиями и движениями — их легкостью, трудностью, результатами; лицо, занимающееся самонаблюдением, должно получать исчерпывающие инструкции о методике самонаблюдения и фиксировании его результатов. 4) Открытое наблюдение - представляет больше возможностей охватить все стороны интересующего явления, но вместе с тем и больше подвержено отрицательному действию эффекта присутствия исследователя, присутствие постороннего сковывает занимающихся, особенно подростков и взрослых, лиц с выраженными нарушениями в двигательной и речевой сферах. 5) непрерывное и дискретное прослеживание одного акта поведения или всего процесса овладения двигательным навыком. Наблюдение непрерывно, если оно отражает начало, развитие и завершение явления, например подвижной игры. Непрерывное наблюдение поэтому возможно и в относительно краткие отрезки времени. 6) Своеобразное наблюдение — поиск, которое ведется либо широкой полосой захвата более или менее взаимосвязанных педагогических явлений, либо переключением наблюдателя с одного объекта на другой. Например, изучаются занятия по логоритмике с заикающимися разного возраста и в разных учреждениях (речевой группе, речевом стационаре, в речевом санатории, в речевой школе и т.п.) 7) Поисковое наблюдение, требующее много времени и большой аналитической работы, может дать немало находок и заметно обогатить методику логоритмического воспитания. 8) отсроченное наблюдение за результатами коррекционной работы. В данном случае речь идет не столько о разновидности наблюдения как метода, сколько о его временной связи с изучаемым объектом. Исследователю необходимо всегда проводить отсроченное наблюдение, чтобы объективнее оценить эффективность реабилитационной методики и ее раздела — логопедической ритмики.
|
Интервью и анкета (нестандартизированное интервью, стандартизированное и полустандартизированное) |
составляются только после предварительного периода исследования (формулировки проблемы, выдвижения рабочей гипотезы, составления плана исследования). Интервью, как правило, предшествует анкете. |
Рейтинг — метод оценивания, косвенного наблюдения |
— состоит в изучении явления через разностороннюю оценку человеком, непосредственно его наблюдавшим, иногда на протяжении многих лет. Так, сведения методом рейтинга можно получить о пациенте от лечащего врача, воспитателя, родителей и др. |
Метод самооценки |
может показать реальное поведение человека с речевой патологией и двигательными расстройствами, выявить двигательный потенциал, степень нарушения общей и речевой моторики, влияние этих расстройств на поведение, на взаимоотношения с окружающими и др. |
Метод парного сравнения |
предусматривает особую технику, заключающуюся в том, что сопоставление социальных признаков и объектов проводится попарно по двум имеющимся рядам. |
Экспериментальные методы исследования: |
1)Лабораторный эксперимент заключается в создании искусственной обстановки и устранении побочных влияний. 2) тест- для сравнения результатов выполнения двигательных, двигательно-речевых заданий за установленное время людьми с речевой патологией.
|
Наглядные методы |
обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. Включают в себя следующие приемы: 1) наглядно-зрительные — показ педагогом образца движения или его отдельных двигательных элементов; 2) тактильно-мышечные — включение в двигательную деятельность различных пособий. 3) наглядно-слуховые — звуковая регуляция движений;
|
Словесные методы |
Используются следующие приемы: 1) краткое объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт и представления занимающегося; 2) пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его отдельные элементы; 3) указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения или при самостоятельном выполнении упражнений занимающимися; 4) беседа при введении новых упражнений и подвижных игр, когда требуется разъяснить двигательные действия, уточнить сюжет подвижной игры и т.д.; 5) вопросы занимающемуся до выполнения им движения для осознания последовательности действий или проверки его представлений об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т.п.; 6) команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различной интонации и динамики. В качестве команд, сигналов можно использовать считалки. 7) образный сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ. 8) словесная инструкция, с помощью которой происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях. |
Практические методы |
Игровой — близкий к игровой деятельности детей дошкольного возраста, учитывает элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления; дает возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую инициативу на логоритмических занятиях. Соревновательный — используется для совершенствования уже отработанных двигательных навыков, чувства коллективизма. При правильном руководстве соревнование может быть использовано как воспитательное средство для совершенствования двигательных навыков, воспитания морально-волевых черт личности. |
ТЕМА №3. Современные представления о логопедической ритмике (часть 3).
Задание 1.
Заполните таблицу «Звенья логопедической ритмики»:
Звено |
Краткое содержание |
Коррекция неречевых процессов |
Развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у людей с речевой патологией: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувства темпа и ритма в движении, воспитание и перевоспитание личности. |
Развитие речи и коррекция речевых нарушений |
Развитие речи и коррекция речевых нарушений: воспитание темпа и ритма дыхания и речи, орального праксиса, просодии, фонематического слуха. |
ТЕМА №4. Средства логопедической ритмики.
Задание 1.
Подберите комплекс упражнений для логопедической ритмики, регулирующих мышечный тонус. Опишите 2-3 упражнения.
1) Дети сидят в кругу на полу по-турецки. На громкую музыку ударяют ладонями рук об пол, на тихую музыку делают легкие хлопки перед собой.
2) На громкую музыку дети парами идут по кругу, на тихую — пары разделяются и идут по одному друг за другом. При возобновлении громкой музыки опять сходятся парами.
3) На громкую музыку дети идут по кругу, на тихую — двигаются вокруг себя на носках, на громкую музыку — идут по кругу, размахивая флажками, на тихую — останавливаются и опускаются на одно колено и т.д.
ТЕМА №5. Логопедическая ритмика в системе работы по преодолению заикания.
Задание 1.
Заполните таблицу «Группы заикающихся (по Н.С.Самойленко)»:
Группа |
Краткая характеристика нарушений |
Первая группа |
Дети, имеющие нарушение темпа, ритма, мышечного тонуса, ориентировки и коллективных взаимоотношений. Внимание и активность не нарушены. |
Вторая группа |
Дети, слабо одаренные в моторном отношении, в движениях нет ловкости, быстроты, точности. Темп замедленный, внимание вялое, инициативы почти никакой. Усвоение заданий требует длительной проработки. Могут быть случаи легкой моторной отсталости. |
Третья группа |
Дети с сильной мышечной заторможенностью, вытянутое палкообразное положение рук, растопыренные или сжатые пальцы рук, сильная заторможенность шеи и плеч. Дети часто отказываются от коллективных игр, предпочитая играть в одиночку, не проявляют эмоций. |
Четвертая группа |
Дети, моторно возбудимые, с обилием бесцельных движений, производимых в быстром темпе. Спокойное положение для них трудновыполнимое. Бег и прыжки их сильно возбуждают, активность повышена, проявляют агрессивные действия, стремятся получить главные роли в игре. |
Задание 2.
Составьте план-конспект логоритмического занятия с заикающимися (возрастная категория – на выбор).
Конспект логоритмического занятия с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста.
Тема «Путешествие в осенний лес»
Цель: преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы у детей в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
Формирование навыка рациональной голосоподачи и голосоведения; просодических компонентов речи; речевого дыхания и речевой моторики.
Развитие мелкой и общей моторики.
Регуляция мышечного тонуса.
Развитие слухового внимания.
Развитие координации речи с движениями.
Воспитание чувства темпа и ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.
Воспитание умения перевоплощаться.
Оборудование:
на полу лежат парные листья на каждого ребёнка;
панно для составления осенней картины;
мольберт;
картинки: листочек с капельками, тучка, капельки;
корзина; зонтик;
запись шума дождя.
Ход занятия:
I Орг. момент
Дети под музыку заходят в зал, под музыкальное сопровождение здороваются.
II Основная часть
Вводные упражнения
Логопед: - Ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие в осенний лес.
Что можно взять с собой? (Сопряжено: рюкзак, нож, корзину, сапоги, плащ, термос).
- В лес мы поедем на поезде, но сначала надо идти на станцию. Наденем рюкзаки и пойдем друг за другом.
Дети под музыку идут по залу в колонне.
Логопед: - А вот и наш поезд. Садимся в вагончики. Вращаем колеса. Поехали.
Дети под музыку изображают, как едут на поезде, вращая согнутые руки в локтях.
Логопед: - Вот мы и приехали, но до леса ещё надо дойти. Дорога извилистая, трудная. Идем змейкой.
Дети под музыку идут по залу змейкой.
Логопед: - Наконец, мы пришли. Давайте разойдёмся по поляне.
Дети расходятся по залу, каждый встает у листика.
Развитие речевого дыхания.
Логопед: - Посмотрите, как красиво вокруг и как дышится в лесу легко.
Дети делают вдох носом, на выдохе произносят: «ААААА».
Логопед: - Ребята, посмотрите вниз, у нас под ногами лежит ковер из осенних разноцветных листьев. Как вы думаете, кто же их разбросал? (Ветер)
Пальчиковая гимнастика
Логопед: - Давайте поиграем с пальчиками.
Ветер по лесу летал,
Ветер листья разбросал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Дети загибают пальчики на каждое название листа, начиная с большого.
Упражнения на внимание:
Логопед: - Давайте возьмем листочек в руку и посмотрим на него. У меня кленовый лист. А у вас?
Каждый ребенок сопряжено с логопедом называет свой лист.
Логопед: - Давайте поиграем. Вы будете ходить под музыку с листочком, как только музыка остановится, вы тоже должны будете остановиться.
Игра проводится 2 раза.
игра «Найди пару».
Дети под музыку ходят по залу, на остановку – находят себе пару.
Логопед: - Следующее задание. Звучит музыка, вы гуляете по полянке, как только услышите название своего листа, должны будете остановиться, а остальные – продолжают гулять.
Дети ходят по залу пока все не остановятся.
В конце задания логопед предлагает детям украсить осеннюю картину.
Дети вешают на панно осенние листья. Логопед обращает внимание на то, какая получилась красивая, яркая картина.
Слушание.
Музыкальный руководитель предлагает детям сесть на стульчики и послушать композицию П.И.Чайковского «Октябрь»
Регуляция мышечного тонуса
Логопед приглашает детей на полянку поиграть.
«Деревья растут».
Логопед: - Ребята, деревья когда-то были маленькими. Они медленно росли, тянулись к солнышку. Давайте покажем, как они росли.
Дети под музыку из положения сидя на корточках медленно поднимаются, встают на носочки, на акцент в музыке – опускают руки.
«Стряхивают водичку с листочков»
Под музыку дети встряхивают кистями рук. Руки согнуты в локтях.
«Качает ветер веточки»
И.П.: наклон корпуса вперёд. Под музыку дети качают руками вправо-влево.
Дыхательное, фонопедическое упражнение.
Дети выполняют движения под текст логопеда.
Логопед: - Осенью дует то тихий, то слабый ветер.
Вдох, на выдохе: «У-у-У-у-У» (Волнообразные движения рукой)
- Листочки задрожали
Вдох, на выдохе: «ФФФФФ» (встряхивают кистями рук)
- Полетели листочки на землю:
Вдох: «П, П, П, П, П» (порционно отрывисто выдыхают, руки медленно опускают)
- Зашуршали листочки:
Вдох, на выдохе: «Ш-ш-Ш-ш» (Выдыхают с разной силой, раздвигают пальчики)
- Стоят деревья голые, скрипят на ветру
(«Играть» на голосовых связках, рука лежит на шее)
- А где то в вдалеке слышны голоса грибников: «АУ»
Громко: «АУ», тихо: «ау»
Логопед: - А вы, ребята, хотите собирать грибы? Тогда пойдемте.
Координация речи с движениями
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
За грибами в лес идем, (Шагают)
Прыгаем по кочкам.(4 прыжка)
А в лесу колючий ёж
Стережёт грибочки,(Пальцы на обеих рук сцеплены, шевелят ими)
Ты нас ёжик не коли, (Грозят пальчиком)
Ты нам ежик помоги. (Вытягивают руки перед собой, просят)
Логопед: - Давайте превратимся в ёжиков и поищем грибочки.
Вокруг себя вы повернитесь и в ёжей все превратитесь!
Выполнение движений под музыку.
Звучит музыка Д.Кабалевского «Ежик», дети ходят по залу, изображая ежика.
Счетное упражнение, развитие темпа и ритма.
Логопед: - Мы набрали полную корзину грибов. Вставайте в кружок. Давайте произнесём считалку и расскажем, какие же грибы мы собирали.
Передаем корзину по кругу и произносим текст: « Мы с корзинкою играем и грибочки называем». У кого корзина окажется в руках называет съедобный гриб и передает дальше.
Пение.
Звучит фонограмма с записью «Дождь»
Логопед: - Ребята, что это за звуки? - Дождь.
Музыкальный руководитель предлагает детям спеть песню «Веселые капельки» Г.А. Анисимовой.
Развитие чувства ритма.
Музыкальный руководитель просит детей показать, как стучали капельки.
Дети воспроизводят ритм хлопками: I I, I II, II I, II II, I III, III I, II III, III II, ит.д.
III Заключительная игра
«Солнышко и дождик»
Логопед: - Ребята, выглянуло солнышко, выходите гулять на полянку.
Дети под музыку ходят по залу, как только музыка меняется, дети бегут к логопеду под зонтик.
Вот и закончилось наше занятие, мы с вами хорошо поиграли в осеннем лесу, а теперь нам пора возвращаться в садик. Я желаю вам, чтобы над вами всегда светило солнце!
Дети прощаются.
ТЕМА №6. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы по устранению дислалии, ринолалии, дизартрии и расстройств голоса.
Задание 1.
Заполните таблицу «Музыкально-ритмические занятия с больными дислалией, ринолалией, дизартрией и нарушениями голоса»:
Речевое нарушение |
Краткое описание содержания занятий |
Дислалия |
Средства логоритмического и музыкально-ритмического воспитания для коррекции дислалии используются поэтапно и дифференцированно. Выделяются подготовительный этап, вызывание и формирование звука, автоматизация и дифференциация звука на материале различной речевой сложности (изолированно, в слогах, в словах, предложениях и в самостоятельной речи). В подготовительный период на логопедических и логоритмических занятиях проводятся упражнения и игры для развития слухового внимания, речевого слуха, фонематического восприятия, артикуляционной моторики, физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса. Для развития орального праксиса все упражнения для губ, языка, челюсти подаются ритмично: под счет, метроном, под музыку с четко выраженным ритмом. |
Ринолалия |
Цель и задачи логоритмики-развивать мимику лица, общую моторику: тонус движений, координацию, переключаемость, подвижность небной занавески, речевую моторику, преодолевать назализацию. Тексты песен должны быть насыщены гласными звуками, во время пения следить за дыханием, дикцией. Строить занятие так, чтобы положительно влияли не только на речевую функцию, но и оказывали общеукрепляющее воздействие. |
Дизартрия |
Педагогическое, логопедическое и симптоматическое лечение дизартрии и других сопутствующих нарушений (зрения, слуха) включает комплекс логоритмического воздействия, лечебной физкультуры, музыкально-ритмического воспитания. Для детей с дизартрией в данном комплексе большое значение имеет лечебная физкультура. Полнота и быстрота восстановления движений зависит от давности поражения, характера процесса локализации и распространенности поражения, состояния мозгового кровообращения, активности больного и эффективности комплекса восстановительного лечения. Из методов лечебной физкультуры наибольшее значение приобретает лечебная гимнастика с ее общеоздоровительным и общеукрепляющим влиянием. |
Расстройства голоса |
В комплексе медико-логопедического воздействия логоритмические занятия способствуют: 1) воспитанию голоса: его высоты, силы, тембра, диапазона; 2) развитию дыхания: глубины вдоха, продолжительности речевого выдоха; 3) развитию артикуляторного аппарата. Для развития артикуляционного аппарата проводятся упражнения для губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба. Упражнения выполняются ритмично, под счет, на акцент в музыке. Занятия по воспитанию правильного голоса рекомендуется начинать с певческих и речевых упражнений сначала без движений, пропевать двухголосные песни, каноны. Но большая часть времени должна быть посвящена работе над звуком при движении. Исполняются упражнения и песни с танцем, с комбинациями ритмики или гимнастики. |
ТЕМА №7. Логопедическая ритмика в системе работы с детьми, страдающими алалией.
Задание 1.
Заполните таблицу «Этапы логоритимической работы с детьми, страдающими алалией»:
Этап |
Краткое содержание работы |
Первый этап |
Создаются условия для установления контакта с детьми; в поведении детей на первых занятиях выделяются общие признаки: отсутствие направленного интереса к игрушкам, отказ от общения, ослабленость ориентировочной деятельности, страх новой обстановки. Вначале педагог устанавливает внеречевой контакт с ребенком. На первых занятиях привлекаются мимические, ритмические, действенные формы взаимодействия, ласковая, ободряющая улыбка, поощрительный кивок головой. Используется тактика выжидания, и формируются внеречевые контакты с каждым ребенком. Затем формируются и корригируются движения детей, а именно: основные движения, общеразвивающие и двигательные комплексы в подвижных играх. По мере нормализации двигательной и речевой сфер у детей на логоритмических занятиях проводятся подвижные игры с бегом, прыжками, лазанием, с метанием и ловлей. Необходимо привлекать к участию в играх детей, способствовать выполнению заданий дома (спеть песню; поиграть, используя звукоподражание; потренировать в двигательных упражнениях и т.д.). Желательно присутствие родителей и на логоритмических занятиях. |
Второй этап |
На втором этапе в логоритмические занятия также включаются задания, тренирующие основные движения: бег, ходьбу, лазание, прыжки, метание мячей и т.п. Они воспитывают ориентировку в пространстве, чувство равновесия, динамическую координацию движений. Свои занятия музыкальный руководитель строит так, чтобы они способствовали накоплению активного словаря. |
Третий этап |
На третьем этапе логоритмические занятия способствуют воспитанию памяти. Для развития зрительной, слуховой памяти проводятся упражнения и игры типа «Делай, как я», «Что изменилось?» (например, в построении детей), «Запомни и повтори» (движение, ряд движений или движение на координацию). Даются задания в запоминании порядка слов в предложении; проводятся игры со сложным комплексом движений и со сложной словесной инструкцией; подвижные и речевые игры; пение детьми попевок, песен. Исполнение песен воспитывает у детей вокально-хоровые навыки и помогает коррекции речи. |
Четвертый этап |
На четвертом этапе продолжается
совершенствование многообразной речевой деятельности детей. Особое внимание
уделяется анализу слов в предложении, запоминанию порядка слов. С этой целью
на логоритмических занятиях проводятся подвижные сюжетно-ролевые игры,
инсценировки песен, стихотворений, прозы с музыкальным сопровождением и без
него, праздничные и выпускные утренники, стимулируются и совершенствуются на
занятиях и вне их такие виды. |
Задание 2.
Подберите комплекс сюжетно-ролевых игр для детей, страдающих алалией.
В сюжетно-ролевых играх активизируем и обогащаем словарь, развиваем связную речь, обучаем ритуальному взаимодействию в знакомых ребенку социально-бытовых ситуациях.
«Больница» (прием у врача)
«Магазин» (роль покупателя или продавца)
Поездка в транспорте «Автобус» (роль пассажира или водителя)
«Парикмахерский салон» (роль клиента)
«Семья» (роль члена семьи или гостя)
ТЕМА №8. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с больными афазией.
Задание 1.
Заполните таблицу «Нарушения двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у больных афазией»:
Группа нарушений |
Краткая характеристика |
Двигательная сфера |
Нарушения двигательной сферы проявляются в форме оральной апраксии, в неспособности перехода от одной артикуляционной позы к другой. Артикуляционные расстройства могут быть паретического, дистонического и диспраксического типов. Стойкие двигательные расстройства наблюдаются в общей моторике больных, обусловленные локализацией патологического процесса. |
Сенсорная сфера |
У больных с афазией имеются нарушения неречевого слуха, более выраженные на левое ухо, чем на правое. В целом нарушения элементарного слуха не постоянны и зависят от общего поражения мозга. |
Эмоционально-волевая сфера |
В эмоционально-волевой сфере у одних больных наблюдается угнетение психики, состояние заторможенности, страха, смена настроения, негативизм; у других — повышенная возбудимость, раздражительность, плаксивость, недовольство окружающими; у третьих — безразличие к своим близким, апатия, безволие, они не выражают желания поправиться, вернуться к активной деятельности. |
Произвольное поведение |
Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации. |
Задание 2.
Подберите систему упражнений лечебной гимнастики для больных афазией.
Задания для воспитания темпа, внимания, ориентировки в пространстве
1) Пересчитаться по порядку номеров и пройти под музыку по кругу, по окончании музыкального периода — остановка.
2) Пересчитаться на первый—второй—третий, в конце музыкального периода остановиться. Первому сделать боковой шаг вправо, второму — влево, третьему — пройти между ними. Затем задачи для всех меняются.
3) Под музыку в медленном темпе раскачивать обе руки вперед-назад (3 раза), наклониться вперед — расслабиться (4 раза), встряхнуть кистями рук (без счета), выбрасывать поочередно ноги (4 раза для каждой ноги).
4) Повторить по несколько раз движения: руки вперед, вверх, в стороны, на бедра. Далее каждому выполнить поочередно по кругу под музыку в среднем темпе: первый — руки вперед, второй — вверх, третий — в стороны, четвертый — на бедра и т.д.
Задания для воспитания мышечного тонуса, координации движений
1) Поднять левую и правую руки вверх в разные стороны, уронить их; раскачивать то правую, то левую руку, затем обе вместе в направлении вперед-назад, вправо-влево; круговое вращение рук от плеча в одном и другом направлениях; встряхивание кистью; корпус наклонить вперед, свесить руки и качать их параллельно справа налево.
2) Ногу, согнутую в колене, постараться поднять впереди себя, обхватить колено руками, сразу же руки разжать и ногу уронить вниз; раскачивать ногой от бедра назад и вперед; бросить ногу вперед, как при игре в футбол; похлопывать об пол носками ног, приподнимая их от пола по очереди.
3) Считать под музыку: 1, 2, 3 и т.д. По сигналу «назад» считать в обратном порядке. Без счета идти под музыку вперед, по сигналу «назад» идти в обратном направлении. Оба задания со счетом («раз», «два», «три») и шагами выполнить одновременно.
4) Стоя, поднять руки вверх, к плечам, в стороны, вниз. Произносить названия движений с самими движениями. Выполнить это движение поочередно правой и левой руками, произнося: «Правой вверх», «Левой вверх», «Правой к плечу», «Левой к плечу»
ТЕМА №9. Организационно-методические указания по логоритмическому воспитанию в речевом учреждении.
Задание 1.
Подготовьте информацию /памятку/ для родителей о значении логопедической ритмики в коррекции неречевых и речевых отклонений у детей.
«Логоритмика как средство коррекции речевых и неречевых нарушений у дошкольников»
Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Три кита, на которых стоит логоритмика - это движение, музыка и речь.
Логопедическая ритмика – это вид активной терапии движениями, который способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи до тяжелых речевых дефектов, таких, как ОНР, заикание и алалия.
В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями:
1. Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики,
координации движений, ориентации в пространстве;
регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.
2. Развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений.
Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Цель логоритмики - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии речи ребёнка, посредством движения.
Задачи логоритмики:
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики с помощью логоритмических игр, пальчиковой, артикуляционной гимнастики, логопедических попевок.
- формирование правильного дыхания (умение делать глубокий вдох и длительный выдох).
- развитие способности ориентироваться в пространстве (музыкальные игры).
- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью (хороводы, игры с пением).
- развитие фонематического слуха, просодических компонентов речи (высота, сила, тембр голоса) с помощью дидактических игр «Угадай-ка» (определение соответствия музыки, движения, голоса с образом животных, «Угадай, на чем играю» и т. д.)
Особенность применения этих упражнений заключается в том, что, кроме развития голосовых данных и мышечного аппарата ребенка, развиваются детские эмоции, пробуждается его мысль и фантазия.
Ритмопластика - своеобразный музыкально-ритмический психотренинг. «Музыкальный» означает, что ребенок учится двигаться и владеть своим телом под музыку.
«Ритмический» - значит, что ребенок осуществляет движения в такт музыке, тренируются все психические процессы: восприятие, внимание, память, эмоции и чувства, мышление и речь, творческие способности и воображение, музыкальные способности, координация движений.
Ребенок приобретает умение держать спину, у него появляется красивая осанка, выправляется и становится изящной походка, а помимо удовольствия от занятий он приобретает еще и здоровье.
Ритмопластика доступна всем детям без исключения. Ведь в основе феномена ритмопластики лежат разнообразные движения, которые делят на танцевальные, имитирующие, гимнастические, общеразвивающие и др.
Через танцевальные движения дети знакомятся с основными элементами классического, народного и современного танца, учатся легко ориентироваться в пространстве.
Хорошо известно, что танец способствует раскрытию внутреннего мира ребенка через эмоции, к тому же это еще и самый доступный способ самовыражения ребенка, когда ему еще трудно словами сказать, что он чувствует и что с ним происходит.
Значение танца для ребенка заключается в том, что он помогает снять эмоциональное напряжение безопасным способом. Ведь не всегда малыш может высказать и адекватно выразить свои негативные чувства: гнев, обиду и т. п.
Основная цель программы «ритмопластика» – это психологическое раскрепощение каждого ребенка.
Практика показала, что регулярное включение элементов логоритмики и ритмопластики в процесс музыкального воспитания дошкольников способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Логоритмические игры способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.
В результате этого у детей:
нормализуются психические процессы и свойства;
быстрее формируются двигательные навыки;
чище и грамотнее станет речь;
эффективнее будут развиваться музыкальные и творческие способности.
Примерные упражнения для логоритмики:
«Оладушки»
Тесто круто замесили, ух – тух! Ух -тух! (сжимать и разжимать кулачки)
Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! (круговые движения двумя руками – как по столу – от центра вправо – влево)
Ди-ди, ла-да, ладушки, испечем оладушки («печем» оладушки)
Хлоп-шлеп, хлоп шлеп, хлоп-шлеп, хлоп-шлеп! Лады - лады, ладушки, горячи оладушки! (круговые движения вправо-влево от центра перед собой: «дуют» на ладошки)
«Муравьиная зарядка»
Муравьи проснулись рано (потирают глаза, сидя на корточках),
Потянулись (встают, потягиваются).
Встали прямо (опускают руки вниз)
Прыг да скок, прыг да скок, (прыжки на двух ногах)
Новый начался денек!
Вместе весело живем – хорошо быть муравьем! (шагают на месте)
«Дождик: кап!»
Птица: кар, кар, кар! (крылья)
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)
Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! (топают ногами попеременно)
Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед ладонями вверх)
Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держась за нее руками)
Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)
Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)
«Шарик»
Надувают шарик быстро (пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга),
Он становится большой (медленно развести руки в стороны).
Вдруг шар лопнул (хлопок в ладоши),
Воздух вышел (подуть на ладони),
Стал он тонкий и худой (снова собрать пальцы в щепотку).
«Хвостатый-хитроватый»
- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладоши)
Это ты в ветвях повис? (потряхивают кистями рук)
-Тс-с-с! (приложить пальчик к губам)
- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопки в ладоши)
Это ты в траве шуршишь?
- ш-ш-ш-ш! (приложить пальчик к губам)
- Эй, хвостатый-хитроватый! (хлопать в ладоши)
Не боюсь твоих «шу-шу» (погрозить пальчиком)
- У-ку-шу! (сделать «зубы» из кистей рук, соединять и размыкать кончики пальцев).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.