Конспект НОД Познавательное развитие (социальное окружение)
Дата: 20.05.2019
Тема: "В лесу"
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности "В лесу"
Задачи: 1. Обеспечить условия для расширения и обогащения представления о лесе. побуждения интереса к лесу и его обитателям.
2. Развивать логическое мышление, внимание, зрительную память, смекалку, умение аргументировать свои высказывания.
3. Воспитывать интерес к жизни леса.
Активизация словаря: смешанный лес, хвойные леса, березовые леса, лесничий, сосновый бор
Предварительная работа: беседы, сюжетно-ролевые и дидактически игры, загадки
Развивающая предметно-пространственная среда: иллюстрации, мяч, картины.
Технологии (методы): словесный, игровой, наглядный, здоровьесберегающие и игровые технологии, поощрение, анализ детей.
Ход НОД:
Вводная часть:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку – малиной,
Васю –хворостинкой. (лес)
-Так о чём мы сегодня будем говорить? (правильно о лесе).
Основная часть:
-Ребята, вы любите гулять в лесу? (ответы детей).
-Что вам нравится в лесу? (ответы детей).
-Чем вам запомнилась прогулка в лес? (ответы детей).
-Скажите, а вы знаете, какие деревья растут в лесу? (ответы детей).
-Правильно хвойные и лиственные.
-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? (ответы детей).
-На ветках лиственных деревьев растут листья, а на ветках хвойных деревьев иголки. Осенью листья с лиственных деревьев опадают, а иголки с хвойных деревьев не опадают и хвойные деревья круглый год стоят зелёные.
Ребята отгадайте загадки.
Что это за девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (ель)
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд
А меня все обижают,
Шкурку тонкую сдирают (липа).
Что за дерево стоит-
Ветра нет, а лист дрожит (осина).
Весной зелена,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы (рябина).
Стоит Алёнка,
Платок зелёный
Тонкий стан,
Белый сарафан (Берёза).
Гимнастика для глаз. «Ветер»
Ветер дует нам в лицо. (Часто моргают веками.)
Закачалось дepевцо. (Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.)
Ветер тише, тише, тише… (Медленно приседают, опуская глаза вниз.)
Деревца все выше, выше. (Встают и глаза поднимают вверх.)
-Ребята, давайте поиграем в игру Д/И «Для чего нужно дерево?» – в этой игре вам нужно рассказать о значении дерева(кидаю мяч ребёнку).
-Ответы детей:
- это столовая для животных, насекомых, птиц, так как листьями деревьев питаются: лось, птицы, гусеницы и другие обитатели леса;
- это место для постройки гнезда;
для жука это жилище где можно найти добычу, место для откладывания личинок;
- для зайца это пища, зимой кора, укрытие;
- для художника это объект для картин;
- для усталого путника это раскидистое дерево укрыться от знойного солнца, отдохнуть;
- дерево для горожанина это чистый воздух, прохлада в жаркую погоду, место отдыха).
-Ребята, в лесу растут не только деревья, но и много кустарников, травянистых растений, лесных ягод и грибов. В лесу живут разные животные: хищные звери- волк, лиса, медведь, рысь, куница. Также животные, которые питаются растениями – это заяц, белка, лось, олень. Лесные птиц-это сорока, соловей, сова, синица, дятел, клёст. Насекомые –это муравьи, жуки, гусеницы, комары. Лес-это общий дом для растений и животных, которые в нём находят пищу, места для гнёзд, нор.
4. -Леса ребята, бывают разные. Смешанные леса в них растут и лиственные и хвойные деревья. Хвойные леса в них растут, только хвойные деревья их ещё называют «тёмные леса-тайга». В берёзовых рощах растут, одни берёзы -это светлые леса. В сосновом бору растут только сосны, там приятно пахнет смолой. Сосновые боры считаются лечебными.
В смешанном лесу под деревьями растут кустарники: бузина, лещина (орешник, лесная малина. Ещё ниже на земле растут травы, маленькие ягодные кустарники, грибы.
Физ. Минутка. «Весело в лесу»
-Ребята, а вы знаете, как правильно вести себя в лесу, что можно делать, а чего нельзя? .
-Правильно ребята, в лесу нельзя ломать ветки деревьев, кустарники, топтать грибы, даже ядовитые они являются лекарством для животных, нельзя разорят птичьи гнёзда.
-Можно ли разорять костры в лесу? (ответы детей).
-Почему нельзя? (ответы детей).
-От небольшого неосторожного обращения с огнём может быть большая беда. - пожар. Вот как описал её поэт В. Шефнер. Лесной пожар
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр,
И сыпля искры посреди поляны
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес вошёл,
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол!
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И как снежинки искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
-Но есть ребята, люди, которые охраняют лес.
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса Поднимались в небеса
Их под звон и гомон птичий,
Охраняет друг- лесничий. В. Степанов.
-Лесники заботятся о том, чтобы леса не старели, чтобы в них появлялись молодые деревца.
-лес-это замечательное природное богатство. Туда ходят не только за грибами и ягодами, в лес ходят отдыхать, наслаждаться тишиной, прохладой, чистым воздухом, пением птиц, лесными шорохами. Лес надо любить и ценить, он красив во все времена года. Тот, кто чувствует красоту леса, наполняется хорошими, добрыми чувствами. У поэтов рождаются стихи; художники, очарованные красотой леса, пишут картины.
-Мы сейчас ребята, пойдём в «картинную галерею». Выставка картин в галереи называется: «Круглый год в лесу».
Заключительная часть:
- Что понравилось на занятии?
- Что понравилось в картинной галереи?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.