Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе
«Как звери готовятся к зиме»
Цель: воспитание у детей познавательного интереса
к диким животным .
Задачи:
- Систематизировать знания детей о жизни диких
животных, уметь поддерживать беседу об их повадках.
- Развивать познавательный интерес, формировать
экологическое мировоззрение
- Уточнить и систематизировать представления о
способах подготовки диких животных к зиме. Дать элементарные представления о
взаимосвязи животных со средой обитания.
- Работать над развитием словарного запаса
- Вызвать желание делиться своими знаниями со
сверстниками.
- Воспитывать любознательность и любовь к
животным, вызывать желание им помочь.
Предварительная
работа:
Чтение художественной литературы о жизни
животных, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, дидактические игры:
«Чей хвост?», «Кто это?», «Четвёртый лишний» рассматривание альбома «Дикие
животные», чтение энциклопедии о животных.
Ход
занятия:
Воспитатель: Дети, какое сейчас время года? (осень)
- По каким приметам определили? (дети называют
осенние приметы)
- А после осени какое будет время года? (зима)
- Да, наступит холодная, снежная, морозная зима.
Что же станет с нашими лесными братьями? Вы хотите узнать? (да)
- Давайте отправимся на прогулку в лесную чащу и
узнаем, как готовятся звери к зиме.
Звучит медленная, плавная музыка и дети
отправляются на «прогулку в лес».
- Как нужно вести себя в лесу? (не шуметь, не
кричать, не пугать лесных жителей)
Воспитатель: Вам не страшно в лесу? Здесь живут животные, как
их можно назвать? (звери)
- А кто им еду добывает? (сами)
- Как можно назвать животных, которые живут в
лесу и сами добывают себе еду? (дикие животные)
- Чем же питаются дикие животные? (травой,
плодами и корой кустарников, деревьев, другими животными)
- Как мы назовём животных, которые едят траву?
(травоядные)
- А животных, которые питаются себе подобными?
(хищники)
- А есть животные, которые питаются и растениями
и животными? (всеядные)
Воспитатель: Вот кто – то по тропинке поскакал, отгадайте
загадку:
Угадайте,
что за шапка
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
У стволов грызёт кору. Кто это? (Это заяц).
- Чем питается зайчик? (травой, грибами, грызёт
кору деревьев) Значит зайчик ….травоядное животное.
- Дети, летом про косого говорят заяц – русак, а
зимой заяц – беляк, почему? (потому что заяц меняет шубку серую на белую)
- Для чего он это делает? (чтобы маскироваться
от хищников на белом снегу)
- Смена окраски шерсти на другую называется
линькой. Зайчик линяет постепенно: сначала белеет хвост, затем ноги. А потом
спина и уши. Лишь кончики ушей остаются тёмными.
Воспитатель:
Сам
зверёк поменьше кошки,
Хвост пушистый и большой.
Ну и быстрые же ножки
Скачут по лесу стрелой (белка)
Воспитатель: Как готовится к зиме белка? (собирает шишки и
орехи ,прячет их в дуплах, сушит грибочки на суках)
- Да, белки любят делать запасы на зиму. Они
закапывают орехи в землю или прячут в дуплах. Часто белки забывают о закопанных
орехах и из них прорастают деревья. Так эти животные помогают сохранять леса.
Кроме орехов белки употребляют в пищу семена, плоды, грибы, насекомых.
Воспитатель: Что общего в подготовке к зиме у
белки и зайца? (меняют окраску меха)
- В чём разница? (белка делает запасы, а заяц
нет. У белки есть дупло, где она скрывается от мороза, у зайца – нет)
Давайте
поиграем в игру: «Две
белки».
Ход
игры:
Выбирается «две белки», раздать корзинки или
ведёрки. На полу разбросать орехи. «Белки» собирают орехи, а дети произносят
слова:
-
Белки по лесу гуляют
И орехи собирают
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам пора их сосчитать.
«Белки» останавливаются, подсчитывают орехи,
побеждает тот, у кого больше и игра продолжается с новыми участниками.
Воспитатель: Все ли животные запасают корм на зиму? Какие животные
не запасают корм и почему?
- А медведь запасает корм на зиму? Почему? (он
спит зимой)
- Верно, медведь относится к таким животным,
которые усиленно питаются, запасают жир, чтобы хватило на всю долгую, снежную
зиму. Что любит медведь больше всего на свете? (мёд)
- Да, медведь страшный сладкоежка. Бывают
случаи, что медведи приходят за мёдом на пасеку. Чем ещё питаются косолапые?
(ягодами, мышками, грибами) Вот и загадка про это:
Зимой спит,
Летом ульи ворошит
- А ещё медведь может напасть на лосей, кабанов,
оленей и других животных. Он относится к всеядным животным.
- Как называется дом медведя, где он спит зимой?
(берлога)
- Осенью медведь готовит себе место, где будет
проводить всю зиму. Выстилает углубление под буреломом сухими листьями, мхом и
впадает в спячку.
Подвижная
игра: «У медведя во
бору»
Выбирается «медведь» и «спит» Дети подходят со
словами:
У
медведя во бору
Грибы, ягоды беру
А медведь не спит
Он на нас глядит
«Медведь» догоняет и ловит детей.
Игра
«Закончи предложение»
Неуклюжий, как …
Быстроногий, как …
Хитрый, как …
Голодный, как ….
Колючий, как …
Воспитатель:
Весь
в колючках,
Ворчит, как злючка,
Чуть испугается
В клубок свивается (ёж)
- Как готовится к зиме ёж? (усиленно питается)
- Как проводит зиму ёжик? (впадает в спячку)
- Совершенно верно, ежи заботливо устилают
гнёзда сухими листьями, мхом и травой и укладываются спать на зиму. Ежи хорошо
слышат и чувствуют разные запахи, но очень плохо видят. Они быстро бегают,
умеют плавать и прыгать. А чем питаются наши колючие друзья? (грибами,
растениями)
- Ежи – всеядные животные. Основу их питания
составляют гусеницы, мыши, ягоды и фрукты. Ежи приносят пользу лесному и
сельскому хозяйству, истребляют опасных насекомых и мелких грызунов.
Игра:
«Кто где живёт?»
(Кто?) юркнула в дупло.
(Кто?) залез в берлогу.
(Кто?) спряталась в нору.
(Кто?) шмыгнул в логово.
(Кто?) забрался под листья.
(Кто?) укрылся под кустом.
Воспитатель: Дети, пора возвращаться в группу из нашего
путешествия.
- Так какие же изменения происходят в жизни
диких животных осенью?
- чем питаются разные дикие животные?
- В какое время года готовятся к зиме дикие
животные?
Почему животные запасают корм в конце лета и
осенью?
Всем ли животным нужно запасать корм?
Что такое линька?
Кто впадает спячку?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.