муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №13»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по ознакомлению с миром природы
ТЕМА: «Волшебница осень»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ
«Познавательное развитие»
Подготовила:
Татаренко Елена Викторовна,
воспитатель
Оренбург, 2022
Организационно-методическая информация |
Содержание
|
|||
1. |
Тема образовательной деятельности |
«Волшебница осень» |
||
2. |
Доминирующая образовательная область |
Познавательное развитие |
||
3. |
Вид деятельности детей |
Игровая деятельность: дидактическая игра «Что лишнее?», дидактическая игра «Да или нет». Изобразительная деятельность: раскрашивание зайчика губкой (нетрадиционные техники рисования). Самообслуживание и элементарная трудовая деятельность: выполнение просьбы педагога в ходе занятия – вытереть руки салфеткой. Двигательная деятельность: активность во время передвижения на занятии, физкультминутка «Собери грибы в корзинку». Коммуникативная деятельность: беседа, свободное общение по теме занятия, обсуждение, рассуждение. |
||
4. |
Методы и приемы реализации содержания образовательной деятельности |
Методы формирования сознания: формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода). Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: мотивировать детей на включение в деятельность, на организацию дидактических игр и дружеское общение. Методы стимулирования и мотивации деятельности: проблемные, занимательные и игровые ситуации; ситуации успеха, построения занятия в виде игры. |
||
5. |
Интеграция образовательных областей |
Социально-коммуникативное развитие: взаимодействие со взрослым и сверстниками в процессе игры, развитие умения слушать, восприятие речи говорящего и реагирование на неё собственным откликом, адекватными эмоциями. Познавательное развитие: создание условий для закрепления представлений детей о сезонных изменениях в природе осенью; закреплять знания детей об овощах, фруктах, грибах и животном мире в осенний период. Речевое развитие: создание условий для коммуникации. Художественно-эстетическое развитие: восприятие наглядно-иллюстративного материала, раскрашивание силуэта зайца нетрадиционными техниками рисования (губками). Физическое развитие: выполнение образных движений, физкультминутка. |
||
6. |
Возрастная группа: |
Группа общеразвивающей направленности (дети 4-5 лет) |
||
7. |
Цель: |
Создание условий для обобщения и закрепления знаний детей об осени. |
||
8. |
Задачи: |
Планируемые результаты: |
||
8.1 |
Образовательные задачи: Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе осенью. |
Актуализированы представления о сезонных изменениях в природе осенью. |
||
Способствовать пониманию сути игровой задачи. |
Понимают суть игровой задачи. |
|||
Поддерживать инициативу высказывать и обосновывать предположения. |
Высказывают и обосновывают предположения. |
|||
Упражняться в нетрадиционных техниках рисования (губками), закрепить названия цветов (серый, белый); пользоваться изобразительным материалом (гуашью). |
Закреплён навык нетрадиционных техник рисования. |
|||
Закреплять знания детей об овощах, фруктах, грибах и животном мире в осенний период. |
Закреплены знания об овощах, фруктах, грибах и животном мире в осенний период. |
|||
8.2 |
Развивающие задачи: Развивать речь, память, воображение. |
Развиты психические познавательные процессы. |
||
8.3 |
Воспитательные задачи: Воспитывать наблюдательность и положительное отношение к природе. |
Умеет наблюдать и положительно относится к природе. |
||
9. |
Возможные затруднения детей и способы их преодоления |
|||
9.1 |
Затруднения: Находить четвёртый лишний предмет и объяснять, почему он лишний. |
Способы преодоления: формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает». |
||
10. |
Организация среды для проведения образовательной деятельности |
Материалы и оборудование: книга «Сказки», презентация, экран, проектор, мяч, муляжи грибов, корзина, зайчики из серого картона, губки, гуашь (белая), тарелочки, клеёнки, влажные салфетки. |
||
11. |
Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты |
Чтение произведений об осени; наблюдение за осенними явлениями на прогулке; рассматривание иллюстраций об осени и беседа по их содержанию; дидактические игры по данной теме; слушание музыки по данной тематике; рисование губками. |
||
Примерный ход образовательной деятельности:
|
||||
№ |
Этап |
Содержание |
Примечание: |
|
I. |
Вводная часть |
|||
1.1 |
Введение в тему (создание проблемной ситуации) |
Дети убирают игрушки и находят новую большую книгу «Сказки». Дети: А куда положить эту книгу? Воспитатель: Ребята, что это за книга, как она здесь оказалась? У нас такой книги не было. (Ответы детей) |
Дети убирают игрушки. |
|
1.2 |
Мотивация деятельности детей |
Воспитатель: (берёт книгу) Эта книга необычная, она волшебная. Давайте её прочитаем. Садитесь поудобнее. (Воспитатель открывает книгу, звучит музыка) Воспитатель: Тише, тише. Тишина Сказка в гости к нам пришла. Вы, ребята, не шумите Сказку нам вы не спугните! -Какими словами обычно начинаются сказки? (ответы детей) Воспитатель: Правильно! Молодцы!
|
Воспитатель собирает детей около себя и читает сказку. |
|
1.3 |
Целеполагание (с помощью педагога дети формируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) |
Воспитатель: Сегодня я расскажу вам сказку. Слушайте: Жила-была Волшебница, и звали её А чтобы узнать, как её звали, вам необходимо разгадать загадку: Лес разделся Неба просинь Это время года … (ответы детей) Воспитатель: Верно, ребята, и звали её осень. Сегодня мы будем говорить об осени.
|
Дети отгадывают загадку. |
|
II. |
Основная часть: |
|
||
2.1 |
Актуализация ранее приобретенных знаний |
Слайд 1: (картинка «Девушка-Осень») -Слушаем дальше: Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. Слайд 2: В волшебном мешочке хранила она свое главное сокровище – волшебную палочку. Именно волшебная палочка помогала ей творить множество чудес. Дотронется она до листьев и сразу они меняют свой цвет. Какими становятся листочки осенью? Дети: Желтыми, красными, оранжевыми, коричневыми. Воспитатель: Верно! А дотронется она своей палочкой до неба и оно становится…Каким становится небо? Дети: то голубым, то серым, хмурым. Воспитатель: Осень – настоящая волшебница. Слайд 3: Посмотрите на картину, которую «нарисовала» своей волшебной палочкой осень. Что на ней изображено? Дети: Лес, деревья, осень. Воспитатель: Какого цвета листочки на деревьях? Дети: Красного, жёлтого, оранжевого. Воспитатель: А как ещё можно назвать жёлтый цвет листочков? Дети: Золотой. Воспитатель: Правильно, молодцы! А красный цвет? Дети: Багряный. Воспитатель: Что ещё вы видите на картине? Дети: Опадают листья. Воспитатель: Как такое явление называется? Дети: Листопад. Воспитатель: А какого цвета небо на картине? Дети: Серого. Воспитатель: Любила Осень веселиться и играть с детьми. -Давайте, поиграем в игру «Да или нет» (игра с мячом). Встали все возле стульчиков. Осенью растут грибы? (да) Часто - часто льют дожди? (да) Птичьи стаи улетают? (да) Урожай все собирают? (да) Солнце светит очень жарко? (нет) Все купаются в реке? (нет) Можно детям загорать? (нет) Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да) Тучки солнце закрывают? (да) Туманы осенью плывут? (да) А букашки прилетают? (нет) Звери норки закрывают? (да) Воспитатель: Молодцы, ребята! Садитесь, сказка продолжается: Осень любила приносить людям дары. Дотронется она волшебной палочкой до огорода, и созреют овощи, а как коснётся фруктовых деревьев, так поспеют фрукты. А мы сейчас с вами поиграем в игру «Что лишнее?» (овощи и фрукты). Слайды 4,5,6,7: На каждом рисунке изображены четыре предмета. Три из них можно объединить между собой, можно назвать одним словом, а четвёртый предмет к ним не подходит. Найди какой? Воспитатель: Молодцы! - Очень часто Осень капризничала, и тогда шли дожди (помощник воспитателя раскладывает на полу муляжи грибов). А после них на земле вырастало много грибов. Посмотрите, сколько грибов выросло на полянке. -Какие грибы бывают? Дети: съедобные и несъедобные. Воспитатель: Давайте соберём грибы в корзинку. Какие грибы вы будете собирать? Дети: съедобные. Физкультминутка «Собери грибы в корзинку» Воспитатель: Молодцы, ребята! Все съедобные грибы вы собрали, а что делать с несъедобными грибами? Можно их топтать и пинать? Дети: нет. Воспитатель: А почему? Дети: Они нужны лесным зверям, чтобы лечиться. |
Дети смотрят презентацию.
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель задаёт вопрос и бросает мяч, дети отвечают и бросают мяч обратно.
Дети играют в игру «Что лишнее?».
Звучит музыка, дети собирают грибы.
Дети отвечают на вопросы. |
|
2.2 |
Добывание (сообщение и приятие) нового знания |
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а скажите мне, пожалуйста, как готовятся осенью к зиме дикие животные? Дети: Звери собирают запасы, меняют шубки, готовят жильё. Воспитатель: А какие звери меняют шубки? Дети: Зайцы, белки. Слайд 8: Воспитатель: Заяц меняет шубку два раза в год. Летом-серый, зимой-белый. А делает он это для того, чтобы на снегу быть незаметнее для хищников и для охотников. Белка тоже меняет свой ярко-рыжий мех на довольно длинный и густой серый. Это помогает ей маскироваться в лесу и не мёрзнуть. Воспитатель: Но пока наша Волшебница-Осень капризничала и лила дожди, не успела она дотронуться своей волшебной палочкой до зайчиков, и они не поменяли свои серые шубки на белые. Поможем зайчикам? Дети: Да. |
Дети отвечают на вопросы.
Смотрят презентацию.
|
|
2.3 |
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания |
Воспитатель: Проходим за столы (воспитатель проверяет осанку). Перед вами лежат зайчики (из картона). Какого они цвета? Дети: Серого. Воспитатель: Сейчас при помощи гуаши и губки мы поменяем им шубки на белые. Берём губку, набираем ей белую краску и наносим широкими мазками на зайку (воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми, у которых возникают затруднения). Воспитатель: Какие красивые зайчики у вас получились, теперь им не страшен никакой лесной зверь. А наша сказка подходит к концу. Волшебница-Осень последний раз обходит свои владения, и передаёт бразды правления Красавице-Зиме. |
Раскрашивают зайчиков губками. |
|
III. |
Заключительная часть |
|
||
3.1 |
Анализ и самоанализ деятельности детей |
-О каком времени года мы сегодня говорили? (об осени) -Что происходит в природе осенью? (листопад, часто идут дожди, листья меняют окраску, поспевают фрукты и овощи, звери готовятся к зиме…) -Вам понравилось занятие? -А что понравилось больше всего? |
Воспитатель собирает детей около себя. |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.