Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Незнайка в стране насекомых»
Цель: сформировать обобщённое понятие «насекомые».
Задачи:
Образовательные:
• расширять и закреплять знания детей о насекомых;
• вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые»;
• продолжаем вводить использование схематической модели для описания внешнего вида.
Развивающие:
• развивать зрительную и слуховую память;
• развивать связную речь;
• развивать образность речи;
• развивать умение исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа;
• продолжаем развивать умение отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку;
• развивать общую моторику, координацию.
Воспитательные:
• воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете;
• продолжаем воспитывать стремление и интерес к творчеству.
Словарная работа:
• активизировать и обогащать словарный запас детей по теме (тело насекомого сегментировано, муравьиная кислота, палочник, богомол.
Демонстрационный материал:
• предметные картинки насекомые (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза и т. д.);
• предметные картинки с изображением пробуждения природы;
• дидактическая игра «Четвертый лишний»;
• письмо от Незнайки.
Раздаточный материал:
• листы бумаги по одному на каждого ребенка, цветные карандаши на каждого ребенка.
Ход.
1. Введение в учебно- игровую ситуацию
Дети входят в группу под звуки природы (поют птицы, квакают лягушки, насекомые жужжат и стрекочут) (Садятся на стулья).
Ребята, по вашему мнению, в какое время года можно услышать эти звуки? (ответы детей) .
Да, правильно! Совсем недавно еще было лето. На улице было тепло, было много разных насекомых. Назовите их.
А какое сейчас время года?
Почему осенью мало насекомых?
Скажите, а где насекомые зимуют? (в коре деревьев, в земле) .
Как начинает пробуждаться природа после того как заканчивается зима? (ответы детей) .
С появлением первых листочков и цветов появляются и насекомые. Назовите насекомых, которых вы видите весной первыми? (бабочки, муравьи)
Сегодня, ребята, в наш детский сад пришло письмо. Оно было адресовано старшей группе «Солнышко» от Незнайки. Он пишет, что очень хотел бы попасть в страну насекомых и увидеть их разнообразие.
2. Основная часть.
(Ребенок, который отгадывает загадку, выставляет картинку на мольберт.)
1.Отгадайте загадки:
Деловита, домовита,
Голос вовсе не сердитый,
Прожужжала мимо нас:
— Дорог летом каждый час! –
Не до разговора
Во время медосбора…
(Пчела)
Посмотрите на пчелу, – какие части тела есть у неё? Чем же питается пчела? (Питается нектаром цветов).
Изумрудный вертолёт
У реки летает
Приоткрыв зелёный рот,
Комаров хватает.
(Стрекоза)
Рассмотрите стрекозу. Какие части тела есть у неё?
Чем она питается? (Оказывается стрекоза может напасть на мальков рыбы, питается комарами и личинками насекомых) .
На большой цветной ковер
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
(Бабочка)
А какие части тела есть у бабочки?
Чем питается бабочка? (Питается нектаром цветов) .
Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту.
(Кузнечик)
Посмотрите внимательно и скажите, что есть у кузнечика (называем части тела, считаем ноги).
Как вы думаете, какую пользу и вред приносит кузнечик? (Кузнечик питается гусеницами, бабочками. Но так, же кузнечики приносят вред – так как поедают стебли злаковых растений, уничтожают листья винограда).
Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно.
(Муравей)
Рассмотрите внимательно муравья. Какие части тела есть у него?
Как вы думаете, какую пользу приносит муравей? (Муравьи рыхлят и удобряют почву - питаются соком растений, гусеницами, нектаром цветов, злаковыми). Какую кислоту выделяет муравей, которая используется в медицинских целях? (муравьиную)
Жук — жужжит, присев на ножки
Спинка — круглая, как ложка
Два крыла — в горошек
И летать, он — может
(Божья коровка)
Посмотрите на божью коровку, – какие части тела есть у неё? Чем же питается божья коровка? (Божья коровка спасает урожай, т. к. поедает тлю) .
2. Физминутка: « Бабочка»
Видишь, бабочка летает,( Машем руками-крылышками).
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком).
— Раз, два, три, четыре, пять.( Хлопки в ладоши).
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте).
Задень, за два и за месяц. (Шагаем на месте).
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши).
Даже мудрая пчела. (Машем руками-крылышками).
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком).
3. Дальнейший просмотр картинок, демонстрирующий разнообразие мира насекомых. (Обратить внимание на паука у него 8 ног в отличие от других насекомых.)
4. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Выставляется 4 картинки на мольберт. Дети смотрят на них и исключают лишнее. Например:
• заяц, волк, лиса, муха (насекомое);
Далее игра проводится по командам «Кто быстрее найдет лишнее».
1 команда: (на одном столе лежит 4 картинки и на другом- 4 картинки)
• коршун, кузнечик, воробей, синица (насекомое);
• божья коровка, богомол, заяц, стрекоза (дикое животное);
2 команда: (картинки так же разложены на разных столах)
• паук, шмель, орел, комар (птица)
• палочник, богомол, гусь, таракан (домашняя птица) и т. д.
Вы сейчас увидели множество различных насекомых. Насекомые - это часть природы, а её надо беречь, любить и охранять. Находясь на природе - любуйтесь ею, восхищайтесь и заботьтесь о ней.
5. Самостоятельная творческая деятельность.
А сейчас мы с вами пройдем к столам, на которых лежат листы бумаги и карандаши, и нарисуем любое насекомое, которое вам нравится. Потом в письме отправим ваши рисунки Незнайке.
3. Заключительная часть.
Вот и подошло наше путешествие к концу.
Вам понравилось?
Что интересного было для каждого из вас? (Ответы детей).
А мне сегодня понравилось, какие вы были активные, как внимательно меня слушали.
Сейчас мы положим ваши рисунки в конверт и отправим их Незнайке. Чтобы он попал в страну насекомых и увидел, какие они бывают.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.