Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: "Твёрдое - жидкое"
Оценка 4.9

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: "Твёрдое - жидкое"

Оценка 4.9
docx
23.10.2023
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе  Тема: "Твёрдое - жидкое"
oznakomlenie_s_okruzhayushchim_mirom.docx

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

«Твердое жидкое»

Цель: Формирование представлений о твердых веществах и жидкостях.

Задачи:

Образовательные:

·        расширять представления об окружающем мире;

·        закреплять знания о твердых и жидких веществах;

Развивающие:

·        развивать умение наблюдать, сравнивать различные вещества;

·        развивать познавательный интерес, умение анализировать, обобщать, делать выводы;

·        развивать интерес к новому, развивать внимание, логическое мышление.

Воспитательные:

·        воспитывать навыки взаимодействия, самостоятельность, культуру общения со сверстниками.

Словарная работа:

Активный: таяние, прозрачное – непрозрачное.

Пассивный: зима – лето, холодно – тепло, твердое – жидкое.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный: стакан с водой, большой кусок льда квадратной формы, тазик с водой, камень; картины с изображением зимы и лета.

Раздаточный: кусочки льда, камешки, стаканы с молоком, стаканы с водой, тарелочки, тряпочки, салфетки, подносы.

Методы и приемы:

1. Организационный момент;

2. Загадки о зиме и лете;

3. Беседа;

4. Опыт №1 – «Лед – твердый»;

5. Опыт №2 – «Лед - прозрачный»;

6. Физкультминутка «Девочки и мальчики»;

7. Опыт №3 – «Вода прозрачная, как и лед»;

8. Опыт №4 «Лед твердый – вода жидкая»;

9. Опыт №5 «Лед – вода»;

10. Рефлексия.

Краткий ход организованной образовательной деятельности:

1.     Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, пожалуйста. Вы немного отдохнули и поиграли, теперь настало время знаний. Сегодня мы с вами вспомнили множество русских народных сказок, во многих из них есть превращения. В каких сказках бывают превращения? (волшебных). Верно! На сегодняшнем занятии мы тоже будем наблюдать за превращением. Но это превращение вовсе не волшебное, а какое мы узнаем проверив это опытным путем и сделав выводы. А, сейчас, ребята, послушайте загадки. Будьте внимательны!

2.     Загадки.


Снег на полях,

Лед на реках.

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? 

(зимой)

 

Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на цветке…

Как зовется время это?

Угадать нетрудно. (лето)


Воспитатель: Молодцы, загадки вы угадали и легко узнаете времена года. Присаживайтесь на стулья.

3.     Беседа.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста на мольберт.

- какое время года здесь изображено? (Зима) какие признаки зимы вы знаете? (ответы детей)

- какое время года изображено на этой картине? (Показывает картинку с изображением лета) (Лето). Какие признаки лета вы можете назвать?

- скажите, зима сразу превращается в лето? (Нет, сначала зима, потом будет весна, потом лето).

- весной бывает холодно? (Да, бывает).

- а тепло бывает? (Бывает).

Воспитатель: Весной бывает то холодно, то тепло, значит, весна –это и зима, и лето одновременно: иногда холодно, но чаще тепло – солнышко пригревает, снег и лед начинают таять, на улице становится все теплее и теплее. А потом наступает… (Лето). После лета приходит… (Осень). Осенью на улице становится все холоднее и холоднее, но иногда бывает и тепло. Осень - это уже не лето, но еще и не зима. Осень – это и зима, и лето одновременно.

Воспитатель: А что бывает зимой? (снег, лед). Кто мне скажет, лед похож на камень? Лед какой? (холодный, твердый). Давайте опытным путем проверим, чем отличается лед от камня. Но вспомним о правилах поведения и безопасности:

• слушай воспитателя внимательно.

• старайся не задевать соседа во время работы.

• соблюдай тишину, чтобы не отвлекать других.

• Сначала посмотри, потом повтори.

• Пролил воду – вытри сухо.

А теперь предлагаю вам надеть специальную одежду. Наденьте фартуки, при необходимости помогите соседу. (дети надевают фартуки). Кто готов, подойдите ко мне. (дети подходят к столу)

4.     Опыт №1 – «Лед – твердый».

На столе стоят подносы на каждого ребенка. (На подносах расположены тарелочки с кусочками льда и камешками, стаканы с водой и молоком, салфетки, тряпочки)

Воспитатель: - Что это перед вами на тарелке? (Лед, камешек).

- Они похожи? Можно камешком постучать по столу? А льдом? Попробуйте, постучите по столу сначала камешком, а потом льдом. Какие они? (Твердые).

Итак, какой вывод мы можем сделать, кто может ответить? (и лед, и камень – твердые).

5.     Опыт №2 – «Лед - прозрачный».

Воспитатель: Хорошо, теперь попробуйте сквозь кусочек льда посмотреть на свои пальцы. Возьмите лед, вы видите свои пальцы?

Дети смотрят сквозь лед на пальцы.

Воспитатель: Увидели? А теперь попробуйте посмотреть также через камешек. Что вы видите? (Ничего не видно).

Какой вывод мы можем сделать? Чем отличаются лед и камешек? (Лед прозрачный, а камешек непрозрачный).

Хорошо, сейчас положите лед и камешек на тарелку и отодвиньте тарелку в сторону.

6.     Физкультминутка «Девочки и мальчики».

Воспитатель: время для разминки, подойдите поближе и повторяйте за мной движения.

Девочки и мальчики

скачут все, как мячики.

(Дети ставят руки на пояс и подпрыгивают на месте)

И руками хлопают.

(три раза хлопают в ладоши и снова ставят руки на пояс)

И ногами топают.

(три раза топают ногами)

Глазками моргают.

(три раза зажмуривают глаза)

Всё — все отдыхают.

(свободно опускают руки вниз и три раза встряхивают ими).

Воспитатель: Хорошо, пройдите обратно к столам.

7.     Опыт №3 – «Вода прозрачная, как и лед».

Воспитатель: Посмотрите на стаканы с водой и молоком.

Что можно сказать про воду и молоко? (вода прозрачная молоко белое) Можно посмотреть сквозь молоко? Давайте попробуем! (нет, ничего не видно) А сквозь воду можно посмотреть? (да, можно).

Какой вывод? Что мы скажем про воду и молоко? (Вода прозрачная, молоко непрозрачное).

8.     Опыт №4 «Лед твердый – вода жидкая».

Воспитатель: Итак, вода прозрачная, как и лед.  Давайте сравним лед и воду. Кто скажет, какой лед? (Твердый, холодный). А вода какая? Давайте потрогаем воду и проверим. (Дети трогают воду.)

Воспитатель: Ну что, получается, можно потрогать воду? Пальцы проходят сквозь нее и воду нельзя пощупать. Что можно сказать про воду? (Она жидкая).

Итак, какой на этот раз вывод? (лед твердый, вода жидкая).

9.     Опыт №5 «Лед –вода».

Воспитатель: Что еще бывает жидким? (Сок, компот, кисель, суп и т.д.)

- А, что бывает твердым? (Камень, дерево, железо).

- Где мы с вами можем увидеть воду? (В кране, в луже, в речке, в море).

- На улице можно увидеть воду? (Да, когда идет дождь).

Ребята, скажите пожалуйста, во что может превратиться лед? (в воду). В любых ли условиях он может превратится в воду? Превращение льда под влиянием тепла в воду называется – таяние.

Кто мне может сказать, в какое время года лед превращается в воду? (Весной). Верно, весной под лучами солнца и общей температуры воздуха лед тает и превращается в воду. Значит в каких условиях твердый лед превращается в жидкость – воду? (когда вокруг тепло, жарко).

Воспитатель: - А, теперь, предлагаю вам попробовать превратить лед при помощи тепла своих рук в воду. Возьмите по кусочку льда и закройте его в кулачок. Вы чувствуете, как лед тает? Посмотрите, что что с ним происходит? (он тает) что от него останется в конце? (вода). Осушите свои руки бумажным полотенцем.

 Воспитатель: Хорошо, каким еще способом можно превратить лед в воду? Предлагаю пощупать лед и воду. Возьмите еще кусочек льда, подойдите к тазику, сравните лед и воду. Лед холодный, вода теплая. Что будет если мы окунем ледышки в воду? Давайте проверим. (Воспитатель, кладет в тазик большой кусок льда, дети кладут ледышки в воду и наблюдают).

Воспитатель: что происходит с ледышками? (они тают) почему ваши ледышки уже растаяли, а моя еще плавает? (потому что она была больше и нужно больше времени, чтобы она растаяла). А во что превратились ваши ледышки? (в воду).

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? (лед в тепле превращается в воду). Можно ли сказать, что лед – это вода? (да, только в твердом виде)

10.  Рефлексия.

В начале занятия, мы говорили о том, что, будем наблюдать за превращением, но не волшебным. Кто запомнил, как называется превращение льда в воду? (таяние).

Скажите, ребята, вам понравилось такое превращение? (ответы детей)

Что нового и интересного вы сегодня узнали? Что мы выяснили сегодня, проводя опыты? (Лед твердый, как камень; Лед – прозрачный, как и вода; Лед тает и превращается в воду; Вода может быть твердой и жидкой. Воду нельзя пощупать, она жидкая).

Покажите пожалуйста настроение, которое у вас осталось после занятия. Какие эмоции вы сегодня испытали?

Вы большие молодцы! Спасибо вам за занятие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

             Тема: «Твердое – жидкое»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

воспитатель высшей квалификационной категории

Чумаченко Ольга Алексеевна

 



 

 

 

г.Ростов-на-Дону


 

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Твердое жидкое»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Твердое жидкое»

Опыт №2 – «Лед - прозрачный»; 6

Опыт №2 – «Лед - прозрачный»; 6

Показывает картинку с изображением лета) (Лето)

Показывает картинку с изображением лета) (Лето)

Они похожи? Можно камешком постучать по столу?

Они похожи? Можно камешком постучать по столу?

Опыт №3 – «Вода прозрачная, как и лед»

Опыт №3 – «Вода прозрачная, как и лед»

Осушите свои руки бумажным полотенцем

Осушите свои руки бумажным полотенцем

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2023