Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
«Твердое жидкое»
Цель: Формирование представлений о твердых веществах и жидкостях.
Задачи:
Образовательные:
· расширять представления об окружающем мире;
· закреплять знания о твердых и жидких веществах;
Развивающие:
· развивать умение наблюдать, сравнивать различные вещества;
· развивать познавательный интерес, умение анализировать, обобщать, делать выводы;
· развивать интерес к новому, развивать внимание, логическое мышление.
Воспитательные:
· воспитывать навыки взаимодействия, самостоятельность, культуру общения со сверстниками.
Словарная работа:
Активный: таяние, прозрачное – непрозрачное.
Пассивный: зима – лето, холодно – тепло, твердое – жидкое.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: стакан с водой, большой кусок льда квадратной формы, тазик с водой, камень; картины с изображением зимы и лета.
Раздаточный: кусочки льда, камешки, стаканы с молоком, стаканы с водой, тарелочки, тряпочки, салфетки, подносы.
Методы и приемы:
1. Организационный момент;
2. Загадки о зиме и лете;
3. Беседа;
4. Опыт №1 – «Лед – твердый»;
5. Опыт №2 – «Лед - прозрачный»;
6. Физкультминутка «Девочки и мальчики»;
7. Опыт №3 – «Вода прозрачная, как и лед»;
8. Опыт №4 «Лед твердый – вода жидкая»;
9. Опыт №5 «Лед – вода»;
10. Рефлексия.
Краткий ход организованной образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, пожалуйста. Вы немного отдохнули и поиграли, теперь настало время знаний. Сегодня мы с вами вспомнили множество русских народных сказок, во многих из них есть превращения. В каких сказках бывают превращения? (волшебных). Верно! На сегодняшнем занятии мы тоже будем наблюдать за превращением. Но это превращение вовсе не волшебное, а какое мы узнаем проверив это опытным путем и сделав выводы. А, сейчас, ребята, послушайте загадки. Будьте внимательны!
2. Загадки.
Снег на полях,
Лед на реках.
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
(зимой)
Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке…
Как зовется время это?
Угадать нетрудно. (лето)
Воспитатель: Молодцы, загадки вы угадали и легко узнаете времена года. Присаживайтесь на стулья.
3. Беседа.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста на мольберт.
- какое время года здесь изображено? (Зима) какие признаки зимы вы знаете? (ответы детей)
- какое время года изображено на этой картине? (Показывает картинку с изображением лета) (Лето). Какие признаки лета вы можете назвать?
- скажите, зима сразу превращается в лето? (Нет, сначала зима, потом будет весна, потом лето).
- весной бывает холодно? (Да, бывает).
- а тепло бывает? (Бывает).
Воспитатель: Весной бывает то холодно, то тепло, значит, весна –это и зима, и лето одновременно: иногда холодно, но чаще тепло – солнышко пригревает, снег и лед начинают таять, на улице становится все теплее и теплее. А потом наступает… (Лето). После лета приходит… (Осень). Осенью на улице становится все холоднее и холоднее, но иногда бывает и тепло. Осень - это уже не лето, но еще и не зима. Осень – это и зима, и лето одновременно.
Воспитатель: А что бывает зимой? (снег, лед). Кто мне скажет, лед похож на камень? Лед какой? (холодный, твердый). Давайте опытным путем проверим, чем отличается лед от камня. Но вспомним о правилах поведения и безопасности:
• слушай воспитателя внимательно.
• старайся не задевать соседа во время работы.
• соблюдай тишину, чтобы не отвлекать других.
• Сначала посмотри, потом повтори.
• Пролил воду – вытри сухо.
А теперь предлагаю вам надеть специальную одежду. Наденьте фартуки, при необходимости помогите соседу. (дети надевают фартуки). Кто готов, подойдите ко мне. (дети подходят к столу)
4. Опыт №1 – «Лед – твердый».
На столе стоят подносы на каждого ребенка. (На подносах расположены тарелочки с кусочками льда и камешками, стаканы с водой и молоком, салфетки, тряпочки)
Воспитатель: - Что это перед вами на тарелке? (Лед, камешек).
- Они похожи? Можно камешком постучать по столу? А льдом? Попробуйте, постучите по столу сначала камешком, а потом льдом. Какие они? (Твердые).
Итак, какой вывод мы можем сделать, кто может ответить? (и лед, и камень – твердые).
5. Опыт №2 – «Лед - прозрачный».
Воспитатель: Хорошо, теперь попробуйте сквозь кусочек льда посмотреть на свои пальцы. Возьмите лед, вы видите свои пальцы?
Дети смотрят сквозь лед на пальцы.
Воспитатель: Увидели? А теперь попробуйте посмотреть также через камешек. Что вы видите? (Ничего не видно).
Какой вывод мы можем сделать? Чем отличаются лед и камешек? (Лед прозрачный, а камешек непрозрачный).
Хорошо, сейчас положите лед и камешек на тарелку и отодвиньте тарелку в сторону.
6. Физкультминутка «Девочки и мальчики».
Воспитатель: время для разминки, подойдите поближе и повторяйте за мной движения.
Девочки и мальчики
скачут все, как мячики.
(Дети ставят руки на пояс и подпрыгивают на месте)
И руками хлопают.
(три раза хлопают в ладоши и снова ставят руки на пояс)
И ногами топают.
(три раза топают ногами)
Глазками моргают.
(три раза зажмуривают глаза)
Всё — все отдыхают.
(свободно опускают руки вниз и три раза встряхивают ими).
Воспитатель: Хорошо, пройдите обратно к столам.
7. Опыт №3 – «Вода прозрачная, как и лед».
Воспитатель: Посмотрите на стаканы с водой и молоком.
Что можно сказать про воду и молоко? (вода прозрачная молоко белое) Можно посмотреть сквозь молоко? Давайте попробуем! (нет, ничего не видно) А сквозь воду можно посмотреть? (да, можно).
Какой вывод? Что мы скажем про воду и молоко? (Вода прозрачная, молоко непрозрачное).
8. Опыт №4 «Лед твердый – вода жидкая».
Воспитатель: Итак, вода прозрачная, как и лед. Давайте сравним лед и воду. Кто скажет, какой лед? (Твердый, холодный). А вода какая? Давайте потрогаем воду и проверим. (Дети трогают воду.)
Воспитатель: Ну что, получается, можно потрогать воду? Пальцы проходят сквозь нее и воду нельзя пощупать. Что можно сказать про воду? (Она жидкая).
Итак, какой на этот раз вывод? (лед твердый, вода жидкая).
9. Опыт №5 «Лед –вода».
Воспитатель: Что еще бывает жидким? (Сок, компот, кисель, суп и т.д.)
- А, что бывает твердым? (Камень, дерево, железо).
- Где мы с вами можем увидеть воду? (В кране, в луже, в речке, в море).
- На улице можно увидеть воду? (Да, когда идет дождь).
Ребята, скажите пожалуйста, во что может превратиться лед? (в воду). В любых ли условиях он может превратится в воду? Превращение льда под влиянием тепла в воду называется – таяние.
Кто мне может сказать, в какое время года лед превращается в воду? (Весной). Верно, весной под лучами солнца и общей температуры воздуха лед тает и превращается в воду. Значит в каких условиях твердый лед превращается в жидкость – воду? (когда вокруг тепло, жарко).
Воспитатель: - А, теперь, предлагаю вам попробовать превратить лед при помощи тепла своих рук в воду. Возьмите по кусочку льда и закройте его в кулачок. Вы чувствуете, как лед тает? Посмотрите, что что с ним происходит? (он тает) что от него останется в конце? (вода). Осушите свои руки бумажным полотенцем.
Воспитатель: Хорошо, каким еще способом можно превратить лед в воду? Предлагаю пощупать лед и воду. Возьмите еще кусочек льда, подойдите к тазику, сравните лед и воду. Лед холодный, вода теплая. Что будет если мы окунем ледышки в воду? Давайте проверим. (Воспитатель, кладет в тазик большой кусок льда, дети кладут ледышки в воду и наблюдают).
Воспитатель: что происходит с ледышками? (они тают) почему ваши ледышки уже растаяли, а моя еще плавает? (потому что она была больше и нужно больше времени, чтобы она растаяла). А во что превратились ваши ледышки? (в воду).
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? (лед в тепле превращается в воду). Можно ли сказать, что лед – это вода? (да, только в твердом виде)
10. Рефлексия.
В начале занятия, мы говорили о том, что, будем наблюдать за превращением, но не волшебным. Кто запомнил, как называется превращение льда в воду? (таяние).
Скажите, ребята, вам понравилось такое превращение? (ответы детей)
Что нового и интересного вы сегодня узнали? Что мы выяснили сегодня, проводя опыты? (Лед твердый, как камень; Лед – прозрачный, как и вода; Лед тает и превращается в воду; Вода может быть твердой и жидкой. Воду нельзя пощупать, она жидкая).
Покажите пожалуйста настроение, которое у вас осталось после занятия. Какие эмоции вы сегодня испытали?
Вы большие молодцы! Спасибо вам за занятие
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
Тема: «Твердое – жидкое»
Подготовила:
воспитатель высшей квалификационной категории
Чумаченко Ольга Алексеевна
г.Ростов-на-Дону
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.