Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе по теме: " К нам снежная зима пришла"

  • docx
  • 05.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.docx

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

в средней группе по теме «К нам снежная зима пришла»

 Цель: уточнить и расширить знания детей о признаках зимы, свойствах снега; совершенствовать диалогическую речь, умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы - развивать умение отмечать характерные признаки зимы в природе, видеть красоту зимнего пейзажа. Воспитывать любовь к природе, умение получать наслаждение от зимней природы.

Материал: сюжетные картинки с изображением времён года, ёмкость со снегом, тонированный лист бумаги с изображением домов, деревьев, гуашь белого цвета, кисти, стаканчики с водой.

Ход занятия

Дети стоят полукругом на ковре

Воспитатель загадывает загадку

С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла… (зима)

- Да, ребята правильно, это зима.

- А сейчас какое время года?

- Зима (ответы детей)

Закройте глаза и произнесите «зима»! Уже даже от слова «зима» мы почувствовали холод. Покажите как вы замерзли от холода? Как согрелись?

Чтение стихотворения И. Сурикова

Белый снег пушистый

В воздухе кружится.

И на землю тихо

Падает ложиться.

Стали дни короче,

Солнца светит мало

Вот пришли морозы

И зима настала.                                                                                                                          - Ребята, посмотрите, на столах лежат картинки, на которых изображены времена года. Вы должны подойти к тому времени года, про которое мы сейчас с вами говорили.

-По каким признакам вы решили, что здесь изображена зима?

Игра «Что лишнее?»

(картинки с изображением зимы, лета, весны, осени, дети отбирают лишние картинки)

Беседа с детьми:

- Что вы можете рассказать о зиме? Какая она? (холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная)

Какими словами можно сказать о зиме?

Что изменилось в одежде людей с приходом зимы?  Какого цвета больше всего зимой?

- Ребята кто любит зиму? За что?

Свои высказывания начнём со слов:

- Я люблю зиму, потому что….(высказывания детей)

- А давайте с вами отправимся на зимнюю прогулку.

Физкультминутка                                                                                                          

Мы на лыжах в лес идем, (дети машут руками, словно  работают лыжными     палками)
Мы взбираемся на холм.            
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер,   (вращение туловищем  вправо и влево)
Он деревья крутит, вертит                  
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайчик скачет,         (прыжки)
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок!
Хоть приятно здесь кататься,
Надо снова заниматься.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Зима - зимушка

Снежинка - снежинка

Горка - горочка

Снеговик - снеговичок

Ветер - ветерок

Санки - саночки

Ком - комочек

Снег - снежок

 

Дидактическая игра «Закончи пословицу о зиме»
(воспитатель начинает пословицу о зиме, дети заканчивают)                                      Примеры пословиц и поговорок о зиме:
Береги нос в большой мороз.
Год кончается, а зима начинается.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Январь — году начало, зиме середина.
Февраль — месяц лютый: спрашивает, как обутый.
Не светит зимой солнце против летнего.
Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет.
В зимний холод — всякий молод.
В одну ночь зима становится.

Рассказ воспитателя про снежинку

Попробуйте отгадать загадку, а отгадку я вам покажу.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

- Посмотрите, какая она красивая (дети рассматривают)

- Ребята, а откуда появляется снег? Почему он идет? (ответы детей)

- Из всех водоемов - морей, океанов, рек испаряется вода. В виде пара крошечные невидимые частички воды поднимаются высоко в небо. Чем выше поднимаются частички, тем холоднее становится воздух. Пар охлаждается и превращается в маленькие печные кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя снежинки.

- Расскажите, какой снег?

- Что происходит со снегом в тепле?

- Давайте проверим.

Проводиться исследовательская деятельность                                    Возьмите немного снега в руку. Подержите несколько секунд. Какой снег?

Что вы чувствуете? Сожмите кулачок и посмотрите, что происходит со снегом. Откуда появилась вода? 

Вывод: снег холодный, в тепле тает, превращается в воду.

А сейчас давайте согреем руки

Пальчиковая гимнастика                                                                                    Поиграем - ка немножко                                                                                                     (показ ладоней, повернутых вверх, затем вниз)                                                               И похлопаем в ладошки.                                                                                               (хлопки ладонями)                                                                                                  Пальчики мы согреваем                                                                                         (потирание ладоней)                                                                                                   И сжимаем, разжимаем.                                                                                               (пальцы в кулак, затем разжать)

Ребята давайте нарисуем, как снег падает на землю, дома, деревья. Укрывает всё вокруг белым покрывалом. (самостоятельная работа детей)

- Мы из наших рисунков сделаем выставку.

Дидактическая игра « Да или нет»

Мы все очень любим зиму. Она приносит много игр и развлечений                  Я называю вам разные игры и развлечения, а вы говорите «ДА», когда услышите игру, в которую можно играть зимой и «НЕТ», если это не зимнее развлечение                                                                                                                         - кататься на санках                                                                                                            - кататься на велосипеде                                                                                                   - купаться в реке                                                                                                                  - играть в снежки                                                                                                                - строить крепость  из снега                                                                                           - строить замок из песка                                                                                                    -кататься на роликах                                                                                                        -собирать цветы                                                                                                              -наряжать елку

Заключительная часть:                                                                                              ребята, о чем мы сегодня говорили? Что вам понравилось.