Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Космические профессии"
Оценка 4.8

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Космические профессии"

Оценка 4.8
docx
05.05.2022
Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Космические профессии"
новое космос.docx

                                         Конспект занятия

   по познавательному развитию  для детей старшего дошкольного возраста

                                 «Космические профессии»

                                 (подготовила воспитатель ГДОУ ЛНР ЯС «Искорка»

                                                                     Утицкая Надежда Раильевна)

 

Цель: сформировать представления детей о профессиях людей, связанных с космосом.

Задачи:

   Образовательные:

-закрепить знания об истории возникновения праздника – Днем космонавтики;

-расширить знания о героях космоса, о первой женщине, полетевшей в космос - В.Терешковой;

-расширять и систематизировать знания детей о профессии космонавт;

-дать детям знания о профессии астроном, инженер – конструктор космических кораблей;

-расширять знания детей по теме «Космос»;

-закреплять умение детей ориентироваться по клеткам, используя ковры  развивающего пособия «Мини-ларчик».      

    Развивающие:                                     

-развивать интерес детей к профессиям людей, связанных с космосом;

-формировать познавательный интерес к теме «Космос»;

-расширять словарный запас детей (космонавт, созвездия, астроном, инженер-конструктор).     

-развивать память, мышление, воображение, любознательность, познавательную активность, внимание;

-развивать коммуникативные способности (посредством вопросов по теме);

-развивать умение слушать воспитателя и товарищей;

-развивать конструктивные навыки детей в процессе работы с дидактическим пособием «Танграм».

    Воспитательные:

-воспитывать уважение к людям труда;

-воспитывать чувство гордости за свою Родину, за достижения ученных и космонавтов.

.

Материал : ширма, посвященная Дню космонавтики, с фотографиями Ю.Гагарина, Г.Титова, А.Леонова, В.Терешковой, экипажа космического корабля; фотографии С.Королева, работы  инженера-конструктора, чертежей ракет; первого искусственного спутника Земли, космического корабля «Восток-1» и другого космического транспорта; дидактическое пособие «Танграм» по количеству детей; фото астрономов, изображения телескопа, изображение созвездий Большая и Малая медведица, Рак, Лебедь, Весы; изображения созвездий на звездном небе; коврики по количеству детей; по 7 штук кругов и полосок  желтого цвета на каждого ребенка.

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Методы и приемы:

- наглядные: демонстрация пособий, показ образца;

- практические: дидактические игры;

- словесные: рассказ педагога, вопросы, указания, пояснение, итоговая беседа, педагогическая оценка.

Предварительная работа: беседы с детьми о космосе, рассматривание иллюстраций по теме «Космос», чтение художественной литературы, детской энциклопедии о космосе; мультфильмы о космосе, дидактическая игра «Танграм», работа с пособием «Мини-ларчик».

 

                                              Ход занятия: 

 

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы  продолжим работу над книгой «Мир профессий», которую мы с вами собираем, знакомясь с новыми профессиями (демонстрация книги «Мир профессий»). А с какими профессиями мы познакомимся, вы узнаете на сегодняшнем занятии. И я хочу вас пригласить на фотовыставку, которая посвящена «Дню космонавтики». Проходите, пожалуйста. А кто из вас знает, почему так называется этот праздник? (ответы детей)

Воспитатель: Да,12 апреля 1961г. в космос отправился первый человек - Юрий Алексеевич Гагарин (показ фото Ю. Гагарина) - и совершил успешный полет вокруг земли (фото Земли с космоса). И с тех пор, в этот день, 12 апреля, празднуется День космонавтики, праздник всех людей, которые связаны с космосом. 108 минут, проведенных им в космосе, открыли дорогу другим исследователям космических пространств. Но тот первый полет был самым трудным и опасным. После Юрия Гагарина его подвиг повторили  Герман Титов и Алексей Леонов. А Алексей Леонов стал первым человеком, который вышел в открытый космос. После них в космос полетела первая женщина. Это была Валентина Терешкова. А как называется профессия людей, которые летают в космос? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это космонавты. А кто такие космонавты? (ответы детей)

Воспитатель: Космонавтами называют летчиков, которые осуществили свой первый полет в космос. Космонавтами также называют людей, которые летят с летчиком и которые проводят исследования в космосе. Это экипаж (фото экипажа), они также являются космонавтами. А как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт? (ответы детей)

Воспитатель: Да, космонавт – это профессия смелых, сильных духом, физически подготовленных людей. Чтобы стать космонавтом, необходимо хорошо учиться, быть грамотным, заниматься спортом и иметь хорошее здоровье. Перед каждым полетом космонавты очень много тренируются и находятся под наблюдением врачей космической медицины (фото подготовки космонавтов к полету). А в чем заключается работа космонавтов?(ответы детей)

Воспитатель: Космонавты должны уметь работать на специальных установках – космических станциях – и в открытом космосе. Они ведут медицинские и технические наблюдения; изучают поверхность Земли; сообщают на Землю о местах, где обнаружены полезные ископаемые; сообщают о приближении ураганов, тайфунов, пожаров; уточняют прогноз погоды. Также космонавты проводят эксперименты: выращивают на космических станциях грибы, пшеницу и многие другие растительные культуры, чтобы посмотреть, возможно ли выращивать их в космосе (фото работы космонавтов в космосе). Также космонавты  обеспечивают радио и телевизионную связь. Освоение космоса космонавтами дает возможность людям на Земле иметь мобильную связь. Вот такая сложная, но в тоже время очень интересная работа у космонавтов. А как вы думаете, что же они исследуют в космическом пространстве? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, космонавты исследуют различные космические тела: Луну-спутник Земли, Солнце, разные планеты и звезды. Звезд на небе очень много. Все звезды – это огромные огненные шары. А какая звезда самая большая? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это Солнце. А как вы думаете, если все звезды – это огромные огненные шары, почему же они нам кажутся маленькими? (ответы детей)

Воспитатель: Да, ребята, потому что звезды находятся безмерно далеко от нас в космическом пространстве. А наблюдают за космическим пространством с Земли астрономы (фото астрономов). Астрономы – это специалисты по астрономии, науке о небесных телах. Они смотрят на звезды, месяц, солнце, меряют расстояние между звездами, на бумагу срисовывают звезды и высчитывают, сколько времени каждая звезда идет от одного места до другого, и узнают, где и в какое время солнцу, месяцу и звезде надо быть. А помогают им в этом телескопы (изображение телескопов), которые делают меньшим расстояние от Земли до космических тел. Работают астрономы в исследовательских лабораториях. И я приглашаю вас в нашу исследовательскую лабораторию. Проходите, пожалуйста, присаживайтесь (дети рассаживаются за столы).

Воспитатель: Очень давно люди-путешественники и мореплаватели находили дорогу домой именно по звездам. Но звезд на небе всегда так много и запомнить их место было очень трудно. Поэтому еще в старину звезды соединяли линиями на специальных картах звездного неба так, чтобы образовывались простые фигурки, напоминающие людей или животных. Эти группы звезд назвали созвездиями. И каждому созвездию дали название. Так на небе появились 2 медведицы, Большая и Малая, Лебедь, Рак, Весы и многие другие (фото отдельных созвездий). Из созвездий ученые создали карту созвездий. Посмотрите, так созвездия выглядят на небе (изображение созвездий на звездном небе).

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам составить созвездие Малая медведица. Созвездие мы с вами будем составлять на коврах. Это будет наше небо. А круги будут нашими звездочками. Посмотрите, как выглядит созвездие Малой медведицы (показ изображения).

                         Дидактическая игра «Составь созвездие»

                                          (приложение №1)

Воспитатель: Вам понравилось работать в лаборатории? (ответы детей)

Воспитатель: Вы сейчас были астрономами. А скажите, чем же занимаются астрономы?(ответы детей)

 Воспитатель: Правильно, изучают космические тела в космосе и составляют созвездия на карте звездного неба. Ребята, что составляют астрономы на звездном небе? (ответ детей)

Воспитатель: Правильно, созвездия. А как вы думаете, какими качествами должен обладать астроном?( ответы детей)

Воспитатель: Правильно, он должен быть умным, много изучать,  быть целенаправленным. А сейчас я предлагаю вам, как космонавтам, немного потренироваться. Встаньте возле своих мест и повторяйте за мной движения.

 

                               Динамическая пауза «Ракета»

                 Раз-два, стоит ракета (поднять руки вверх).

                 Три-четыре, скоро взлет (развести руки в стороны).

                 Чтобы долететь до Солнца (круг руками),

                  Космонавтам нужен год (руки положить на щеки, покачать головой).

                  Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево).

                  Каждый ведь из нас атлет (сгибать руки в локтях).

                  Пролетая над Землею, (развести руки в стороны)

                  Ей передаем привет (поднять руки вверх и помахать).

 

Воспитатель: Ребята, мы немного потренировались, а теперь возвращайтесь в нашу лабораторию, присаживайтесь на свои места.

Воспитатель:  А скажите мне, на каком транспорте можно полететь в космос? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, на космических ракетах. А посмотрите, какой еще существует космический транспорт. Кроме ракеты в космосе можно летать на космическом самолете и космическом корабле (показ иллюстраций).

Воспитатель: А как вы думаете, кто создает космический транспорт? (ответы детей)

Воспитатель: Профессия этих людей называется инженер – конструктор. Инженеры-конструкторы проектируют, строят и испытывают самолеты, ракеты и космические корабли (фото). Одним из первых ученых-конструкторов был Сергей Павлович Королев (фото). Под его руководством был осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли (фото) и космического корабля «Восток-1», на котором полетел первый космонавт Юрий Гагарин (фото). Для того, чтобы построить ракету, сначала нужно разработать чертеж ракеты, а потом уже ее строить (фото чертежей ракет). Сейчас мы с вами станем инженерами-конструкторами и построим свою ракету. Но строить мы ее будем не по чертежу, а по образцу с помощь материала «Танграм», который находится у вас на столах.

 

                                    Дидактическая игра «Космический корабль»         

                                              (приложение №1)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все справились с заданием и построили свои космические ракеты. Вам понравилось работать в конструкторском бюро? (ответы детей)

Воспитатель: Люди какой профессии работают в конструкторском бюро и конструируют космический транспорт? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это инженеры-конструкторы. Ребята, а как вы думаете, будут ли люди придумывать новые ракеты? (ответы детей)

 Воспитатель: Да, ребята, жизнь движется вперед, все развивается и совершенствуется и, конечно, люди  придумают новые  космические  аппараты,  которые  смогут  доставлять людей на орбиту, и обратно на землю, на другие планеты. думают новые  космические  аппараты,  которые  смогут  доставлять людей на орбиту, и обратно на землю, на другие планеты. Вот такая нужная профессия  инженер-конструктор.

Воспитатель:  Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? (ответы детей)

Воспитатель: Что же это за праздник такой День космонавтики? (ответы детей)

Воспитатель: Какими же качествами должен обладать космонавт? (ответы детей)

Воспитатель: Важна ли профессия космонавт для людей?  Почему? (ответы детей)                                                                                                          

Воспитатель: А с какими профессиями вы еще сегодня познакомились? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это астрономы и инженеры-конструкторы. А какое орудие труда помогает астрономам изучать космическое пространство? (ответы детей)

Воспитатель: А чем полезна работа астронома для людей? (ответы детей)

Воспитатель: А напомните мне, чем занимаются инженеры-конструкторы? (ответы детей)

 Воспитатель: Как вы думаете, важна ли эта профессия для людей? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, я надеюсь, что кто-то из вас станет космонавтом, инженером-конструктором, астрономом.  Ведь это такие профессии, которые помогают людям открывать и осваивать новые просторы космоса. Но для этого надо много учиться, тренироваться и работать над собой. Сегодня мы с вами познакомились с очень интересными и нужными профессиями, а информацию про людей этих профессий мы поместим в нашу книгу «Мир профессии». Наше занятие подошло к концу, но вы можете его вспоминать, когда будете просматривать эту книгу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Приложение № 1

 

                  Дидактическая игра "Составь созвездие"

Цель: познакомить детей с созвездием Малая медведица, с его строением; учить создавать созвездие, используя образец и указания воспитателя; закреплять умение детей ориентироваться по клеткам; развивать внимание, память, мышление; воспитывать желание познавать и создавать новое.

Материал: изображение созвездия Малая медведица; ковры  развивающего пособия «Мини-ларчик» по количеству детей, набор деталей из фетра (7 кругов, 4 полоски длиной 5см, 3 полоски длиной 3 см желтого цвета) на каждого ребенка и для показа воспитателя.

                                              Ход игры:

Воспитатель: На что похоже созвездие Малой медведицы? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, на ковш. А какую геометрическую фигуру напоминает нижняя часть созвездия? (ответы детей)

Воспитатель: Да, похожа на квадрат. Нижнюю часть созвездия вы составите по образцу, который я сделаю. Смотрите внимательно и запоминайте:

       -в левом нижнем углу ковра выкладываем первый круг;

       -от первого круга отсчитываем вправо две клетки и в третьей клетке выкладываем второй круг;

       -дальше от первого круга отсчитываем вверх две клетки и в третьей выкладываем третий круг;

       -от верхнего круга отсчитываем вправо две клетки и в третьей выкладываем четвертый круг.

Теперь вы выложите нижнюю часть созвездия по моему образцу.

        (выполнение работы детьми, индивидуальная работа с детьми)

Воспитатель: Вторую часть мы выполним вместе (после каждого указания дети выполняют работу, воспитатель проверяет):

       -от верхнего правого круга отсчитай одну клетку вправо, одну клетку вверх и во второй клетке выложите круг;

        -дальше от этого круга отсчитайте две клетки вправо и поднимитесь на одну клетку вверх;

         -дальше так же отсчитайте две клетки вправо, поднимитесь вверх на одну клетку и выложите последний круг.

Воспитатель: Для того, чтобы закончить составление нашего созвездия, необходимо соединить круги полосками. Для соединения нижней части мы используем длинные полоски, для верхней - короткие.

                                (дети выполняют задание)

Воспитатель:-Какое созвездие вы составили?

                          -Сколько кругов  вы использовали для составления созвездия?

                          -Сколько полосок вам понадобилось вам, чтобы соединить круги?

Воспитатель: Теперь вы знаете, как составляется созвездие Большая Медведица. И знаете, что это созвездие состоит из 7 звезд и 7 линий.

 

 

 

                    Дидактическая игра "Космическая ракета"

Цель: развивать конструктивные навыки детей, создавая заданную фигуру (космическую ракету).

Задачи:

азвивать у детей память, внимание, мелкую моторику рук, различные виды мышления (логическое, пространственное, образное, конструктивное);

ормировать у детей  восприятие цвета и формы;

-учить соблюдать инструкцию и играть по заданным правилам;

ырабатывать усидчивость, терпение, как необходимые качества для будущего школьного периода;

оспитывать в детях ответственность, серьезное отношение к выполнению поставленных задач.

Правила игры:

1.Каждая собранная  композиция должна состоять из всех семи частей головоломки.

2.Нельзя накладывать части одну на другую.

3.Смежные фигурки должны примыкать друг к  другу.

                                        Ход игры:

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на мой образец. Обратите внимание на то, что он бесцветный. Поэтому вам нужно внимательно рассмотреть, какие по форме и величине геометрические фигуры где расположены. Хочу вам напомнить правила игры (воспитатель напоминает детям правила). Ребята, внимательно рассмотрите образец и приступайте к работе. (дети выполняют задание, воспитатель индивидуально оказывает помощь)

 

 


 

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Космические профессии» (подготовила воспитатель

Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Космические профессии» (подготовила воспитатель

Танграм». Воспитательные: -воспитывать уважение к людям труда; -воспитывать чувство гордости за свою

Танграм». Воспитательные: -воспитывать уважение к людям труда; -воспитывать чувство гордости за свою

Ход занятия: Воспитатель :

Ход занятия: Воспитатель :

А в чем заключается работа космонавтов?(ответы детей)

А в чем заключается работа космонавтов?(ответы детей)

Но звезд на небе всегда так много и запомнить их место было очень трудно

Но звезд на небе всегда так много и запомнить их место было очень трудно

Чтобы долететь до Солнца (круг руками),

Чтобы долететь до Солнца (круг руками),

Дидактическая игра «Космический корабль» (приложение №1)

Дидактическая игра «Космический корабль» (приложение №1)

Воспитатель : Как вы думаете, важна ли эта профессия для людей? ( ответы детей )

Воспитатель : Как вы думаете, важна ли эта профессия для людей? ( ответы детей )

Приложение № 1

Приложение № 1

Воспитатель : Для того, чтобы закончить составление нашего созвездия, необходимо соединить круги полосками

Воспитатель : Для того, чтобы закончить составление нашего созвездия, необходимо соединить круги полосками

Правила игры: 1 .Каждая собранная композиция должна состоять из всех семи частей головоломки

Правила игры: 1 .Каждая собранная композиция должна состоять из всех семи частей головоломки

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Космические профессии"

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы "Космические профессии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2022