ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛНР
г. Стаханов, ЯСОТ № 42 «Колокольчик»
Конспект
НОД
по познавательному развитию
раздел - ознакомление
дошкольников
с миром
природы
в средней группе
на тему: «Путешествие в осенний лес».
Воспитатель: Коротнева Е.М.
2016 г.
Цель занятия: закреплять знания детей о диких животных, о птицах, об обитателях рек, озёр, их повадках, поведении, местах обитания, пище. Конкретизировать знания детей о значении леса в жизни человека, а также о природоохранной деятельности людей.
Закреплять знания детей о
том, какие факторы способствуют загрязнению окружающей среды.
Развивать мышление детей, память, внимание, диалогическую речь, умение дошкольников
анализировать.
Воспитывать любовь и заботливое отношение к природе.
Материал: конверт с изображением Лесовика; картинки к дидактической игре «Загрязняет – очищает природу »; картинки к дидактической игре: «Какие животные и птицы где живут?» Стилизованная берлога медведя. Гнездо; корзинки; овощи, колоски, шишки, жёлуди, калина, рябина, орехи, яблоки. Запись «Горный ручей».
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня нам в детский сад принесли письмо. Интересно, от кого оно? Кто нарисован на конверте? ( Старичок - Лесовичек). Написано: Для детей средней группы, детский сад «Колокольчик». (Читаю письмо). «Здравствуйте, ребята! Я – хозяин леса старичок - Лесовичек. Живу в этом лесу уже 100 лет. Очень мне скучно и я приглашаю вас отправиться в путешествие в мой лес. А по пути вы сможете повстречать разных лесных обитателей. До встречи!»
Воспитатель: Ну что же, ребята, в путь! Куда мы с вами пришли? (В лес).
Здравствуй,
лес, осенний лес, полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою ночью темной грозовою?
Что там шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи – ты же видишь, мы свои.
Ребята, давайте закроем глаза и послушаем лес. (Слышно журчание ручья). Что вы услышали? Да, это журчит ручей. Что вы чувствовали, когда его слушали? (Ответы детей: было приятно, легко). А как легко дышится в осеннем лесу! Воздух чистый, свежий. Ребята, а почему в лесу чистый воздух?
(Ответы детей:
- Потому что в лесу растет много деревьев.
- Потому что в лесу не ездит много машин.
- Потому что в лесу нет заводов, фабрик).
Воспитатель: Да, дети, верно. Ой, ребята, посмотрите, какой красивый осенний листочек я нашла под кустиком. Что это на нем? Чьи это следы? (Ответ детей: зайца). Зайчик просит нас помочь ему. Он учится в Лесной школе и ему задали сложное задание, в котором он не может разобраться. Ну что, дети, поможем зайчику? (Дидактическая игра «Что очищает и загрязняет воздух?»).
Молодцы, ребята. Конечно, заяц не мог знать о том, что
загрязняет воздух – он живет в лесу, где воздух чистый.
Дети, а откуда берется лес? Как вырастает?
(Ответы детей: Люди сажают лес.
- Животные закапывают семена, шишки, орехи в землю.
- Ветер разносит семена.
- Птицы, животные на своих шубах разносят семена.
- Солнышко греет.
- Дождь поливает).
Воспитатель: Да, верно, дети. Пойдем дальше в путь. Но на нашем пути разбросаны ветки деревьев, сучья. Нам нужно через них переступить. (Ходьба с высоким подниманием колен). Пришли к дереву, на котором гнездо.
Воспитатель: Ребята, что это на дереве? Чей это дом? (Ответы детей: Гнездо птицы). (Прилетает сорока).
Сорока: - Здравствуйте, ребята. Мне поручили разносить письма в лесу, но я совсем еще молодая сорока и не знаю, какие животные и птицы где живут. Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель: Ребята, поможем Сороке? (Дети разбирают картинки по схеме: среда обитания – лесной житель).
Сорока: Спасибо, ребята! Теперь я найду, где какое животное и птицу мне искать. До свидания. Скре-ке-ке!
Воспитатель: Нам пора в путь дальше! Посмотрите, ребята, на нашем пути много пеньков. Нам нужно их обойти. (Идут змейкой). (Из-за шторы кашляет Лесовик).
Воспитатель: Кто же это, ребята? Интересно. (Под музыку выходит старичок -Лесовичек).
Лесовичек: Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Да, я старичок - Лесовичек! Я так рад, что вы ко мне пришли! Я видел, что вы помогли моим друзьям- зверушкам. Вы много знаете о природе, молодцы! А загадки умеете отгадывать? (Ответы детей). Вот послушайте мои загадки.
Кто по елкам ловко
скачет
и влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка).
Идет, иглы на себе
несет.
Чуть кто подойдет,
Свернется в клубок -
Ни головы, ни ног.
(Ёж).
Хитрая плутовка,
рыжая воровка.
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее - … (Лиса).
Кто в лесу глухом
живет
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу?
(Медведь).
Лесовик: Ребята, чей это дом? ( Ответы детей: медведя). Как называется дом медведя? ( Ответы детей: берлога).
Воспитатель: Ой, дети, возле берлоги какая-то корзинка. Кто же ее оставил?
Лесовик: Это Осень приготовила угощенья лесным жителям, да видно так спешила, что не успела их раздать. Ребята, может, вы поможете Осени раздать лесным обитателям угощения?
Воспитатель: Ну что, поможем, дети, Осени? (Из корзины достаю дары Осени и спрашиваю, кому что подарить).
Лесовик: Спасибо, ребята. А нам пора в путь.
Воспитатель: Ребята, медведь залег в спячку. Почему? (Ответы детей: потому, что скоро наступит зима). И чтобы его не разбудить, дальше мы пойдем тихонько, на носочках. ( Ходьба на носках). Пришли к поваленному дереву.
Лесовик: Ох, устал я - стар уже. Давайте присядем на дерево и отдохнем. (Садятся дети и Лесовик). Вот послушайте, дети, мои лесные истории:
История первая: Шел я по лесу и вижу: на елке растут грибы, яблоки, бублики.
Воспитатель: Дети, по-моему, Лесовичек что-то перепутал. Давайте, мы исправим его ошибки. (Дети исправляют ошибки).
***
История вторая: Вижу я - на ветке дерева сидит синяя лисица и сосет лапу.
Воспитатель: Ребята, все ли верно в этой истории Лесовичка? ( Ответы детей).
***
История третья: Как-то зимой встретил я ежа. Лежит он под елкой, укрылся своим пушистым хвостом и поет мне: «Кар-кар!»
Воспитатель: Дети, все верно рассказывает Лесовичек? (Дети исправляют ошибки). (Лесовичек благодарит детей и дарит им дары леса).
Воспитатель: Спасибо, Лесовичек. А мы с ребятами обещаем тебе, что будем беречь природу, лес, ведь мы знаем, что:
«Все,
все, все на свете нужны.
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед,
И кто делает яд.
Все, все, все на свете нужны.
И это все дети запомнить должны».
Б. Заходер.
Воспитатель: До свидания, Лесовичек! А теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.