Конспект занятия по познавательному развитию
в средней группе.
Тема: «Зимушка – зима в гости к нам пришла».
Подготовила: Механошина Екатерина Анатольевна
МАДОУ «ЦРР «Добрянский детский сад №15»
Цель: Развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая знакомить их с явлениями природы.
Задачи:
Закреплять знания детей о временах года, о характерных признаках зимы.
Знакомить со свойствами снега, ввести понятие «снегопад».
Учить устанавливать простые причинно-следственные связи.
Материал:
Конверт с письмом; иллюстрации с зимним пейзажем; снежинки из бумаги; тонированные листы бумаги для каждого ребенка, ватные палочки, гуашь белого цвета.
Ход занятия:
Воспитатель: загадывает загадку:
Снег на полях,
Лед на реках,
Ветер гуляет,
Когда это бывает?
Дети: Зима.
Воспитатель: Правильно о зиме написано много стихов и песен. Сейчас Настя К. прочитает нам одно стихотворение, слушайте внимательно.
Зима негаданно нежданно
Пришла на черные поля.
Еще вчера была туманна
Дождем покрытая земля.
Деревья жалобно скрипели,
Ручьи холодные темнели.
И вдруг метели налетели
И много снега намели.
Утром почтальон принес в детский сад вот это письмо. Давайте прочитаем, что же там написано?
«Здравствуйте дети средней группы №10. Пишут вам друзья из далекой Африки. Недавно мы узнали, что у вас в России наступила зима. А у нас в Африке круглый год лето, и что такое зима мы не знаем. А очень хочется узнать, какая она зима? Говорят, что у вас зимой много снега. А как же он выглядит? Пожалуйста, расскажите нам про зиму и если можно пришлите в конверте немного снега».
Сейчас давайте обсудим, расскажем про это время года, а потом напишем ответ друзьям из Африки.
Рассмотрите этот зимний пейзаж. Скажите, какая она – зима?
Дети: Белая, снежная, морозная, серебряная, сказочная, холодная, долгая, суровая.
Воспитатель: Полюбуйтесь красотой зимнего леса и скажите, что вы видите на картине.
Дети: Зимой много снега, на дорожках, на деревьях, на домах. Все деревья одеты в снежное одеяло, на улице морозы, дует холодный ветер. Все люди надели теплые вещи: шапки, шубы, валенки, варежки. В сильный мороз дети укутывают нос шарфом, чтобы не простудиться. А когда заходят в дом, закрывают плотно двери, чтобы сохранить тепло в доме.
Воспитатель: Вот молодцы, хорошо рассказали, нашим друзьям думаю, станет понятно. А сейчас, скажите, что такое снег?
Дети: Много, много снежинок.
Воспитатель: Какой снег? (Показывает снег. Дети рассматривают, трогают.)
Дети: Белый, холодный, пушистый, рассыпчатый.
Воспитатель: Когда с неба падает снег, это явление называется – снегопад. Давайте повторим это красивое слово: снегопад. А сейчас давайте рассмотрим снежинки, вот она вырезанная из бумаги, чтобы было легче рассмотреть, на самом деле снежинки мелкие и их легче рассмотреть через увеличительное стекло, но мы сделаем это в другой раз.
Что за звездочки такие
На пальто и на платке.
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь, – вода в руке.
Физминутка.
Воспитатель: Сейчас все превратимся в легкие, пушистые снежинки и образуем круг, поиграет в снежинки:
Завертелись, закружились белые снежинки
Вверх взлетели белой стаей, легкие пушинки.
Чуть затихла вьюга злая, улеглись по всюду
Заскрипели, засверкали – все дивятся чуду.
А как вы думаете, можем мы отправить немного снега в Африку?
Дети: Нет! Он растает!
Воспитатель: А как же нам быть? Ведь наши друзья просили прислать немного снега?
Я думаю, мы сейчас нарисуем снег на наших листочках, которые я приготовила.
Садитесь за столы и рисуйте снегопад на лесной поляне.
Я хочу вам сказать, что снег ничего не боится, его никто не может остановить, он падает с неба и ложится куда угодно, на дома, на людей, на животных, на машины.
Дети рисуют снег ватными палочками.
литература
1. Дыбина, О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада: конспекты занятий / О. Б. Дыбина. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
2. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией): пособие для воспитателя детского сада / Т. Г. Казакова. – М.: Просвещение, 1985.
3. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада: конспекты занятий / Т. С. Комарова. – изд. 2-е, испр. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
4. Комплексное перспективное планирование в средней группе детского сада / под ред. Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011
5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.