Конспект занятия по профилактике самовольных уходов, безнадзорности «Последствия слабости».

  • docx
  • 08.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект занятия «Последствия слабости»..docx

Казенное учреждение Омской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия

по профилактике самовольных уходов,

безнадзорности

«Последствия слабости».

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Подготовила:

                                                          специалист по

                                                                               реабилитационной работе

                                                                    в социальной сфере

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2025

Цель: содействовать осознанию детьми и подростками негативных последствий самовольных уходов.

 

Задачи:

·        Совместно с детьми выявить причины самовольных уходов.

·        Способствовать осознанию, что уход от проблемы не является её способом решения.

·        Развивать умения анализировать поступки, выражать свои взгляды.

 

Ход занятия:

 

Специалист: Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами поговорим на тему «Последствия слабости. Уход из дома».

Кто-то из вас может установить связь между этими двумя фразами, которые на первый взгляд совершенно не сочетаются друг с другом? (Детям дается две минуты на обдумывание и высказывание своего мнения)

 

Специалист: Разберемся, что такое слабость? У каждого человека есть свои слабости. Попробуйте вспомнить и перечислить свои безобидные слабости и записать их на листочке. (Дети записывают)

 

Специалист: Не показывайте листок товарищам и не обсуждайте с ними содержание! Слабости бывают, как безобидные, так и нежелательные, от которых хочется поскорее избавиться. Они не столь заметны, сразу не бросаются в глаза, но, тем не менее, часто мешают в жизни. Наверняка у каждого из вас найдутся слабости, от которых вы хотели бы избавиться. Давайте попробуем выявить эти неприятные качества в самом себе. Проанализируйте себя и напишите, как вы видите в себе слабости. (Дети записывают).

 

Специалист: Но все мы должны понимать, что у любой слабости есть свои последствия (например, чрезмерное употребление сладкого – полнота и проблемы со здоровьем, употребление ненормативной лексики – трудности общения в определённых кругах и т.д.). Сегодня мы остановимся на негативных слабостях и попробуем выяснить, чем они грозят.

Специалист: Для начала выясним, за что каждый из вас отвечает в жизни. Думаю, вы согласитесь с тем, что человек становится личностью только тогда, когда добровольно и сознательно принимает на себя ответственность. Если этого нет, то мы так и остаемся малыми детьми, сколько бы лет нам ни исполнилось. Так за что вы отвечаете в этой жизни? Лично вы? (например, покупку хлеба, уборку своей комнаты, уроки младшего брата или сестры). Подумайте и запишите все, что вспомните. Затем мы все вместе обсудим ваши ответы. (Дети записывают).

 

Специалист: Как мы видим, не так уж много у вас ответственности, по сравнению с взрослыми, например. А прав? Прав у вас гораздо больше! Так давайте вместе запишем основные виды ответственности.

 

Специалист: Очень часто ребята не хотят брать на себя ответственность и совершают необдуманные поступки. Какие? (Дети высказывают свое мнение). Например,

- плохо учиться;

- курить,  выпивать, принимать психотропные средства, наркотики;

- грубить сверстникам и взрослым;

- унижать маленьких и слабых;

- лгать даже без причины;

- стараются выяснять отношения только с помощью силы;

- портить имущество;

- убегать из дома.

 

Специалист: Среди перечисленного, что для вас самое неприемлемое. Подчеркните эти поступки в вашем списке. Далее выделите три самых страшных, на ваш взгляд поступка. Теперь обведите и поставьте восклицательный знак напротив одного, самого - самого, который вы не совершите никогда.

(После выполнения задания листки откладываются).

 

Специалист: Как вы думаете, из-за чего совершают ваши сверстники такие поступки? (Дети высказывают свое мнение.)

Например:

- недостаток внимания и заботы;

- скука, незанятость;

- запредельные нагрузки и требования;

- конфликты с взрослыми, сверстниками, проживающими в одной группе;

- чувствует себя не признанным, не понятым, обиженным, в отместку (неблагоприятный психологический климат в коллективе).

 

Специалист: А как вы считаете, что может заставить ребёнка любого возраста уйти из дома. (Ответы детей)  Дети убегают из дома, когда...

- им скучно и нечем занять себя (не были сформированы творческие потребности);

- их надоело однообразие (пассивность, безынициативность);

- они хотят необычных впечатлений (нет понятий о последствиях и опасностях);

- они испытывают потребность самоутверждения, принятия и признания (неразборчивость в способах, безответственность).

 

Специалист: Как называют детей, которые оставляют семью и убегают на улицу? (Безнадзорные)  Как называют детей, которые живут на улице? (Беспризорники) Разберемся, чем отличаются безнадзорные дети от беспризорников?

Просмотр социального ролика «Беспризорники».

 

Специалист: Вы посмотрели ролик, а теперь скажите:

- Смогли ли вы жить на улице?

- К чему ведёт жизнь на улице?

- По каким причинам дети оказываются на улице?

- Есть ли у них выбор?

- Что мешает им воспользоваться помощью государственных служб?

- Можно ли назвать это слабостью?

 

Специалист: Ребят, а теперь вам нужно написать несколько собственных аргументов, которые помогут вам отказаться от самовольного ухода из дома.

(Детям дается пять минут на обдумывание и запись.)

 

Например, страх перед неизвестным, нежелание огорчать людей, которые мне дороги, боязнь испортить отношения со сверстниками или педагогами, страх попасть в дурную историю, что то-то случиться со мной и т.д.).

 

Специалист: Ребята, кто хотел бы поделиться своими аргументами? Какие основные качества необходимы для того, чтобы сказать себе: «Стоп! Подумай, правильно ли ты поступаешь?». Например, целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность).

 

Специалист: Можете ли вы назвать себя волевым человеком? А может у вас всё-таки недостаточно волевых качеств, для того чтобы справится с проблемами. 

Просмотр социального ролика «Сила воли».

 

Специалист: В конце нашей встречи я расскажу притчу «Хорошее тебя окружает или плохое – зависит от тебя».

 

Один ученик постоянно жаловался учителю на свою жизнь: и то ему не нравилось, и это было не так – в общем, всё было плохо. Тогда учитель привел его в комнату и сказал:

– Рассмотри эту комнату и постарайся запомнить все вещи черного цвета.

В комнате было много черных вещей, и когда ученик справился с этой задачей, учитель сказал ему:

– А теперь закрой глаза и перечисли все вещи белого цвета.

Ученик растерялся и говорит:

– Но я не замечал белых вещей, потому что запоминал только черные.

– А теперь, – сказал учитель, – открой глаза и осмотрись – в комнате много предметов белого цвета.

Ученик открыл глаза и увидел, что это была чистая правда.

– Этим примером я хотел показать тебе правду жизни, – продолжил учитель. – Если ты ищешь в жизни только плохое, то ты обязательно его найдешь и никогда не заметишь ничего хорошего.

 

Специалист: Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего занятия в вашей жизни будет больше белого цвета. Наше занятие подошло к концу. Спасибо за активность! До встречи!