0+
Утверждаю
Заведующий МДОБУ «Новоарбанский
детский сад «Радуга»
____________ Л. А. Федорова
«___»__________ 20__ год
МДОБУ «Новоарбанский детский сад «Радуга»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
«Моя семья»
воспитатель Каляканова В.В.
первая квалификационная категория
п. Новый
2023 год
Цель:
Учить детей определять и находить родственные связи, составлять древо своей семьи. формировать способность произвольного запоминания, с помощью мнемотаблиц, развивать ассоциативное мышление.
Задачи:
- формировать понятие о семье, представление о членах семьи, как о людях, которые помогают и заботятся друг о друге;
- развивать логическое мышление, через установление пар родственных отношений (мама – сын, бабушка – внучка, брат и сестра).
- развивать умения работать с мнемотаблицами;
- развивать познавательный интерес и связную речь;
Материал к занятию:
Сюжетная картина «Семейный очаг», книга с заданиями, мяч, корзина, мнемотаблица «Четвертый лишний», «Пальчиковая гимнастика. Семья», «Стихотворение. Семья», фотоальбом.
Предварительная работа:
Беседы на темы: «Моя семья», «Мои бабушки и дедушки», составление рассказов о своей семье, разучивание пословиц о семье, дидактические игры «Собери папины инструменты», «Помоги маме сварить борщ», подвижные игры «Мы весёлые ребята», «Баба сеяла горох», сюжетно-ролевая игра «Семья».
Ход занятия.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой руг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг друг другу улыбнемся
Я вам предлагаю отправиться со мной в страну под названием «Семейный очаг».
Давайте закроем глазки и произнесём волшебные слова:
«Раз — мы низко приседаем,
Два — мы глазки закрываем,
Три — попробуем мы встать,
Глазки надо открывать!»
Воспитатель:
Посмотрите, где это мы с вами очутились, это волшебная комната. А это что такое? Письмо. Наверно, это письмо для нас, что же в нём написано?!
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Огонек — я хранитель домашнего очага. Я очень рад, что вы решили отправиться ко мне в гости, в страну «Семейный очаг». У меня для вас есть подарок – Волшебная книга. На каждой её страничке есть задания, выполнив которые, вы узнаете, что же такое Семейный очаг. Желаю удачи!».
Так вот, кто такой Огонек! Ну, что ребята, хотите поиграть с книгой?
Тогда открываем первую главу, она называется «Вопрос – ответ». Огонек предлагает поиграть в дидактическую игру «Четвертый лишний».
Воспитатель:
Ребята, а что такое семья?
Правильно! Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Семья есть у каждого человека. Это самые близкие и родные люди.Все члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге, стараются сделать все, чтобы не расстраивать друг друга.
Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь. В семье могут жить люди разного возраста- и маленькие, и пожилые.
Бывают семьи большие, а может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Главное – не количество членов семьи, а то, как они относятся друг к другу. Ещё можно сказать: семья –это родственники.
Заучивание стихотворения «Семья» с использованием мнемотаблицы.
Воспитатель:
Кем члены семьи приходятся друг другу?
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).
Воспитатель:
На вопросы ответили правильно. Да, ребята, семья может быть большой и дружной. Главное в семье всегда была любовь и уважение друг к другу.
Пальчиковая игра «Моя семья» (мнемотаблица)
Воспитатель:
А нам пора продолжать. Садитесь все на стульчики. Итак, глава вторая, «Фотоальбом»
Есть в доме любом семейный альбом,
Как в зеркале, мы отражаемся в нём
Пускай, не всегда мы красивы,
Зато эти фото правдивы
Хранится альбом в нашем доме,
И снимки хранятся в альбоме.
Их много и старых и новых – У нас у семейства большого.
Воспитатель:
А у нас в группе тоже есть фотоальбом! Посмотрите внимательно, и вы увидите здесь свои фотографии. Ребята, кто здесь изображён? Как одним словом сказать? (семья). Огонек хотел, чтобы вы рассказали о своей семье: кто живёт в вашей семье, как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, брата или сестрёнку. Расскажите и о них тоже.
(Дети составляют рассказ о своей семье).
Воспитатель:
Какие вы все молодцы! Так хорошо рассказали о своих семьях! И на вопросы ответили правильно. Да, ребята, семья может быть большой и дружной. Главное в семье всегда была любовь и уважение друг к другу.
Семья-это родственники, живущие в одном доме ,которые любят друг друга и заботятся друг о друге.
Давайте откроем третью главу, «Поиграй — ка». Хотите поиграть?
Физминутка «Семейная зарядка».
- А сейчас давайте вместе выполним семейную зарядку:
Осенью, весной, летом и зимой (хлопки руками)
Мы во двор выходим дружною семьёй. (маршируют на месте)
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку. (взявшись за руки образуют круг)
Мама руки поднимает, (руки поднять вверх и опустить)
Папа бодро приседает, (присесть и встать)
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева. (руки на пояс, повороты туловища)
А я сам бегу трусцой (бег на месте)
И качаю головой. (наклоны головы вправо-влево)
Дидактическая игра «Кто какой?» (мячом)
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая?) — добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная:
Папа — строгий, умный, сильный:
Бабушка — старенькая, седая, отзывчивая:
Дедушка — старый, мудрый, седой:
Сестра — весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.
Брат — сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:
«Дидактическая игра Корзина добрых дел».
Ребята, а вы хотите никогда не огорчать своих родных?
Как вы думаете, чем можно порадовать своих мам и пап, бабушек и дедушек? (хорошими поступками)
Тогда нам поможет корзина добрых дел.
Давайте встанем вкруг, будем передавать корзинку друг другу и называть доброе дело, которым можно порадовать своих близких, сделанное от всего сердца.
Я буду мыть посуду.
Я буду поливать цветы.
Я буду убирать игрушки.
Я буду пылесосить.
Я буду вытирать пыль.
Я буду заправлять кровать.
Я буду хорошо себя вести.
Посмотрите сколько сердечек оказалось в нашей корзине,столько добрых дел вам предстоит сделать.
Вот и прочитана последняя глава Волшебной книги. Наше путешествие подошло к концу и нам пора отправляться в детский сад.
Возьмитесь все за руки, закройте глаза, а я произнесу волшебные слова.
«Раз — мы низко приседаем,
Два — мы глазки закрываем,
Три — попробуем мы встать,
Глазки надо открывать!».
Воспитатель:
Вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше сказочное путешествие по страницам Волшебной книги? А что понравилось больше всего? (ответы детей)
Семья – это слово родное, сколько в нём света, добра и тепла.
Как мы гордимся своими родными за все их заслуги, за все их дела!
Воспитатель:
Какие молодцы. Я почувствовала вашу любовь к своим близким и заботу о них. И пусть сердечки из игры «Добрых дел» напоминают вам об этом путешествии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.