Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:
Составление рассказа по картине «Саша и снеговик».
Воспитатель: Лихоманова А.С. КГКП ясли – сад № 102 г.Павлодара
Цель. Восприятие сюжета картины через активные речевые формы.
Задачи. Формировать у детей умение рассказывать об объекте картины, используя схему.
Обучать мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений.
Развивать у детей чувство эмпатии ( вхождение в образ).
Развивать грамматически правильную речь детей (строить предложения, опираясь на инструкции).
Воспитывать у детей умение последовательно рассматривать картину, закрепляя определенную группу слов.
Словарь: обогащение – передний план, задний план; активизация – далеко, близко, «зимние слова», журналист.
Приёмы:
· «Чудесный мешочек».
· Игра «Собери из частей целое».
· «Подзорная труба».
· Игра «Справа – слева».
· Игра «Журналисты».
· «Поделимся настроением».
№, Место, Время. |
Содержание |
пособия. |
1. Приемная.
|
Организационно – мотивационная часть. Игра «Собираем слова». У нас две команды – мальчики и девочки. Будем играть со словами – вот они – показать «снежки» (ватные комочки). Вы называете «зимнее» слово, а я кладу в вашу корзинку «снежок». По-очереди мальчики и девочки. У кого корзинка быстрее наполнится, тот и выиграл. (Играют). Посмотрите, корзинки наполнены – чем? (словами) Какими словами? (зимними) Сегодня мы будем рассматривать картину о зиме. Давайте зайдем и сядем за столы. |
Корзинки две. Ватные комочки. Чудесный мешочек. |
2. В группе. Садятся.
|
Сядем за столы необычным способом. Подойдите, достаньте из чудесной коробочки что-то и найдите такое же изображение на столе и сядьте за него. Что вы видите на столах? (разрезные картинки) Что с ними надо сделать? (сложить картинку из частей) Складывают картинки из частей. Что получилось? (снеговик, снегири, синица, санки) Что можно сказать об этих словах? (это зимние слова) |
Цветные снежинки. Шкатулка. Обозначение на столах. Разрезные картинки – санки, снеговик, синица, снегирь. |
3. Сидя.
|
Посмотрите на картину, что вы видите? (ничего, она перевернута тыльной стороной вверх) Вспомните, картина о чем? (о зиме) Как вы думаете, что может находиться на этой картине? (дети перечисляют) Перевернуть картину. Дети, что вы угадали? (дети называют) А чего нет на картине из того, что вы называли? (дети перечисляют) |
Картина, мольберт. |
4. Сидя.
|
Рассмотрим картину необычным способом – в подзорную трубу. Этот (синий) край для рассматривания заднего плана картины, а этот (красный) для рассматривания переднего плана. Назовите сначала то, что на переднем плане картины. Нужно назвать предмет, сказать какой он, что делает, какое у него настроение. В этом вам поможет небольшая схема-подсказка. (дети называют – снеговик, мальчик, санки,) Теперь назовите то, что располагается на заднем плане картины. (дети называют – дерево, снегири, синица, стая птиц, небо, снег) |
Подзорные трубы. |
5. Стоя спиной к картине.
|
А теперь – игра «Справа – слева». Девочки будут называть, то что находится с правой стороны картины, а мальчики – с левой. По-очереди. А чтоб было интересней, мы встанем и отвернемся от картины. (справа я вижу…) (слева я вижу…) Молодцы! Повернитесь, посмотрите и придумайте название для этой картины. (дети предлагают варианты) А на самом деле художник дал название картины – «Саша и снеговик». |
Цветная резинка. |
6. Одна часть детей стоит, другая – сидит.
|
Сейчас мы с вами поиграем в игру «журналисты». Чем занимаются журналисты? (они собирают информацию и делятся ею со всеми – по телевизору, по радио, в газетах, в журналах) Вы хорошо ознакомились с содержанием картины? (да) Теперь вы можете даже загадывать загадки о ней и отгадывать их! Раздаются карточки-схемы детям.( снеговик, Саша , снегирь, санки). Участвуют в загадывании загадок 5-7 детей, остальные – отгадывают. Дети начинают словами «Кто это?» или «Что это?». |
План-схемы слов: снегирь, снеговик, мальчик Саша, сани. |
7.
|
Итоговая часть. Давайте с вами вспомним все с самого начала: 1. Какое место действия изображено на картине? (участок, двор) 2. Кто изображен на картине? (мальчик Саша, снегири, синица, стая птиц) (снеговик?) 3. Что изображено на картине? (санки, дерево, метла, ведро, снег, снежинки, небо) (снеговик?) 4. Какое настроение у героев этой картины? (хорошее, веселое) 5. Почему? Какая погода? (хорошая спокойная зимняя погода, потому что светло, снежинки спокойно падают вниз) Рефлексия. А у вас дети какое настроение? (хорошее) Давайте своим настроением поделимся с нашим другом Седечкиным. Возьмите сердечко понравившегося цвета и опустите его в карманчик Сердечкина. И все увидят какое настроение у вас! |
Шкатулка в форме «сердца». Цветные сердечки из бумаги. Нарисованная кукла с «карманом» - Сердечкин. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.