Дифференциация в обучении детей с задержкой психического развития
Горячева Ольга Петровна,
Учитель начальных классов
МОУ «С(К)ОШИ №4»
г. Магнитогорск
Особую роль играет организация дифференцированного подхода. В специализированной школе, детям с ЗПР обучающимся по программе 7.2. дифференциация в обучении необходима на всех этапах урока.
Дифференциация в современном понимании - это учёт индивидуальных особенностей детей, для формирования условных групп, на основе которых будет строиться дальнейшее обучение. Сущность дифференцированного подхода, заключается в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности школьников.
Хотелось бы рассказать, как проходит дифференцированная работа на примере моего класса.
В 3"б" классе, который я обучаю, детей можно разделить на условные группы:
1) Дети с речевыми нарушениями - это особая категория детей, у которых есть значительные речевые дефекты. К примеру учащиеся могут не различать звуки р, л и другие.
2) Учащиеся с замедленным темпом работы - это те дети, которым для выполнения задания требуется большее количество времени, чем другим, но качество выполненной работы от этого не изменится. Таким детям обычно труднее сконцентрироваться и они тратят все свои силы на данный процесс в результате чего данную группу учеников можно назвать - дети с повышенной тревожностью.
3) гиперактивные - это дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности , с поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность. Детей данной группы в моём классе большинство.
Для каждой из этих групп, на всех этапах работы необходим особый (дифференцированный) подход.
Для демонстрации реализации дифференцированного подхода, предоставляю разбор одного из уроков усвоения новых знаний по русскому языку в 3 классе. По теме: "Однокоренные слова".
Для проведения данного урока, необходимо ещё на предыдущем занятии подумать о детях с замедленным темпом работы и в качестве домашнего задания предложить подобрать к существительному берёза пару слов, которые будут близки по смыслу и похожи по написанию. Необходимо это, для того, что бы учащиеся чувствовали себя более комфортно на уроке получения нового знания, а так же, что бы на занятии им требовалось меньше времени на осознание понятия однокоренные слова. Благодаря такой пропедевтике у детей с заниженным темпом работы складывается положительный эмоциональный фон на уроке.
На первом этапе урока (Организационном) очень Важным является момент приветствия детей. Группа детей с гиперактивностью успокаиваются после перемены всегда дольше других, поэтому необходимо их смотивировать на рабочий лад похвалой. Обычное " Спасибо, что красиво выглядишь и как приятно на тебя смотреть" адресованное лично( по имени) ученику настраивает ребёнка на учебную деятельность, создает позитивный настрой урока, а так же акцентирует на важности каждого из них для учителя.
Так же необходимо на данном этапе обратить внимание на детей с повышенной тревожностью, посмотреть на них и улыбнуться одобрительно, или же сказать "сегодняшний урок мы с вами сможем с легкостью понять". Данная фраза помогает детям с замедленным темпом деятельности почувствовать уверенность в своих силах.
На втором этапе урока (Постановка цели и
задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся). В контексте
урока на тему: "Однокоренных слов" я предлагаю задание по картинкам.
В нём необходимо разделить на две группы предложенные картинки.
(берёза, подберёзовик, берёзонька. Гусь гусёнок гусята)
К доске выйдет ребёнок с гиперактивностью, так как ему необходимо движение для усвоение материала, а так же внимание, которое он получит работая перед всем классом.
Данное задание не должно вызвать затруднение у учащихся. После того , как две группы будут сформированы я спрашиваю у детей "Почему именно на такие группы они их разделили и что у картинок в каждой группе общее?" После данного вопроса дети с замедленным темпом работы как правило поднимают руку, так как дома уже подобные слова они подбирали и принцип выполнения работы ими был разобран.
После выполнения данного задания мы выяснили, что эти слова похожи по написанию и смыслу.
Но стоит отметить, что не всегда дети после этого задания могут понять что такое однокоренные слова, поэтому для лучшего осмысления ими темы урока и создания мотивации я рассказываю маленькую сказку по теме урока.
ТЕКСТ СКАЗКИ: Много-много лет тому назад нашел старик странное семечко. Он решил его посадить в землю и посмотреть, что же из него вырастет. Сначала из семечка вырос странный корень. Вот он. (Карточка с корнем - сад перевернута словом к доске. Учитель прикрепляет ее на доску). Затем из этого корня стали отходить ростки. Были они чем-то похожи на этот корень, но и свое в каждом было. Вот эти отростки. (Карточки со словами рассада, садовник, садовод, посадки прикрепляются на нарисованные, на доске ветки дерева). И выросло вот такое дерево.
Как следствие, дети по аналогии с этой сказкой в ходе урока ищут однокоренные слова.
Этап усвоения новых знаний и способов действий
На данном этапе я работаю с учебником, предварительно раздав учащимся картинка-схемы с тем самым деревом однокоренных слов.
Выбираю упражнение (по УМК Школа России) №109 с.62.
И опять же учитываю группы детей. Дети с гиперактивностью пару человек работают у доски, дети с замедленным темпом работы записывают не все группы однокоренных слов, а только две (т.е. выполняют половину работы), но данный фактор не мешает мне увидеть насколько осмысленна данным ребёнком тема урока.
Очень важно в процессе работы детей успеть пройтись по классу и посмотреть как они выполняют данное задание, ведь учащимся с ЗПР часто очень трудно заставить себя начать выполнять письменное упражнение. Контроль педагога в этом очень помогает. Я обычно ставлю плюсики в тетрадях если ученик правильно понял концепцию работы и если я вижу, что у ученика данная работа вызывает затруднение, стараюсь ещё раз на примере именно предложенного упражнения объяснить данную тему.
Этап первичной проверки понимания изученного.
На данном этапе очень удобно использовать карточки с разноуровневыми заданиями.
Для учащихся с речевыми нарушениями, как и для детей с замедленным темпом работы необходимы карточки без списывания слов в тетрадь. Ведь дети с речевыми нарушениями при списывании слов проговаривая их вероятнее всего допустят ошибки, что их самих в дальнейшем может расстроить. Дети же с замедленным темпом работы будут настолько сконцентрированы на переписывании слов , что и вовсе могут забыть выполнить задание.
Для таких групп детей я предлагаю в контексте данного урока вот эти карточки:
1. Подчеркни группы однокоренных слов. Зелёным карандашом группу со словом лёд; синим карандашом группу со словом гусь.
Ледяной, гусь, гусиный,ледовый, гусеница, полёт, гусята.
Для детей с гиперактивностью карточки должны быть не сильно объёмными, но и не сильно трудными.
Например:
1. Прочитайте. Найдите "лишнее" слово. И выпишите его в тетрадь.
Водяной, вода, водичка, подводник, водитель.
Гора, горка, горный, горевать, пригорок, горец.
Река, речной, речь, речушка ,речник.
Купить, покупка, покупатель, купец, купальник, накупить.
Пар, запариться, парное (молоко), пара (обуви).
Маленький, малявка, маляр, малыш.
Гроза, грозный, гроздь, грозовой.
Конница, конник, подоконник, конюшня.
Лень, лентяй, лента, ленивец.
Чай, заварка, чайник, чайная.
Сухой, сухарь, сухость, сушить, жарить.
Для учащихся с нормальным темпом работы я обычно предлагаю задания, где необходимо списать текст или его часть и выполнить задания на данную тему.
Например:
1. Образуй от данных слов однокоренные слова, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? И запиши их, выделяя корень.
а)
мир -
родина -
хлеб -
б)
мука -
рожь -
холод -
Этап применения знаний и способов действий
На данном этапе я предлагаю двигательную игру. Это очень важно, что бы дети начальных классов отдохнули сменив вид деятельности. Гиперактивные дети смогли выплеснуть уже накопившуюся энергию, а дети с повышенной тревожностью сняли физическое и умственное напряжение.
Например:
Правила игры: когда я называю однокоренное слово к заданному вы садитесь, когда лишнее слово вы встаёте и хлопаете.
Однокоренные к слову СНЕГ: снежок, снежочек, СЛАДОСТЬ, СОЛНЦЕ, снежище, снежинка, ГРАД, ДОЖДЬ, СУГРОБ, снежиночка, снегурочка, НЕБО, ХОЛОД, САХАРОК, снеговик, снеговичок, ЦВЕТЫ, ПОДСОЛНУХ, подснежник, ПОДОСИНОВИК, снегопад, снегоуборка, снегоход, снежный, ПОДСОЛНЕЧНОЕ, снеговой, Снегурочкин, МОРОЗ, белоснежный, СИНИЙ
Этап обобщения и систематизации знаний
На данном этапе мы вместе с детьми сначала устно, затем письменно заполняем все важные знания полученные на уроке.
Группа детей с замедленным темпом работы получит данные карточки уже в заполненном виде (когда будет необходимо писать)
Группа детей с гиперактивностью будут главными помощниками в составлении этой таблицы.
1. однокоренные слова - один корень, похожее значение
2. корень выделяется ____________ значком
3. Например: Кот, кошачий, котёнок.
Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий. Рефлексия
На данном этапе я предлагаю детям самим поставить себе плюсики по критериям:
1 плюсик если все задания он смог сделать.
2 плюсик если все необходимое он успел записать.
3 плюсик если он понял что такое однокоренные слова.
4 плюсик если уверен в себе что сможет найти их в домашней работе.
Предложенное задание помогает детям подумать над самим уроком и тем, что осталось в голове. Учит детей оценивать свои старания, а так же понять необходимо ли ещё раз проработать данный материал на коррекционном занятии. Один из плюсов точно будет стоять у ребенка в конце урока, что безусловно порадует и тревожного и гиперактивного одинаково.
Этап информирования о домашнем задании
Данный этап, по моему мнению, необходимо проводить перед завершением урока, чтобы дети, которые не понимают домашнего задания, смогли на перемене подойти и ещё раз попросить его им объяснить.
Дифференцированные задания на дом я не задаю, но помощь в выполнении и многократном разнообразном объяснении осуществляю.
Оценивание детей при проверке их работ
Очень важным моментом является оценивание работы детей. Группы совершенно разные и поэтому при выполнении к примеру одинаковой работы, всеми детьми у группы учащихся с речевыми нарушениями я не буду обращать внимание на ошибку - замена букв в слове, потому что это уже логопедическая работа. Например замены буквы р на л.
У детей с замедленным темпом работы я буду большее внимание обращать на качественность выполненного материала, а не на его объем.
Дети с нормальным темпом работы будут мной оценены с учетом и качественности работы и объема выполненного материала.
У гиперактивных детей, я зачастую стараюсь не требовать чистоты выполненной работы. Если подчерк немного скачет и не аккуратный, то у данной группы детей особое внимание не обращаю.
В заключение своего выступления, хотелось бы отметить, что дети с задержкой психического развития - это особенные дети и к ним нужны свои подходы. Очень важно относиться с пониманием к каждой из групп и требовать только то, что им под силу. Иногда детей с повышенной тревожностью и замедленным темпом работы необходимо погладить по руке или просто дотронуться, что бы данное напряжение снять. Детей же с гиперактивностью необходимо иногда обнять на переменке. С учениками с речевыми нарушениями необходимо разговаривать и невзначай поправлять их и проговаривать на перегонки скороговорки. Про детей с нормальным темпом работы тоже не стоит забывать и иногда их следует хвалить за важные достижения.
Дифференциация - это очень важный компонент работы с детьми, относящимися к категории ЗПР. Никогда не следует о нем забывать.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.