Структурно-содержательная модель профессиональной мобильности педагога

  • Научные работы
  • doc
  • 12.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Профессиональная мобильность - ключевой показатель профессионализма человека. Многозадачность как характеристика современной профессиональной деятельности требует от человека быстрого переключения или удержания разных аспектов деятельности. Через какие показатели, с одной стороны, мы определяем человека как профессионально мобильного, с другой - ориентируясь на которые можно развивать в себе это качество.
Иконка файла материала Структурно_содержательная_модель_проф_мобильности_педагога.doc

Структурно – содержательная модель

профессиональной мобильности педагога

С.А.Фёдорова, к.п.н., зав. лаюораторией,

 И.С.Бырдина, методист Красноярского

краевого института развития образования

Вопрос о мобильности педагога возникает в контексте мобильности системы образования,  необходимость которой, в свою очередь, является следствием процессов глобализации в области образования. Глобальная проблема современности , заключающаяся в отставании темпов развития компетентности современного человека от темпов изменения ноосферы[1], вызванных, в основном, деятельностью самого человека, требует поиска новых подходов к организации сферы образования.

Мобильность системы образования -  своевременное приспособление образовательных структур общества к периодическим изменениям спроса и предложения на рынке труда, в оптимальном виде выражающееся в подготовке рабочей силы по квалификации, заранее упреждающей спрос[2].

Под профессиональной мобильностью понимается изменение группой лиц или индивидом позиции, места, занимаемого в профессиональной структуре; переходы людей из одних профессиональных групп и слоев в другие. По этим показателям ряд социологических исследований обнаруживает достаточно низкий уровень профессиональной мобильности педагога.[3] В этой связи, современным  педагогам так важно понять, что трансляция культуры, во всяком случае, в той форме, которая была характерна для последних поколений России, перестает быть основой образования. «Переход от установки на развитие детей к педагогической ценности саморазвития ребенка и педагога - вот формула новой, зарождающейся сегодня педагогики".

Непрерывное профессиональное образование педагога является условием повышения профессиональной мобильности педагога. Перед нами стояла задача разработать содержание этого профессионального образования. Но без модели профессиональной мобильности, куда бы входили структурные элементы данного понятия, содержательных параметров и критериев их обнаружения, определить содержание программы развития профессиональной мобильности педагога было просто невозможно. Так появилась предлагаемая читателю модель.

Диаграмма мобильности

 

                    расстояние

 


                                                         движение

 

 


направление

                                                        скорость

 

 

Структурными компонентами модели были выделены следующие: направление (мотивы, цель), движение (действия, образовательные акты), скорость (время реагирования на новое) и расстояние (масштаб изменений в статусе, позиции, профессиональной группе).

В Таблице 1 приведены содержательные параметры и критерии проявления выделенных структурных элементов модели. На основании данной таблицы была составлена программа курса повышение квалификации педагогов по теме «Развитие педагогических компетентностей как условие повышения профессиональной мобильности педагога»; были определены критерии определения профессиональной мобильности педагога.

 

 

 

 


Таблица 1.

Пространственно-физические и содержательные показатели мобильности:

 

Пространственный параметр

Содержательный параметр

 

Выражение в способностях - компетентностях

Критерии

Мобильности:

направление

Мотивов - ценностей - целей - профессио­нальных установок

 

 

Аналитическая

 

 

 

 

Прогностическо-проек­тировочная

 

 

 

 

Знаниевая относительно той или иной культурной области

 

 

Быть учеником (осуществлять непрерывное профессиональное образование)

 

- выделение элементов составных частей изучаемого объекта и установление сизей;

- владение приемами диагностики;

- наличие цели чего-то достичь или чего достигли;

 

- постановка реальной цели;

- выделен ресурс (люди, время, деньги…);

- планируем деятельность;

- роль, позиция человека относительно организуемой деятельности;

- видеть модель другого будущего;

 

- аргументированное отношение, суждение к той или Инной культуре;

- владение приемами и методами;

- может перенести теорию в практику;

- имеет представление о нормах культуры и их качествах;

 

- осваивает и реализует новые технологии, способы;

- разрабатывает и реализует проект;

- повышает квалификацию в специально организованных местах;

- переносит новое содержание в практическую деятельность;

- вносит вклад в профессию (методические пособия, статьи, авторские программы, описание опыта, научные исследования и т.д.)

 

В профессиональных группах

 

Коммуникативная:

- способность выслушать

 

 

 

 

 

 

 

- способность выстраивать диалог

 

 

 

- способность менять профессиональную позицию;

- способность презентовать себя, свой ресурс;

 

- задаёт контекст разговора через:

вопрос «в чём проблема, «чем могу помочь»;

выделение предмета разговора;

- задаёт организационные нормы через:

определение временного ресурса «у нас есть  ….. минут»;

определение, дизайн пространства разговора;

устанавливает нормы коммуникации;

- умение снять негативный эмоциональный фон;

 

- выделяет предмет обсуждения;

- обозначат позицию, из которой строит диалог;

- говорит не определениями, а смыслами;

- побуждает к появлению вопроса, предполагающий не однозначный ответ («да», «нет»), а развёрнутый.

 

 

В профессиональных знаниях, способах деятельности

 

 

 

скорость

Реагирования на новое

Поиска средств

Освоения

 

 

движение

Действия, образовательные акты

 

 

расстояние

Масштаб изменений (тактика, стратегия)

 

 

 

 

 


 

Литература:

1. Корсаков А.С., Левченко Д.В., Зайцев Н.Н. Профессиональная мобильность: понятие и содержание. Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 6. С.  281 - 286.

2. Никифоров И.В. Профессиональная мобильность как фактор эффективности сотрудников организации. Журнал «Научное образование». 2025. № 6 (33).

3. Амирова Л.А. Проблема профессиональной мобильности педагога и перспективные ориентиры ее развития // Образование и наука. 2009. № 8. С. 89.


Скачано с www.znanio.ru



[1] Ноосфера (от греч. nóos - разум и сфера), сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития.

[2] Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления. – Екатеринбург (1997).

[3] Амирова Л. Профессионально-педагогическая мобильность учителя как целевая установка высшего педагогического образования. -  Alma mater (2004).