Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Пересказ рассказа И. Калининой «Про лягушку» с опорой на модель.
учитель-логопед высшей квалификационной категории Маковей Л.Г.
г.Волгодонск
Цель: создание условий для развития у детей умения пересказывать рассказ И. Калининой «Про лягушку» с опорой на графический план.
Речевые задачи:
-развитие монологической, вопросно-ответной формы речи в ходе повествования;
-развитие умения передавать содержание текста точно, последовательно, использовать авторские слова, ключевые фразы (карабкаться, подпрыгнула, осторожно, пруд);
-активизация глагольного словаря (скакать, нырять, квакать);
-закрепления умения согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе, падеже. Развитие умения менять силу голоса.
Воспитательные задачи:
-воспитывать у детей бережное отношение к животным, интерес к природе.
Здоровьесбережение:
Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие умения согласовывать речь с движениями.
Материал: рассказ И. Калининой «Про лягушку», игрушка «лягушка», картинки «озеро», «болото», «река», «пруд», графическая модель рассказа, пальчиковая гимнастика «Лягушечки».
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Педагог показывает лягушку: «Здравствуйте, ребята! Вы знаете, где я живу? (в воде, на болоте, на пруду, на озере, в реке). Чем я питаюсь? (комарами, червяками). Что я умею делать? (скакать, нырять, плавать, квакать). Как меня называют ласково? (лягушечка-квакушечка).
2. Чтение рассказа И. Калининой «Про лягушку», показ графического плана.
3. Беседа по содержанию.
-Кого принесла мама?
-Где мама нашла лягушку?
-Как реагировала Катя?
-Что сказал Вася?
-Как поступила Катя? Почему?
-Что увидел Вася, когда прибежал домой?
-Правильно ли поступила Катя? Почему?
-Как надо обращаться с лягушками?
Словарная работа по тексту.
-Что значит «осторожно», «карабкаться»? Покажите эти действия.
4. Динамическая пауза. Игра «Лягушата».
-Давайте, ребята, покажем, как лягушки радовались, когда их подружка к ним вернулась.
Покружились, покружились,
И в лягушек превратились.
Поскакали лягушки на пруд. ( дети скачут по кругу)
Сидят, греются на солнышке.
Дождь собирается, лягушки радуются, громко квакают, прыгают.
Цапля идёт, замолчали лягушки, нырнули в воду.
Ушла цапля, лягушки вынырнули, квакают тихо, громче, громко.
Подпрыгивают, ловят комаров, мошек.
5. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
Повторение текста с опорой на графическое изображение.
6. Пальчиковая гимнастика «Лягушечки».
Лягушечки-квакушечки по бережку гуляют, (соединять пальцы поочерёдно с большим пальцем)
Комариков-судариков и мошек собирают. (соединять пальцы щепоткой с большим пальцем)
7. Пересказы детей с опорой на графические изображения моментов рассказа.
Установка «Нужно назвать автора и название рассказа».
8. Итог занятия.
Педагог предлагает детям встать в круг. Ребята, с каким рассказом мы сегодня познакомились? Кто написал рассказ? Дома вы можете рассказать этот рассказ своим родным.
Рассказ «Про лягушку» И. Калинина
Пошла мама на пруд за водой. Зачерпнула воду, а в ведре лягушка. Мама принесла лягушку домой, посадила в банку и дала Кате с Васей. Катя лягушки боится, а Вася по банке рукой хлопает: «Не боюсь лягушки, не боюсь лягушки». Лягушка подпрыгнула, стала карабкаться на стеклянную стенку. Васе смешно, а Кате жалко:
-Давай выпустим лягушку…
-Нет, не выпустим, пусть в банке сидит.
Постоял Вася около лягушки, и убежал к ребятам, а Катя дома осталась. Смотрит издали, как сидит в банке толстая зелёная лягушка. Катя подошла поближе. Посмотрела, посмотрела, ещё ближе подошла. Осторожно перевернула банку и выбросила лягушку за окно, а сама бегом на улицу.
А Вася нагулялся, пришел домой, глядит-что такое? Лежит пустая банка, а в открытое окно слышно, как квакают лягушки на пруду. Должно быть, радуются, что толстая зелёная лягушка к ним на пруд вернулась.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.