Конспект занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.
Тема: «Развитие внимания»
Класс: 2
Возраст детей: 7-9 лет
Форма занятия: групповая
Цель занятия: формирование устойчивости и направленности внимания, развитие слухового и зрительного восприятия, двигательных функций организма у детей младшего школьного возраста.
Задачи занятия:
способствовать формированию устойчивого внимания;
формировать умение распределять внимание;
совершенствовать процессы пространственного ориентирования;
активизировать психическое состояние детей средствами физической культуры;
воспитывать положительные личностные качества: терпение, дисциплинированность, трудолюбие.
Основные направления деятельности:
коррекционно-развивающее направление;
профилактическое направление;
развивающе-обучающее направление.
Методы и приёмы:
практические упражнения;
подвижные игры;
дидактические средства (карточки, таблицы);
релаксационные упражнения.
Средства реализации программы:
выполнение физических упражнений с использованием пособий и оборудования;
использование элементов гимнастики;
музыкальное сопровождение;
применение методов саморегуляции и расслабления мышц.
Формы контроля результатов:
наблюдение педагога-психолога;
самооценка детей;
диагностика состояния работоспособности детей и степени их адаптации к нагрузкам.
Организация пространства:
кабинет психолога оборудован необходимым инвентарем и пособиями;
обеспечено пространство для активного движения детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационная часть (5 минут):
Приветствие, сообщение темы занятия, постановка целей.
Добрый день, ребята!
Мы начинаем наше очередное интересное занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Сегодня мы отправимся в путешествие, которое поможет нам стать ещё внимательнее, ловчее и сильнее. Мы узнаем много нового о себе, своём внимании и координации, выполним интересные упражнения и весёлые игры.
Пусть наши занятия станут для вас радостными и полезными, помогающими раскрыть ваши таланты и возможности. Готовьтесь отправиться навстречу новым открытиям и успехам!
2. Разминка (10 минут):
Подвижные игры, направленные на разминку рук, ног, шеи, глаз.
1. Игра «Моргалки»
Цель: Разминаем мышцы глаз.
Правила: участники стоят друг напротив друга и смотрят прямо вперёд. По команде ведущего начинают моргать одновременно, пытаясь поймать взгляд другого игрока. Кто дольше продержался, тот выиграл раунд.
2. Игра «Поезд»
Цель: Активизация суставов рук и ног.
Правила: дети встают в цепочку друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Первый игрок медленно движется вперед, остальные идут за ним, приседая и поднимаясь вверх-вниз. Такая ходьба развивает гибкость позвоночника и укрепляет ноги.
3. Игра «Летающая птица»
Цель: Укрепляем шею и плечи.
Правила: игроки садятся на корточки, вытягивая голову вперед, словно птицы клюют корм. Потом плавно поднимают подбородок вверх, потом опускают назад, растягивая мышцы шеи. Повторяют движение несколько раз.
4. Игра «Фонарики»
Цель: Разрабатываем кисти рук.
Правила: участник держит вытянутые пальцы вверх, разводя ладони в стороны и вращая кистями рук сначала вправо, затем влево. Чем больше амплитуда вращения, тем лучше развивается гибкость пальцев.
5. Игра «Гусеница»
Цель: Растяжка мышц спины и укрепление корпуса.
Правила: все ложатся на живот, расставляя руки и ноги широко. Затем, начиная с головы, перекатываются телом вперёд, имитируя ползущую гусеницу. Выполняется медленно и аккуратно, осторожно сгибая позвоночник.
6. Игра «Заблудившийся котенок»
Цель: Тренировка зрения и координации.
Один ребенок становится ведущим, надев маску кота. Остальные прячутся за стульями или партами. Кот должен искать малышей, называя их имена. Когда малыш найден, он выходит из укрытия и бежит обратно на своё место, улучшая зрение и реакцию.
Эти игры помогают весело и интересно подготовить тело и мозг к активной работе на занятии.
3. Основная часть (25 минут):
Выполнение основных упражнений, направленных на развитие внимания и сенсомоторики:
Упражнения:
"Цветочная поляна": дети ищут цветы определенного цвета среди множества цветков разного окраса.
"Следопыт": прохождение лабиринтов с закрытыми глазами, ориентация по голосовым командам педагога.
"Быстрые цифры": записывание услышанных чисел подряд, концентрация на звуковом восприятии.
"Весёлые мячики": перебрасывание мячей разными способами, координация движений и скорость реакции.
4. Заключительная часть (5 минут):
Расслабляющие дыхательные упражнения, подведём итоги занятия, обратная связь от детей. Завершить занятие рекомендуется простыми и приятными дыхательными упражнениями, которые помогут детям расслабиться и успокоиться. Эти упражнения полезны также для снятия напряжения, улучшения настроения и подготовки к дальнейшим делам.
Примеры дыхательных упражнений для детей:
1. «Воздушный шарик»
Представьте, что ваш животик — воздушный шарик. Медленно вдохните воздух через нос, пока ваш шарик наполняется воздухом, чувствуя, как живот расширяется. Затем выдохните через рот, мягко выпускайте воздух, представляя, как шарик постепенно уменьшается.
2. «Свеча на празднике»
Поставьте руку перед собой, представив, что на ней горят свечи. Сделайте глубокий вдох через нос, а затем медленно дуньте на свечу, будто хотите погасить пламя, долго и спокойно выдыхая через рот.
3. «Цветочек»
Положите ладонь на грудь и почувствуйте дыхание. Вообразите, что перед вами красивый цветок. Вдохните аромат цветка глубоко через нос, наполнив легкие свежим ароматом. Выдохните медленно, представляя, как приятный запах остается внутри вас.
4. «Волшебный пузырь»
Представьте, что вы можете создать волшебный мыльный пузырь. Глубокий вдох через нос, затем плавный долгий выдох через рот, направленный на создание большого пузыря. Попробуйте задерживать дыхание на секунду-две, чтобы почувствовать легкость и спокойствие.
5. «Обнимашки воздуха»
Сядьте ровно, слегка разведя колени. Сложите руки крест-накрест на груди, накрывая себя «обнимашками». Сделайте спокойный вдох через нос, ощущая тепло и безопасность. Выдохните мягко через рот, отпуская напряжение.
Эти упражнения подойдут как завершение занятия, они позволят детям ощутить покой и комфорт, укрепляют нервную систему и способствуют восстановлению сил.
Итоги занятия по развитию внимания во втором классе целесообразно подводить совместно с учениками, делая акцент на достигнутых результатах и приобретённых умениях. Этот завершающий этап способствует закреплению полученных навыков и повышению мотивации к дальнейшей работе.
Итоги занятия:
Что было достигнуто?
Ученики получили представление о важности внимания и значимости целенаправленного наблюдения.
Они познакомились с различными видами внимания (устойчивым, избирательным, распределяющим) и методами его тренировки.
Были выполнены специальные упражнения, позволяющие улучшать концентрацию и устойчивость внимания.
Учителем были отмечены позитивные сдвиги в поведении и развитии всех обучающихся.
Какого результата достигли ученики?
Ребята показали большую заинтересованность в предложенных играх и задачах.
Многие учащиеся смогли сконцентрироваться на выполнении сложных заданий, демонстрируя повышенную работоспособность.
Отмечалось увеличение скорости реакции и точности действий при выполнении учебных задач.
Какие советы получит каждый ученик?
Продолжать регулярно заниматься тренировкой своего внимания в повседневной жизни.
Стараться избегать отвлекающих факторов и создавать комфортные условия для продуктивной работы.
Регулярно повторять пройденные упражнения и стараться решать аналогичные задачи самостоятельно.
Напоминание:
Если возникли трудности, нужно обратиться за советом к учителю или родителю.
Следующее занятие предложит новые способы развить внимание и познакомит с новыми играми и приёмами.
Заключение:
Занятие прошло успешно, обеспечив необходимое развитие навыков внимания и подготовило почву для дальнейшего продвижения в учебной деятельности.
Список используемой литературы:
Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология дошкольника. Учеб.-методич. пособие. — Москва: Просвещение, 1998.
Кравцова Е.Е. Психологические основы дошкольного воспитания. — СПб.: Речь, 2003.
Крутецкий В.А. Основы психологии и педагогики. — Новосибирск: НГУ, 2001.
Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических вузов. — Москва: Владос, 2001.
Подласый И.П. Педагогика начальной школы. — Москва: ВЛАДОС, 2003.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2004.
Данный конспект разработан для систематического повышения уровня внимания и улучшения моторных функций детей младшего школьного возраста, является частью комплексной образовательной программы и рассчитан на регулярное проведение занятий.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.